Невидимая красота

Василий Быков — 8 марта
Варвара Лозенко сфотографировала незрячих женщин с цветами и поговорила с ними о красоте.
 

Каковы же критерии оценки красоты? Что такое видимая красота? Может ли существовать "красивое" и "некрасивое" в отсутствие инструмента оценки, зрения? Почему люди навязывают свои представления о том, что красиво, а что нет, друг другу и еще хуже того, людям, у которых по физическим причинам нет возможности составить собственное мнение.

Я задала вопрос о том, что такое красота, девяти незрячим женщинам в возрасте от 30 до 72 лет и сфотографировала их с цветами. Каждой из них я приносила ее любимые цветы, заранее стараясь выяснить нюансы: если розы, то какого цвета, если орхидеи, то крупные или мелкие. Иногда я звонила им из цветочного магазина, чтобы уточнить какую-то деталь. Ирине нравятся лилии, предпочтительно светлые, Татьяна любит тюльпаны, ей нравится, когда они еще в стадии бутонов. Близнецам Гале и Люсе важно, чтобы цветы были душистые: поэтому им одинаково милы пионы и хризантемы, форма их меньше заботит.

Подпись азбукой Брайля: девушка, с длинными темными волосами, спадающими тяжелыми  прядями, похожими на струи водопада, держит в правой руке цветок лилии с тремя не раскрывшимися еще бутонами и двумя полураскрытыми. Левой рукой она осторожно дотрагивается до цветка. Глаза ее немного опущены, она как будто молчаливо разговаривает ним. Она красивая.

 

Подпись азбукой Брайля: Девушка с длинными светлыми волосами стоит, наклонив голову немного набок, так что волосы тяжелым каскадом стекают вдоль ее правого плеча и руки. В левой руке она держит букет белых роз. Глаза девушки полуприкрыты, а лицо наклонено к одному из цветов. Она вдыхает его аромат и как будто переносится в другое пространство: мечты или сна. Она красивая.

 

Подпись азбукой Брайля: Женщина с тонкими, деликатными чертами лица, которые некоторым знатокам живописи раннего Возрождения напомнили бы персонажей Фра Анжелико, Филиппо Липпи или Яна Ван Эйка, держит в руках букет роз. У нее короткая стрижка, она одета в белое, она сидит, повернувшись вправо. Букет она держит так, как можно держать что-то драгоценное, что хочется почувствовать максимально близко, но вместе с тем страшно потревожить или повредить. Ее левая рука скользит по цветам, кончики пальцев легонько дотрагиваются лишь до края лепестков. Она как будто читает букет, и этот текст наполняет ее спокойствием и тихой радостью. Она красивая. 

 

Вопрос красоты - из категории вечных, как само человечество. Сколько лет человеческому роду? Примерно столько же дарение цветов было связано с признанием красоты, признанием в любви, символическая ценность дарения цветов не подвергалась сомнению. Но все изменилось. Мужчины больше не дарят цветы, редко держут двери, подают руки и пропускают вперед. Само понятие женственности получило какое-то странное развитие: все более женсвенными становятся мужчины, а женщины не стесняесь делают друг другу комплименты и дарят цветы на день рождения. Мужчин с мужским поведением и женщин с женским становится наперечет. Это и есть меньшинства двадцать первого века. Женщины могут уже почти все, мужчины могут все меньше и меньше. Подарить цветы девушке - это подвиг из разряда "броситься на амбразуру". А девушкам, причем любого возраста, несмотря на социальные и гендерные перемены, по-прежнему хочется цветов: им нравится, когда их дарят, им хорошо, когда живые цветы стоят у них на рабочем столе или на тумбочке в спальне. Гормон счастья или что-то еще, но цветы позитивно воздейтсвуют на женскую природу. Они создают тонкую атмосферу счастья, в которой девушкам хорошо. И это не вопрос цвета, формы, запаха, объема: это что-то еще более тонкое. Поэтому даже лишенные зрения люди будут воспринимать цветы так же, как и зрячие. Они не видят цветов, но цветы им от этого не менее важны и счастье от их получения у них не меньше, а скорее всего, больше, чем у зрячих. Потому что цветы в их жизни появляются гораздо реже: по понятным причинам. Муж Наташи объяснил, что когда он идет в цветочный магазин, невольно опасается обмана: слепому нередко подсовывают вялые или ломаные цветы. Какая мол ему разница, все равно не видит...

 

Подпись азбукой Брайля: девушка с короткой стрижкой, в светлой блузке, сидит, развернувшись лицом к камере и держа в руках ветку орхидеи. Она вдыхает аромат цветов: на длинном стебле их очень много: может быть, десять, может, двенадцать.  Очень деликатно, кончиками пальцев, держит она цветущую ветку - подносит ее к лицу, чтобы почувствовать тончайший, изысканный аромат и шелковистое прикосновение лепестков. Она погружена в задумчивость, ее разговор с цветами не требует слов. Она красивая.

 

Подпись азбукой Брайля: молодая женщина слегка улыбается стоя перед фотокамерой, ее фигура симметрично расположена на светлом фоне, а взгляд устремлен на зрителя. Левой рукой она прижимает к себе букет тюльпанов. Тюльпаны очень свежие, их упругие стебли и листья не позволяют пальцам охватить их полностью, поэтому она придерживает их всей ладонью. Молодые бутоны еще не раскрылись, в букете их много: может быть, пятнадцать. Правой рукой она обнимает маленького мальчика с огромными, как у ангела с византийской иконы, глазами. Ладонь матери у него под подбородком: она как будто придерживает его голову, как нежнейший из всех цветов мира. И мать, и ребенок очень красивы, их образ излучает спокойствие и некое всезнание, которое можно почувствовать от древних икон или картин старых мастеров.

 

Ответы на мой вопрос о красоте были самые разные, порой совершенно неожиданные: Анастасия, например, сказала, что самое красивое для нее - это закат на берегу моря. Она не видит с возраста одного года. Сейчас ей около тридцати. А человеческая красота на уровне физического тела ее заботит меньше всего: в людях она превыше всего ставит доброту. Татьяна сказала, почти никогда не размышляет о красоте, но если бы ее спросили, что по ее мнению красиво, она ответила бы, что у Мишеньки, ее трехлетнего сына, лицо красивое. Галя и Люся говорят об особом состоянии приподнятости, ощущении праздника, когда на душе легко и хорошо - вот это для них и есть красота. А Наталья связывает красоту с состоянием влюбленности. Но только почему же тогда она отказалась забирать свой портрет, сопроводив свой отказ таким комментарием: "Мои родственники меня на нем не узнали. Сказали, что я толстая и выгляжу на пятьдесят. Некрасивая какая-то". Так где же истина? Действительно ли красота - это доброта? Ан нет, если даже для слепых ее недостаток или отсутствие воспринимается как по меньшей мере повод для печали или становится причиной разочарования и разрыва отношений (Елена наотрез отказалась от пересъемки, мое предложение что-то для нее сделать было категорично отвергнуто). Получается, что как и получение цветов воспринимается женщиной как физиолочически необходимый знак внимания, так и красота с привычным для европейской культуры набором свойств и параметров остается незыблимым женским достоянием, к которому стремятся, которому завидуют, о котором плачут, когда она уходит. А доброта, что доброта? Пока что мы живем в обществе, где доброй можно быть факультативно, красивой - обязательно.

 

Подпись азбукой Брайля: Две женщины в светлой одежде сидят рядом, лицом к камере. Их лица чуть повернуты друг к другу, по направлению к центру кадра. Вдвоем они держат в руках большой букет пионов. Видны три руки: сидящая справа женщина с длинными волосами, собранными в пучок и локонами, обрамляющими лицо, держит букет двумя руками, а сидящая слева женщина с короткой стрижкой придерживает его правой рукой. Три руки словно олицетворяют самих сестер и их маму, которая до сих пор как будто с ними и незримо их поддерживает. В букете пионы разного размера: есть совсем раскрытые цветы, с махровой сердцевиной, есть полураскрывшиеся, есть совсем еще закрытые молодые бутончики, похожие на маленькие шарики. Сестры как будто молчаливо созерцают цветы и ведут неслышный разговор друг с другом и еще кем-то, чье присутствие в кадре незримо. Они красивые.

 

Женщина с густыми, лежащими красивыми волнами седыми волосами и мягкими, добрыми чертами лица держит в руках огромный букет садовых цветов. Все цветы в нем - белые: белые пионы, белые колокольчики, медуница, ромашки, красно-белая турецкая гвоздика. Она держит букет обеими руками, очень бережно, как если бы это был новорожденный младенец. Ее темные, загорелые во время работ в саду руки контрастируют со светлыми тонами цветов и светлым, одухотворенным лицом. Она очень красивая.

 


10401 просмотр

Вероника Габриэла Гарденас нарядила приятеля в маску Дональда Трампа
23 марта
Смотри не захлебнись слюнями
fe-ellie — 13 января
Австрийский фотограф Андреас Якверх наблюдает за боксерами-любителями в трущобах Ганны
22 декабря
Польский фотограф и кинорежиссер Зуза Краевска посетила колонию для несовершеннолетних преступников, расположенную ...
17 декабря
Фотограф Пол Шиакаллис наблюдает за женщинами Ботсваны — любительницами тяжелой музыки
25 ноября
В 2010 году фотограф Жожо Шульмастер оказался за кулисами состязаний швейцарских бодибилдеров
22 ноября
Самое интересное

Вера Ренатова размышляет на тему, можно ли познакомится с приличной девушкой среди товаров народного употребления.
Вера Ренатова — 2 марта
Мы взяли интервью у основателя Lutowolk MagazineАркадия Ротшильда, анонимной грозы светских львиц всея Руси. Он рассказал о всех прелестях светской жизни столицы.
11 июня
10 причин встречаться с той, что уже взрослая.
Олег Уппит — 15 июля

В мире много красивых девушек — мы выбираем для вас идеальных. Вот, например, модель Victoria’s ...
ХОТИМ, Алексей Ганин – 31 января

5 Instagram'ов трансгендеров на которые вы можете подписаться, но зачем?
Тимур Юсупов – 27 июня

5 российских фотографов, на которых стоит подписать в Instagram.
Тимур Юсупов – 6 июня

Котенок по имени Раф кайфует от самой актуальной и модной одежды
8 ноября

Променяй унылую холодную Москву на холодный праздник
fe-ellie – 18 ноября

Партнер Рамблера
 
 
Войти через Facebook Войти через Вконтакте Войти через Twitter
Вы можете войти через социальные сети или пройти
быструю регистрацию на Royal Cheese
Логин или e-mail