Невидимая красота

Василий Быков — 8 марта
Варвара Лозенко сфотографировала незрячих женщин с цветами и поговорила с ними о красоте.
 

Каковы же критерии оценки красоты? Что такое видимая красота? Может ли существовать "красивое" и "некрасивое" в отсутствие инструмента оценки, зрения? Почему люди навязывают свои представления о том, что красиво, а что нет, друг другу и еще хуже того, людям, у которых по физическим причинам нет возможности составить собственное мнение.

Я задала вопрос о том, что такое красота, девяти незрячим женщинам в возрасте от 30 до 72 лет и сфотографировала их с цветами. Каждой из них я приносила ее любимые цветы, заранее стараясь выяснить нюансы: если розы, то какого цвета, если орхидеи, то крупные или мелкие. Иногда я звонила им из цветочного магазина, чтобы уточнить какую-то деталь. Ирине нравятся лилии, предпочтительно светлые, Татьяна любит тюльпаны, ей нравится, когда они еще в стадии бутонов. Близнецам Гале и Люсе важно, чтобы цветы были душистые: поэтому им одинаково милы пионы и хризантемы, форма их меньше заботит.

Подпись азбукой Брайля: девушка, с длинными темными волосами, спадающими тяжелыми  прядями, похожими на струи водопада, держит в правой руке цветок лилии с тремя не раскрывшимися еще бутонами и двумя полураскрытыми. Левой рукой она осторожно дотрагивается до цветка. Глаза ее немного опущены, она как будто молчаливо разговаривает ним. Она красивая.

 

Подпись азбукой Брайля: Девушка с длинными светлыми волосами стоит, наклонив голову немного набок, так что волосы тяжелым каскадом стекают вдоль ее правого плеча и руки. В левой руке она держит букет белых роз. Глаза девушки полуприкрыты, а лицо наклонено к одному из цветов. Она вдыхает его аромат и как будто переносится в другое пространство: мечты или сна. Она красивая.

 

Подпись азбукой Брайля: Женщина с тонкими, деликатными чертами лица, которые некоторым знатокам живописи раннего Возрождения напомнили бы персонажей Фра Анжелико, Филиппо Липпи или Яна Ван Эйка, держит в руках букет роз. У нее короткая стрижка, она одета в белое, она сидит, повернувшись вправо. Букет она держит так, как можно держать что-то драгоценное, что хочется почувствовать максимально близко, но вместе с тем страшно потревожить или повредить. Ее левая рука скользит по цветам, кончики пальцев легонько дотрагиваются лишь до края лепестков. Она как будто читает букет, и этот текст наполняет ее спокойствием и тихой радостью. Она красивая. 

 

Вопрос красоты - из категории вечных, как само человечество. Сколько лет человеческому роду? Примерно столько же дарение цветов было связано с признанием красоты, признанием в любви, символическая ценность дарения цветов не подвергалась сомнению. Но все изменилось. Мужчины больше не дарят цветы, редко держут двери, подают руки и пропускают вперед. Само понятие женственности получило какое-то странное развитие: все более женсвенными становятся мужчины, а женщины не стесняесь делают друг другу комплименты и дарят цветы на день рождения. Мужчин с мужским поведением и женщин с женским становится наперечет. Это и есть меньшинства двадцать первого века. Женщины могут уже почти все, мужчины могут все меньше и меньше. Подарить цветы девушке - это подвиг из разряда "броситься на амбразуру". А девушкам, причем любого возраста, несмотря на социальные и гендерные перемены, по-прежнему хочется цветов: им нравится, когда их дарят, им хорошо, когда живые цветы стоят у них на рабочем столе или на тумбочке в спальне. Гормон счастья или что-то еще, но цветы позитивно воздейтсвуют на женскую природу. Они создают тонкую атмосферу счастья, в которой девушкам хорошо. И это не вопрос цвета, формы, запаха, объема: это что-то еще более тонкое. Поэтому даже лишенные зрения люди будут воспринимать цветы так же, как и зрячие. Они не видят цветов, но цветы им от этого не менее важны и счастье от их получения у них не меньше, а скорее всего, больше, чем у зрячих. Потому что цветы в их жизни появляются гораздо реже: по понятным причинам. Муж Наташи объяснил, что когда он идет в цветочный магазин, невольно опасается обмана: слепому нередко подсовывают вялые или ломаные цветы. Какая мол ему разница, все равно не видит...

 

Подпись азбукой Брайля: девушка с короткой стрижкой, в светлой блузке, сидит, развернувшись лицом к камере и держа в руках ветку орхидеи. Она вдыхает аромат цветов: на длинном стебле их очень много: может быть, десять, может, двенадцать.  Очень деликатно, кончиками пальцев, держит она цветущую ветку - подносит ее к лицу, чтобы почувствовать тончайший, изысканный аромат и шелковистое прикосновение лепестков. Она погружена в задумчивость, ее разговор с цветами не требует слов. Она красивая.

 

Подпись азбукой Брайля: молодая женщина слегка улыбается стоя перед фотокамерой, ее фигура симметрично расположена на светлом фоне, а взгляд устремлен на зрителя. Левой рукой она прижимает к себе букет тюльпанов. Тюльпаны очень свежие, их упругие стебли и листья не позволяют пальцам охватить их полностью, поэтому она придерживает их всей ладонью. Молодые бутоны еще не раскрылись, в букете их много: может быть, пятнадцать. Правой рукой она обнимает маленького мальчика с огромными, как у ангела с византийской иконы, глазами. Ладонь матери у него под подбородком: она как будто придерживает его голову, как нежнейший из всех цветов мира. И мать, и ребенок очень красивы, их образ излучает спокойствие и некое всезнание, которое можно почувствовать от древних икон или картин старых мастеров.

 

Ответы на мой вопрос о красоте были самые разные, порой совершенно неожиданные: Анастасия, например, сказала, что самое красивое для нее - это закат на берегу моря. Она не видит с возраста одного года. Сейчас ей около тридцати. А человеческая красота на уровне физического тела ее заботит меньше всего: в людях она превыше всего ставит доброту. Татьяна сказала, почти никогда не размышляет о красоте, но если бы ее спросили, что по ее мнению красиво, она ответила бы, что у Мишеньки, ее трехлетнего сына, лицо красивое. Галя и Люся говорят об особом состоянии приподнятости, ощущении праздника, когда на душе легко и хорошо - вот это для них и есть красота. А Наталья связывает красоту с состоянием влюбленности. Но только почему же тогда она отказалась забирать свой портрет, сопроводив свой отказ таким комментарием: "Мои родственники меня на нем не узнали. Сказали, что я толстая и выгляжу на пятьдесят. Некрасивая какая-то". Так где же истина? Действительно ли красота - это доброта? Ан нет, если даже для слепых ее недостаток или отсутствие воспринимается как по меньшей мере повод для печали или становится причиной разочарования и разрыва отношений (Елена наотрез отказалась от пересъемки, мое предложение что-то для нее сделать было категорично отвергнуто). Получается, что как и получение цветов воспринимается женщиной как физиолочически необходимый знак внимания, так и красота с привычным для европейской культуры набором свойств и параметров остается незыблимым женским достоянием, к которому стремятся, которому завидуют, о котором плачут, когда она уходит. А доброта, что доброта? Пока что мы живем в обществе, где доброй можно быть факультативно, красивой - обязательно.

 

Подпись азбукой Брайля: Две женщины в светлой одежде сидят рядом, лицом к камере. Их лица чуть повернуты друг к другу, по направлению к центру кадра. Вдвоем они держат в руках большой букет пионов. Видны три руки: сидящая справа женщина с длинными волосами, собранными в пучок и локонами, обрамляющими лицо, держит букет двумя руками, а сидящая слева женщина с короткой стрижкой придерживает его правой рукой. Три руки словно олицетворяют самих сестер и их маму, которая до сих пор как будто с ними и незримо их поддерживает. В букете пионы разного размера: есть совсем раскрытые цветы, с махровой сердцевиной, есть полураскрывшиеся, есть совсем еще закрытые молодые бутончики, похожие на маленькие шарики. Сестры как будто молчаливо созерцают цветы и ведут неслышный разговор друг с другом и еще кем-то, чье присутствие в кадре незримо. Они красивые.

 

Женщина с густыми, лежащими красивыми волнами седыми волосами и мягкими, добрыми чертами лица держит в руках огромный букет садовых цветов. Все цветы в нем - белые: белые пионы, белые колокольчики, медуница, ромашки, красно-белая турецкая гвоздика. Она держит букет обеими руками, очень бережно, как если бы это был новорожденный младенец. Ее темные, загорелые во время работ в саду руки контрастируют со светлыми тонами цветов и светлым, одухотворенным лицом. Она очень красивая.

 


11222 просмотра
Диана Темплтон погружается во влагу
5 августа
Лондонский фотограф Байрон Ньюман наблюдает за веселыми ребятами
19 июля
Шикарные работы художника Антонио Лопеса
25 июня
Фотограф Джон Фили отправился на экскурсию в потусторонние места Западной Монголии
21 мая
Самое интересное

Смешные и слегка отредактированные цитаты из твиттера @im_hank_
Идеальной женой может оказаться практически любая
23 января
Мороженое за тысячелетия из забавы сильных мира сего превратилось в сладкий и липкий фетиш.
Василий Быков — 17 января

Рассказываем, как много настоящих хипстеров среди нас. Например, Тина Канделаки.
19 сентября

RoyalCheese угостил алкашей и бомжей зарубежным пивом. Те рассказали свои впечатления.

Неоспоримые плюсы жирных парней.
26 апреля

Партнер Рамблера
 
 
Войти через Facebook Войти через Вконтакте Войти через Twitter
Вы можете войти через социальные сети или пройти
быструю регистрацию на Royal Cheese
Логин или e-mail