Долгая дорога домой: дневник велопробега Москва —Якутия

Туяра Павлова — 14 июля
Часть вторая: Ядрин — Чебоксары — Козловка — Свияжск — Казань — Набережные Челны

RoyalCheese продолжает публикацию путевого дневника велопробега The Long Way Home («Долгая дорога домой:»). В нем участвуют четыре человека и одна собака. Николай Павлов и Саша Вигандт едут на велосипедах, Туяра Павлова, канадец Эндрю Бугаардс и пес Пастушок сопровождают их на автомобиле. В первой части они преодолели путь от Москвы до Лыскова (Нижегородская область), во второй — познакомились с республиками: подивились красотами Чувашии и подружились с боксерами в Татарстане.

Чувашия

Шел девятый день нашего путешествия. Утром мы покинули дружелюбный город Лысково, проехали 85 километров и остановились в чувашском городе Ядрине. Здесь нас встречала местная администрация. Скромнее, чем в Лыскове, без каравая, но от этого не менее дружелюбно. Нас разместили в здании дворца спорта. И в Ядрине, и в Лыскове отстроены современные спорткомплексы с просторными залами и даже бассейнами. При этом сами города, хоть и райцентры, но небольшие: в Лыскове живет около 21 тысячи человек, в Лыскове — меньше девяти.

На следующее утро ядринцы показали нам два музея: памяти советского актера Николая Мордвинова и районный краеведческий. Первый нам, далеким от классического советского кино, был не особо интересен. Во второй же мы бежали вприпрыжку. Запомнился он не только представленной экспозицией, но и тем, что располагается в здании бывшей глазной больницы, в которой работал легендарный советский хирург Константин Волков. Кстати, как выяснилось, вначале местная администрация думала разместить нас на ночлег не в спорткомплексе, а в здании музея. Узнав об этом, Эндрю воскликнул: «Эх, жаль, что не вышло: вот бы славная ночь в музее удалась»!

Ядринцы подсказали нам дорогу до Чебоксар, по которой они сами ездят в столицу своей республики. Благодаря их совету большую часть пути мы провели без крупных машин рядом, да и легковых было мало. Катишь посреди поля, вокруг тишина — непередаваемые ощущения!

От Ядрина до Чебоксар — 80 километров. К вечеру 10 дня мы были в столице Чувашской республики. Остановились там у друга и на следующий день помчали знакомиться с Чебоксарами.

Расположившийся на Волге город влюбил в себя раз и навсегда. Честно, не ожидали, что Чебоксары с численностью населения менее 500 тысяч окажется таким благоустроенным.

«Мы, чуваши, — народ скромный — сказали нам еще в Ядрине. В Чебоксарах мы вновь это услышали. И, как убедились, это правда. Аккуратная, благоустроенная, культурно развитая чувашская столица отчего-то не борется за туристов, а скромно ждет в сторонке случайно нагрянувших путешественников вроде нас. Уверена, что при грамотном пиаре Чебоксары могут отбить часть туристов, например, у Казани. От Москвы до Чебоксар — около 600 километров, добраться можно на автобусе, на поезде, на самолете. Ну, или как мы — на велосипеде.

Впрочем, советую не ждать, когда чувашскую столицу заполонят туристы и съездить в этот город в ближайшее время. Остановиться где-нибудь в центре, прогуляться по местному Арбату и обязательно посетить музей пива: оно, пиво то есть, является одним из национальных напитков чувашского народа. Пиво здесь всегда потребляли вне зависимости от возраста и социального положения. Например, один из наших новых чебоксарских знакомых (сейчас ему 29 лет) помнит, как в детстве пил пиво в гостях у бабушки.

Чуваши, разумеется, пили только свежее, живое пиво. Напиток варили в больших кадках, а после переливали в бочки. Хранится оно могло не больше 19 часов. Попробовать его можно в финале экскурсии по музею.

И не забудьте заглянуть в ресторан при музее: здесь вкусно кормят и подают местное пиво. Не знаю, насколько оно соответствует чувашским стандартам пивоварения, но приятно на вкус, легко пьется и не тяжелит голову.
После ужина можно прогуляться по заливу — это место тусовки местной молодежи, особенно в теплое время года. Завершить прогулку по городу стоит у монумента «Мать Чувашии». Впечатляющих размеров и заметная издалека статуя построена недавно, в 2003 году, но уже считается неофициальным символом города, да и всей республики в целом. Любоваться монументом лучше вечером: с подсветкой «Мать» смотрится невероятно красиво и величественно.

Наша следующая остановка была в маленьком городке Козловка. Там нас ждала мама одной из наших новых знакомых из Чебоксар. «Будете в Козловке? Там живет моя мама, остановитесь у нее»! — сразу предложила наша подруга, когда мы рассказали ей о маршруте.

В Козловку приехали довольно поздно. Эндрю и я встретили парней на въезде в город, загрузились в авто и поехали по указанному адресу. Вскоре у всех сели батарейки мобильных телефонов. Мы начали заряжать тот, что с Яндекс-картами, но, как вы наверняка знаете, iPhone нужно время, прежде чем он включится. Благо, мы успели запомнить дорогу: через мост на другую сторону реки и дальше по дороге. Ну, думаем, справимся.

Едем вдоль береговой линии города, видим мост. Правда, какой-то старый и полуразрушенный. Удивились и перебрались на другую сторону. Там с удивлением обнаружили, что дороги как таковой нет. Тем не менее, продолжили путь по заросшей травой тропе. Проехав метро 300, мы уперлись в дряхлый металлический забор. Решили объехать его и обнаружили старый завод. Несколько зданий, судя по состоянию, были покинуты лет 20 назад. На нас смотрели пустые окна, кругом стена леса, сумерки. И тут Эндрю говорит «Кажется, мы в фильме ужасов "Призраки Чувашии". По сценарию, я умру первым».

После таких шуточек обстановка была напряженная. Благо, телефон наконец включился, мы позвонили Валиной маме и выяснили, как добраться.

Место, которое обязательно надо увидеть, проезжая Козловский район,  — мыс «Птичий полет». Это самая высокая точка Чувашии над Волгой. От Козловки ехать минут 15, спросите местных, как добраться — обязательно подскажут.

Татарстан

Мы слышали много хорошего об этой республике, так что нам не терпелось поскорее добраться до Казани. Пока велосипедисты гнали по гладким татарским дорогам, мы с Эндрю успели заехать в город-остров Свияжск. Место популярное, туристов уйма, потрясающий по красоте пейзаж. Если вдруг ни разу не слышали, краткая справка: этот остров-град был построен по приказу Ивана Грозного за несколько недель. Цель такой масштабной стройки носила военный характер: здесь русский царь собирал свои войска перед походом на Казань. Еще один интересный факт, который нам рассказал сотрудник одного из местных кафе: в Свияжске в данный момент живет около 250 человек. Все они, как можно догадаться, коллеги — работают в граде-острове.
Посмотрев Свияжск, отправились в Казань. Рассказывать о татарской столице, пожалуй, нет смысла. Разрешите говорить пафосно и заезженно: это город, который надо видеть. Если бы Казань была женщиной, о ней бы сказали — «Она с изюминкой». Дело даже не в чистоте и благоустройстве города. Есть что-то в этом городе манящее, привлекательное, good vibes, говоря по-английски.

Лично мне Казань запомнилась тремя вещами: во-первых, здесь началась наша дружба с боксерами, которые с тех пор взяли над нами шефство; во-вторых, меня принимали за местную; в-третьих, в Казани наш «Форд» снова показал характер, в результате чего мы провели в татарской столице пять дней.
Расскажу подробнее о первом пункте. Мы пишем письма в администрации населенных пунктов, которые будем проезжать, просим помочь с размещением и питанием. За все время пути нам отказали всего пару раз. Честно, это одно из самых удивительных открытий нашего путешествия! Я поражена, восхищена, счастлива — на весь спектр чувств не подобрать выражений.

В Казани нас разместили в Центре бокса и настольного тенниса на улице с труднозапоминаемым для нас названием «Джаудата Файзи». На второй день мы познакомились с руководителем заведения, боксером и доброй души человеком. Узнав, что дальше наш путь лежит через Набережные Челны, Андрей связался с местным другом-боксером и попросил помочь нам с жильем.
Так началась наша дружба с боксерами. В Набережных Челнах нас с королевским размахом встретил президент местной федерации бокса, а после договорился с другом-боксером из Тюмени о нашем дальнейшем размещении. Мы уже молчим о том, как приятно иметь футболки с логотипами боксерских клубов — Валерий щедро ими поделился, приговаривая: «Так, теперь-то вы точно в безопасности»!

Пару слов о Набережных Челнах. Город нас удивил: здесь так много торговых центров! Даже в Москве их, кажется, меньше. Туристическим местом, конечно, Набережные Челны не назовешь даже с натяжкой. Зато это город, в котором уютно жить с семьей и зарабатывать деньги. А культурно отдыхать можно в той же Казани: расстояние между городами — всего 241 километр.

Татарстан мы покинули 1 июня. Первый день лета мы уже встретили в Башкирии. Но об этом чуть позже.

2933 просмотра

Он пройдёт с 12 по 19 августа
fe-ellie — 1 августа
Бразилия запустила масштабную рекламную кампанию в России
fe-ellie — 26 июня
29 апреля в пространстве "Порт Севкабель" в Петербурге пройдет масштабная вечеринка OFF от промогруппы Roots United....
27 апреля
Посетить бары, рестораны и пространства Петербурга теперь можно следуя специальному путеводителю от британских ...
21 марта
Самое интересное

Все имеет тренд - шмотки, диеты, профессии, и прочая лабуда, включая баб
Василий Аккерман — 25 марта
Нет ничего хуже, чем сидеть за столиком напротив какого-то парня, и мечтать, чтобы эта встреча поскорее закончилась
9 сентября
Честный рассказ о том, почему идеальной девушке не найти мужа в 30 лет
Aliens — 17 ноября

Смешной мультфильм про правду жизни
ВИДЕО – 2 апреля

Рыболовы Оклахомы показали свой улов фотографу Мэтту Рэйнвотерсу.
Василий Быков – 3 сентября

Пабло Пикассо на длинной выдержке
Тимур Юсупов – 4 ноября

Режиссер Григорий Константинопольский рассказывает о новинках кинопроката. Смотреть кино или ...

Партнер Рамблера

Войти через Facebook Войти через Вконтакте Войти через Twitter
Вы можете войти через социальные сети или пройти