СРОК амбиций

Константинопольский пытается разобраться в собственных ощущениях после просмотра фильма «СРОК». Ощущения неоднозначные.

Неделю назад посмотрел документальный фильм «Срок». Авторы —Пивоваров, Костомаров, Расторгуев. Не отпускает фильм — заставляет к себе возвращаться и думать.

Мое первое впечатление от него — сразу вспомнил стихи Пушкина:

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами — себя.


Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно...

 

Фильм смонтирован из документальных кадров, снятых о самых ярких и активных героях оппозиции как раз в разгар известных событий. Но ни чуть не меньше фильм говорит нам и о самих авторах картины. Так всегда бывает: вот ты сделал кино, и невозможно спрятаться в нем за декорации, костюмы спецэфекты и актеров – ты весь, как на ладони, виден в своем фильме, кто ты, про что ты и зачем ты.

Про фильм многое неизвестно (мне). Почему в нем нет, например, ничего об интеллигенции: Быков, Парфенов, Акунин? Ведь они были не менее активными и важными участниками тех событий. Они сами отказались и не захотели быть со-героями, или авторы посчитали их недостаточно интересными персонажами? Хм… странно. Что же я здесь наблюдаю?

Начну с побед. Вот Илья Пономорев хоть и показан коротко, но вполне исчерпывающе: устал он (в свои 37) по площадям бегать! Ага! Хочет уже спокойно поработать на благо Родины. В тиши начальственных кабинетов. Для этого ему надо лишь за ноги подвесить всех прошлых начальников, чтоб не повадно было… управлять без него. Без Ильи… Понимаю! А вот Удальцов! Вышел в фильме как-то совсем невнятно и боком — совсем не интересен он авторам. Яшин вышел каким-то легкомысленным, романтическим юношей, мальчишкой (классический студент). Зато амурная линия Собчак–Яшин в фильме чуть ли не национального масштаба. Это тоже многое говорит об авторах. Или они считают эту линию ключевой для понимания прошедших событий?

Мы видим в картине только лидеров мирной протестной революции (Удальцов и Белов явно здесь чужие), здесь только вожди креативного класса, которые понимают эту самую революцию как VIP-вечеринку и приятный пикник. Есть эпизоды просто гениальные: когда Собчак попадает в автозак, она с улыбкой произносит сакраментальную фразу: «А я думала, что здесь VIP-автозак будет, а оказалось — вместе с народом!»

Понятно, она шутит (но в каждой шутке — лишь доля шутки, остальное, как известно, правда). Понятно даже, что возможно эта фраза вырвана из общего контекста. Однако впечатление создается, конечно, колоссальное! А уж встреча дочери и матери сразу после обыска (может, и не сразу это было на самом деле, но по фильму смонтировано как-будто там же тогда же) – это вообще триумф русской сцены!

 
Вот что мать и дочь делают, когда встречаются после экстраординарной стрессовой ситуации?
 

Бросаются друг другу в объятия? Да! Тут же у меня, как у благодарного зрителя наворачивается слеза. А дальше? А дальше Нарусова достает из сумки шкалу образцов цвета, и они начинают выбирать плитку (очевидно для идущего ремонта)! Почему? Почему именно сейчас? Воля-тюрьма-обыск – а ремонт ждать не будет? Или это закон всех креативных блондинок – в любой непонятной ситуации — выбирай кухонную плитку? Или, может быть, никто из них всерьез не относится к этому задержанию и допросу. Почему? Или это все же просто так смонтировано? Намеренно? Для чего?

Много вопросов, ответы на которые авторы фильма предлагают нам дать самостоятельно, основываясь лишь на эпизодах — характеристиках этих героев безо всяких комментариев за кадром.

Pussy Riot и Верзилов  —  вообще черти и вертлявые бесы, озабоченные лишь карьерой. Единственная пострадавшая среди них — дочь Толокно,  маленькая Ге . С какой тоской она показывает на фото с разноцветными балаклавами и печально, с детской болью, говорит: «Где-то там моя мама!»

 
Да, персонажи фильма, и правда дают поводы для иронии и сарказма его авторам
 

Но и отношение самих авторов к этим героям и ситуации с протестом вообще, мягко говоря, не объективно и больно один к одному подобранно. Так, в сцене встречи Навального в Москве на ж/д вокзале после  его чудесного освобождения по делу Кировлеса, авторы показывают всех встречающих в образе одной юродивой – мол, вот они - протестующие и поклонники Навального, это лишь сумасшедшие… Воющий, на финальных титрах голос Кашина за кадром: «Все идет по плану!» Ну фрики и придурки в чистом виде?..

«Это больные люди!»,  — как скажет про протестующих артист Евгений  Миронов на церемонии Ника…  Но это конечно, мягко говоря, совсем не справедливо и даже мерзко по отношению к простым людям. Что мелкое и подлое двигало авторами, когда они делали эту милую монтажную подтасовочку? Возможно, обида за то, что их герои относились к ним самим, как к обслуживающему персоналу, а они то сами, конечно, так не думают… О! они — большие художники, и сами  наполеоны и единицы, инженеры человеческих душ.. 

 
И есть  еще один из героев в этой картине – герой, которого никто не обсуждает (вернее, обсуждает, как бы поневоле ) А он-то, этот герой, как раз, и есть главный.  Это — народ
 

Ох, какой народ в этой картине, ребята, – это песня. Он - народ случайно попавший в камеру, робкий  - растерянный, улыбающийся, ничего толком не понимающий, с восторгом-испугом-оторопью глядящий на своих лидеров и кумиров…. Всегда готовый к услугам. Всегда открытый к радостным объятиям, безо всяких обид и амбиций и всегда  безмолвствующий  (скандирующий чужие лозунги)…  В контексте фильма герои  вспоминают о нем всегда как-бы по необходимости, с легкой досадой: вот, мол, все как - и этот народ еще тут… А вокруг сумятица и неразбериха… В общем,тут отношения с народом у героев   не особо складываются. А авторам он вообще не интересен: ну только разве что для яркого пятна – массовки или декорации – для удачной монтажной склейки.

Особенно западают эпизоды с Навальным, который сидит перед выступлением на митинге, на сцене, как настоящий Наполеон пред горящей Москвою (даже не как Наполеон, а скорее как генерал Хлудов из фильма “Бег” – сидит на бочке и глядит на поезд) и отгоняет от себя прочь назойливых журналистов. Тысячи глаз устремлены на него из толпы, а он весь в своих тяжелых  думах об ответственности за страну — никого не видит вокруг….   А эпизод, когда Навальный ведет часть толпы в одну сторону, Удальцов в другую, они созваниваются и Навальный пеняет Удальцову на то, что надо действовать слаженней, а кто то из толпы не без иронии замечает:  «Ты веди нас, Алексей. Только не 40 лет..»,  намекая на сакральную  роль Алексея в происходящем.

 
Отношения с народом у героев в фильме, увы, все те же классические
 

«Страшно далеки они» от него, поскольку (по фильму) герои искренне считают, что народ – это лишь «Бирюлево с вилами», и, главное, его не возбуждать чрезмерно. Потому что Кремль еще ладно…  Но   «после Кремля, будет Рублевка», а этого допустить нельзя ни в коем случае, ибо тогда конец земли русской… 

Причем самому Навальному, вроде как, плевать на сытую Рублевку (по жизни), где как раз и живет, собственно, большинство его оппонентов. Но мнение это про сверхценность Рублевки, высказанное в фильме Собчак, вроде как, и ему тоже приписывается авторами до кучи. И видим мы, по ходу фильма, что расслабился Навальный среди верных соратников – почувствовали они себя уже хозяевами «полмира». Это для них уже вроде как шахматная партия, а не роковая схватка, игра, которая непременно, неминуемо приведет их, блестящих молодых людей, к легкой победе над дряхлым кровавым режимом… И они уже прибывают в некой эйфории и самоупоении, окруженные и прославляемые свободными прогрессивными  СМИ… И по этому эти ребята могут, на полном сэ, в разгар мирной революции, когда вдруг выяснилось, что верхи растерялись и однозначно не могут, а низы уже больше не хотят, и власть, как минимум готова на серьезнейшие уступки, так вот в самый этот удивительный момент, по случаю совпавший с новым годом, они (лидеры эти) могут преспокойно свернуть все протестные мероприятия и отправиться с семьями на новогодние каникулы в жаркие страны(!!!) как добропорядочные буржуа…  

В фильме, к сожалению, не указанно, каким образом среди лидеров оппозиции вдруг оказалась Ксения Собчак? Ведь все же  хорошо помнят, что она  еще  вчера являлась одним  из самых ярких символов  путинской России нулевых и всего путинского-успешного! И вдруг она уже в центре протестной команды и ее активнейший участник. Возможно, авторы фильма не без явного сарказма намекают нам на то, что лидеры привели Ксению в свои  ряды, похоже, лишь на том основании, что у нее роман с одним из них, а посему она вся стремительно  переродилась. И вообще они – красивая пара!  А это - белый и пушистый пиар. Тем самым подтверждая  мое давнишнее наблюдение о том, что в России вообще не существует такого понятия, как репутация — несмотря ни на что, с тобой будут сотрудничать, если это сегодня  выгодно.

С другой стороны, Ксения вела себя всю дорогу вполне убедительно – ведь поначалу ее пребывания в рядах оппозиции, в народе даже циркулировало настойчивое убеждение, что она чуть ли не засланный кремлевский казачок (Кашин  — так тот публично высказывался на эту тему); Однако люди  все же ей поверили  всей душой. Особенно когда у Ксении Анатольевны во время внезапного обыска была изъята крупная сумма денег.

Надо отдать и ей должное – в фильме Ксения (практически главная героиня) почти единственная, кто здраво оценивает и ситуацию в целом  и, порой завиральные, идеи окружающих соратников – уж в чем в чем, а в трезвой оценке действительности и расчетливом уме ей не откажешь…. Вот ведь как все в нашей жизни переплетено и лихо закручено!…

В общем, в фильме полно натяжек и передергивания фактов, и хотя авторы и показывают Навального (например) достойным и по-настоящему деятельным персонажем, но при этом совершенно нет никаких акцентов, насколько это было физически опасно и для него, и для остальных  участников — открыто  выступить с протестом.

 
Как-то позабылось у них, что к этому протесту поначалу были готовы единицы… 
 

В фильме это подано (намеренно или нет – не знаю), как веселая игра “Зарница”! Видимо для авторов  эта опасность - так -пустячок, милое приключение,  и само собой разумеющееся обстоятельство… Что это? Месть? За что мстят своим героям авторы фильма???

Фильм, конечно, мягко говоря, холодноватый – там же были очевидно горы  и тонны отснятого материала – но у авторов  никакого сочувствия к героям – только любопытство  со скальпелем (камерой) в руке. А ведь многие из героев, почти все -  серьезно пострадали в результате тех событий – и возможно самые серьезные проблемы у них еще впереди (надо признать, что из всех - одна Собчак единственная, кто кажется ничего не потерял, не пострадал, а даже умудрился приобрести  - воистину она великолепна в своем умении жить!

 
В общем, неоднозначный фильм, неоднозначный!
 

Не думаю, что это чей-то коварный заказ.. Не думаю, что и принципиальная  позиция авторов, которые на самом деле были типа против протеста и оппозиции: те, кто попал тогда в эпицентр  вихря – все были по целям единомышленники. Скорее обида. На что -  я не знаю,  но она в фильме чувствуется.  Обида за обманутые ожидания и надежды, за инфантильность и легкомыслие героев? За  самолюбование? За, порой пустую, болтовню? Возможно... 

«Вот так мы все и пр@ебем с такой оппозицией»,  - разочарованно заявляет Собчак в картине, как бы уже дистанцируясь от движухи. И слова ее звучат пророчески…

Я так подробно все оцениваю и размышляю об этом  фильме, поскольку изначально он  был подан всеми участниками  протеста и многими СМИ как чуть ли не хроника  этого протеста, его летопись… Хм… Интересно… И что же я вижу?  В этом фильме, вроде бы, нарочито отсутствуют авторские комментарии – одна беспощадная и объективная камера.  Такая игра: правда и ничего кроме правды… Но это лишь  только игра в объективность. На самом деле и отбор отснятого материала и  последующий монтаж фильма  – это и есть самая субъективная оценка  его создателей. Авторский взгляд, так сказать. В общем, наверное, не случайно  вспомнился мне Пушкин после просмотра: «Мы все глядим в Наполеоны». Этот фильм получился про амбиции. Амбиции непременного успеха – такой синдром нулевых… Амбиции лидеров, амбиции авторов… И как обратная сторона этих амбиций – существование власти, где-то там, высоко, среди стерхов, в запредельном безвоздушном пространстве - власть парит в окружении кортежа над пустой Москвой... И ей рукоплещет безликая толпа придворных…

 
Кругом одни амбиции…
 

И в пушкинской строчке : «Мы все глядим в Наполеоны», ключевыми словами для нас здесь являются «мы все».  Остается, правда, вопрос: даже в фильме существует общее ощущение, что  вся эта история с протестом 11–12-го годов, она, вроде как, задумывалась изначально про благо России? Про честность, про справедливость, про свободу и надежду?  Каждому из нас самому решать, про что это все было на самом деле. А в фильме вышло про амбиции. У авторов вышло так… Можно сказать, что они хотели не про это, про другое… Но опыт подсказывает: про что получилось, про то и хотели, и я  глубоко уверен, о чем бы ты не снимал свой фильм — в конечном счете ты сделаешь его о себе.

Григорий Константинопольский в twitter:  twitter.com/GKonstantinopol и Facebook https://www.facebook.com/gregory.konstantinopolsky


6942 просмотра
Топ-15 —самое запоминающееся из того, что мне удалось посмотреть в 2015 – (некоторые фильмы вышли в 2014, но здесь ...
Новый фильм Земекиса разочаровал
Посмотрел волобуевское «Завтра» ( пилот сериала по заказу «Дождя»)…Признаюсь – смотрел не без пристрастия (ну, по ...
Григорий Константинопольский посмотрел самый громкий фильм года и них@я не понял
Самое интересное

Несколько рекомендаций для незанятых девушек, которые хотят личного счастья.
Честный рассказ о том, почему идеальной девушке не найти мужа в 30 лет
Aliens — 17 ноября

Каждую неделю мы переводим текст песни через онлайн-переводчик, чтобы вы задумались, как бы ...
Артём Матюшкин – 29 января

Это все про нас и наше детство. Кто не знал — пусть знает.
Вера Дитятьева – 18 декабря

Вещи, которые мы любим. Например, очки RETROSUPERFUTURE — Classic Havana Black Top.
4 апреля

Художник Рейн Волленга создает удивительные и сексуальные маски.
28 апреля

Каждая женщина всю свою жизнь борется за свое тепленькое местечко.
Medison – 30 марта

Партнер Рамблера
 
 
Войти через Facebook Войти через Вконтакте Войти через Twitter
Вы можете войти через социальные сети или пройти
быструю регистрацию на Royal Cheese
Логин или e-mail
Пароль
Логин или e-mail