5 ретро- и кавер- альбомов от наших современников

Тихон Печалин — 9 января
 

Время от времени современные музыканты отправляются в прошлое. Чего им там надо, никто толком не знает. Они любят петь просто чужие песни, чужие песни прошлых лет, а самые упертые начинают играть в совсем уже прошедшее время, практически в паст перфект, забираясь аж в тридцатые годы. Почему-то на русском материале это не очень получается: то ли плотность языка не дает, то ли наши талантливые сограждане сильно хотят не просто спеть чужую песню, а сделать, так сказать, художественное высказывание, не очень, в сущности, кому-то нужное, либо просто начинается театр — а театр, дорогие мои, это все-таки немножко другое искусство... Впрочем, что я тут рассусоливаю? Я уже выбрал для вас пять субъективно – мною – выбранных кавер- и ретро-альбомов от наших с вами современников. Осталось только нажать PLAY – и вы все узнаете сами.

 

Bryan Ferry – As Time Go By (Virgin, 1999)

Сын шахтера и самый главный рок-денди планеты Брайан Ферри сделал ЭТО в конце прошлого века. Но, конечно, придумано все было, во-первых, не одним им, во-вторых, не тогда. Это тем не менее неважно — шлягеры Роджерса и Хаммерстайна, Портера и Хапфелда вряд ли подходили кому-то больше, чем ему. Ферри поступил банально и стопроцентно попал в яблочко: он собрал камерно-джазовый оркестрик, ровно такой, какой, наверное, в довоенное время аккомпанировал тогдашним певцам, — и спел. Медленнее, задумчивее, углубленнее, чем они были изначально; чуть театрально, чуть нарочито, в общем, соблюдая дистанцию. Получилось восхитительно. Но мы не должны удивляться этому — ведь те песни, перед тем, как стать ретро, были просто поп-музыкой.

 

Борис Гребенщиков поет песни Булата Окуджавы (1999)

На вопрос, зачем главный гуру русского рока спел эти песни, сам он отвечал примерно так: есть песни, которые поются только в своем кругу, после концерта – вот так после одного из концертов он их и записал. “Песни Окуджавы всегда казались мне образцом достоинства, культуры и рыцарства”, - говорил Гребенщиков, и в этом не было ни позы, ни стеба — он и правда так думал. Вторым таким же образцом для БГ был Вертинский, но тут другая история: Вертинский был претенциозен, рафинирован, утончен почти совсем как сам Борис Борисович, например, году в 1983-м, а песни Окуджавы очень свойские, с одной стороны, и очень энергетически и смыслово насыщенны — с другой, иной коленкор. Добавьте сюда еще вибрато гребенщиковского голоса, и должно вроде бы черти что получиться — но получается очень нежно и уважительно. И что сказать — за “Пиратскую лирическую”, например, я и сам ему благодарен несказанно, потому что нет в ней ни удали, ни угара, а только лишь сдержанное понимание и печаль оттого, что в Портленд воротиться нам не придется никогда.

 

Iggy Pop – Apres (2012)

Последние годы старая мускулистая вобла Игги Поп продолжает нас радовать совсем по-иному, чем ранее. С одной стороны, он зверски гонит вместе с исконными The Stooges свой сырой, мощный протопанк, с другой – нежно и трогательно поет, прости Господи, шансон. Пока, по счастью, не отечественный, французский, что хорошо. Надо сказать, что от песни Джо Дассена в его исполнении, например, начинается такой силы когнитивный диссонанс, что не отпускает до конца трека, а там оппа – и Серж Гензбур, оппа – и Эдит Пиаф, оппа – и Жорж Брассанс. Появление в этом контексте Леннона-Маккартни и их “Мишелью” и Портера с Синатрой совершенно не противоречит ничему, напротив, только подпитывает. Игги с истовой серьезностью выпевает “эсютьюнекзистепа”, но получается смешно и небанально, потому что таким голосом орать надо, реветь, на крайняк – выстреливать рваными фразами, а он тут нежничает, и “мишельмабель” оказывается вовсе какими-то семечками... Только к концу альбома понимаешь, что именно таким вот образом Игги Поп дает нам заглянуть внутрь себя: вот я какие песни люблю, братцы, если б чего, я и у Кертица в ”Касабланке” снялся заместо Хамфри Богарта... А сам такой на обложке в белом сюртуке. Эх, Игги, если б не было тебя, на кого было б любоваться, хочется спросить.

 

Chris Norman – Time Traveller (2011)

Это история о том, чем кончается разочарование. Когда твоя юность проходит частично под его песни, а потом он начинает безостановочно гнать сентиментальную попсу для пенсионерок, артиста хочется назвать недоделанным жиголо, плюнуть на него и забыть, даром что новой и разной музыки было столько! Потом он стал ездить к нам, выступая на днях разных городов и неизменно хэдлайнерствуя на вечеринках РЕТРО Фм. И вдруг неожиданно выпустил такой классный альбом, в котором смешал песни T.Rex, Ronettes, Rolling Stones, Offspring, Snow Patrol и еще черти кого, что стало странно: где же ты прятался, мил-друг, зачем пел всю эту немецконаписанную муйню, на кой черт тебе была нужна Midnight Lady?! Теперь вот должен выйти новый альбом с авторскими песнями. Небось опять плохой. Но даже если на старости лет Крису удалось схорошо спеть чужие песни, это многое искупает. Не все, конечно. Но многое.

 

Johnny Cash – American IV: The Man Comes Around (2002)

Его называли “Человек в черном” за страсть именно к этому цвету в выборе одежды. Он был легендой музыки кантри, но терпеть не мог эту ассоциацию; ему казалось, что он и больше, и шире, и глубже этого стиля, посконно-американского и очень герметичного. Он вел телепрограммы, выступал в тюрьмах, а когда в начале 90-х оказался в странной ситуации (быть легендой и идолом, но без контракта и стимула записывать новые альбомы – это странно, правда), случай свел его с волосатым-бородатым Риком Рубином, который точно знал, где выход. И тогда Джонни Кэш начал записывать песни других артистов, и звучали они так, что артисты эти, казалось, должны ему денег за новую – и лучшую! - жизнь своих песен. American IV – cамый пронзительный, самый страстный и убедительный из этих альбомов. Песни Nine Inch Nails, Depeche Mode, Cаймона и Гарфанкела, Eagles, The Beatles здесь соединились в какую-то очень точную и возвышенную – и в то же время безжалостно саморазоблачительную – автобиографию Кэша. И когда, казалось, уже нет сил выносить эту правду о себе, рассказанную старым человеком со скрюченными артритом пальцами, он вдруг ухмылялся и пел старую английскую песенку, ту, которую пели друг другу дежурные по лондонским крышам, выходившие по вечерам тушить зажигательные бомбы нацистов. “Мы встретимся снова”, — пелось в ней, — “не знаю где, не знаю когда, но я знаю, каким-нибудь летним днем мы встретимся снова”. Он умер через год, а песня эта все звучит и звучит невероятно щедрым обещанием того, что там, за чертой, есть что-то, что не дает нам по-настоящему, до судорог бояться смерти.


9320 просмотров

Не надо отвечать за слова, как бы учат Россию рэпперы. Это всего лишь слова
Митя Ольшанский — 16 августа
Канадский фотограф Адам снимает женщин крупным планом
7 августа
Фразы, которые не надоедают
6 августа
Во второй уик-энд июля под Нижним Новгородом прошел главный фестиваль электронной музыки — Alfa Future People. ...
28 июля
Почти каждый день RoyalCheese рассказывает о людях, близких по духу.
Тихон Печалин — 26 июля
Легендарный писатель, основатель гонзо-журналистики делится своими мыслями о жизни и профессии.
Вера Дитятьева — 18 июля
Самое интересное

Честный рассказ о том, почему идеальной девушке не найти мужа в 30 лет
Aliens — 17 ноября
Большинство людей ничего не смыслят в лизании киски. Многим (например, собаководам) это не нравится. И мы их понимаем. Тем более, что ...
16 июля

Как прожить вместе, чтобы не было мучительно больно. Советы для широкого круга читателей.
Гивми Шот – 3 марта

Участницы опроса признались, что сексуальные фантазии посещают их хотя бы раз в неделю
24 марта

То, чего женщинам знать не положено. Но мы расскажем!
Вера Бесцветная  – 30 ноября

Почти каждый день RoyalCheese рассказывает о людях, близких по духу.
Тихон Печалин – 5 сентября

Рассказываем о самых актуальных вещах, которые надо купить прямо сейчас.
31 октября

Партнер Рамблера
 
 
Войти через Facebook Войти через Вконтакте Войти через Twitter
Вы можете войти через социальные сети или пройти
быструю регистрацию на Royal Cheese
Логин или e-mail