Люди

«Некоторым вообще не стоит садиться за руль»: интервью с преподавателем автошколы

Шаганэ Даниелян Шаганэ Даниелян
Преподаватель автошколы рассказал о самых трудных моментах своей работы.

Royal Cheese продолжает искать самобытность в заурядных на первый взгляд профессиях. Наш новый герой — преподаватель автошколы Олег Щевчук. Он рассказал, как пришел к своему призванию и что делать с неадекватными водителями, а также поделился секретами успешного обучения.

40 лет бок о бок с автомобильным делом


Когда-то в советских школах существовала система производственных комбинатов. В выпускных классах все выбирали, к чему подготовиться, где отличиться. Я не собирался быть водителем, но хотелось посвятить некоторое время учебе, связанной с транспортом, автомобилем и его устройством. И вот в 9-10 классах неделю у нас проходила подготовка. По сравнению с сегодняшней, она была более серьезной. Изучали системы, готовили отчеты, рисовали некоторые схемы. Итогом стало получение водительских прав в 17 лет — тогда такое было возможно. Я просто хотел ездить, я хотел уметь, учиться, а где-то и у отца периодически «отжимать» машину.

В 90-х Олег работал на советском предприятии, позже он сменил род деятельности, но никогда не терял связь с автомобилем. Это привело к тому, что в итоге он стал преподавателем.

«Хобби вернуло меня к автомобилям»

Было интересно [работать — прим. ред.], пока не уменьшилась зарплата и стало не хватать здоровья на все это. Так что в какой-то момент я плюнул на все и стал заниматься своим хобби — на стрелковом стенде. Мне показалось, что я могу что-то объяснить людям. Ко мне приходили даже «фанаты», которые хотели «пострелять с Олегом Александровичем». И к концу 2009 года я понял, что надо поменять структуру.

Меня пригласили поработать с теми, с кем я стрелял, можно было поучить вождению. И они знали, что я ездил действительно на всяком-разном. И на КрАЗ-255Б, ЗИЛ-157, и на «Захаре» (хитрая машина). Пригласили меня в школу Всероссийского общества автолюбителей, где выдали автомобиль, который пришлось немного «подшаманить», — советская семерка. Мне нравилось работать с людьми, как и на стрелковом стенде, но финансовый вопрос все еще возникал. По этой причине начал преподавать теорию. А чтоб этим заниматься, потребовалось дополнительное образование —педагогическое. Специальность инструктора давалась мне. Так я перешел к работе на машине.

Потом оказался в самой серьезной автошколе, которая дала мне опыт, богатый общения. Тогда я каждое занятие судорожно готовился, завел целый альбом. Но впоследствии осталась только теория, и меня удовлетворяла работа в аудитории. Хотя и сейчас хочется поездить, показать, как нужно.

Лучший подарок — фото водительских прав

При расставании с учениками всегда говорю, что лучшим подарком для меня будет присланное ими фото водительских прав. Всегда рад тем, кто приходит.

Пожалуй, самое интересное — это победа над уверенностью человека в том, что он не готов, не знает, как что-то сделать. Здесь нужно проявить внимание, особенно к людям в возрасте, которые сомневаются в том, нужно ли им это.

Но ведь права — это не просто «права», а возможности, мобильность, разнообразный отдых. Грустно, когда человек поддается своим эмоциям, уходит, уверяя, что не верит в это, не видит необходимости. Говоря о печальных моментах, вспоминаю определенных людей, приходящих ко мне.

«Некоторым вообще не стоит садиться за руль»


Много было таких странных ситуаций, когда ученики неадекватно воспринимали информацию. Достаточно вспомнить людей, которые сильно обижались, когда я сравнивал тех, кто обучается вождению автомобиля с автоматической коробкой передач, с медведями в цирке. Понимаете, нельзя же всерьез воспринимать такую аллегорию.

Тем не менее так и вышло. Девочка дома передала брату, что преподаватель сказал, что она медведь цирковой, который катается на мотоцикле с коробкой-автоматом по кругу на арене. На следующий день пришли родственники, потребовали объяснений, на что было указано, что тут взрослые люди, есть камеры, которые могут подтвердить, что это было неадекватное восприятие. То есть личностные особенности иногда поражают.

Однажды в шутку предложил тормозить в экстренных случаях специальным сапогом с титановым каблуком, чтобы искры были покрасивее. Мама действительно решила, что нужен такой сапог, и занялась поисками. Естественно, все ржали, а мне было неловко, потому что сам сказал глупость и не оценил, что люди могут не понять.

Многие настолько далеки от реальности — мне кажется, им вообще не стоит за руль садиться. Был эпизод, когда девушка особых успехов не достигла, тем не менее настойчиво шла к своей цели, каким-то странным способом получила права, купила машину, через неделю ее разбила и уже 10 лет за руль не садится. И грустно, и смешно, и в принципе ее предупреждали. Наверное, надо 10 раз подумать над этим.

Бывают, конечно, клиенты особенные: когда человек явно приходит из определенной среды, определенного круга. И считает унижением своего достоинства посещение лекций: «Я так все знаю, я так все выучил», — а потом действительно выходит на финишную прямую. Задаешь вопрос через месяц примерно: что означает знак «Обгон запрещен»? Ответ: изображение небольшого автомобиля красного цвета означает, что обгон запрещен именно маленьким, красненьким машинам. Начинаешь ржать просто — опять же, обижается. Подключаются так называемые «папики», «смотрящие» и предъявляют: «Зачем обидели мою девочку?» Коммуникация должна быть на всех уровнях, поэтому я стараюсь находить общий язык со всеми, в этой истории тоже нашел.

Что нужно, чтобы стать хорошим водителем?

Олег поделился с нами своим подходом к обучению.

  1. Ценность ответа — в понимании, а не только в его верности. Всегда говорю, что правильные ответы учеников, которые не понимают логику этих ответов, не имеют никакой цены. Более того, у меня личный интерес в том, чтобы на дороге были адекватные люди. Те, кто не воспринимает определенную информацию, представляют опасность. Это надо исключить. Я не хочу быть соучастником выпуска людей, которые могут быть опасны, в том числе и для меня, и для моей семьи, практически все члены которой водят машины. Читаешь на различных ресурсах о плохих водителях и думаешь, кто их обучил. Выпуская человека, я должен быть уверен, что я с ним отработал на 100%. Это основной принцип. Беда, когда люди не посещают, как положено. Или не хотят изучать. Тут я бессилен.
  2.  Нельзя делать как попало. Очень не люблю, когда непонимающие изо всех сил делают вид, что понимают. Если вы пришли учиться — учитесь. Возьмите все, что дают. Всегда предостерегаю: все, что вы делали как попало, рано или поздно свой результат даст. Можно тысячу раз проехать, не обращая внимание на детали, пересечь перекресток, и ничего не случится, но на тысячу первый будет то, что должно быть по итогу. И всегда вспоминаю фразу своего отца: «Не торопись, а то успеешь».
  3. Не переоценивай себя. Во всех вопросах: от финансовых до способностей вождения. Очень расстраивают водители мотоциклов. Есть возможность переквалифицироваться из категории В в А, то есть люди хотят пересесть на мотоцикл. Практически 100% желающих хотят этого, чтобы было меньше пробок, меньше проблем. Как правило, это означает одно: я хочу нарушать, хочу быть выше и круче других. Зачем? Это беда, на мой взгляд. К тому же отдельная история — то, что происходит на этом транспорте. С машинами тоже, но это другая степень. Пусть будут все виды автомобилей.
  4. Не навреди. Да, мы иногда нарушаем правила, иногда даже неизбежно. Просто прошу всех в своих группах, ко всем обращаюсь: постарайтесь сделать так, чтобы ваше нарушение никому не навредило и отразилось только для вас.

Ежегодно в России в результате аварий погибает от 16 тыс. до 18 тыс. человек. Наша редакция совместно с героем интервью призывает соблюдать все меры безопасности на дороге.

Загрузить еще