Тысячи людей по всему миру покидают свои дома и принимают отважное и необычное решение — жить в трейлере на стоянках и специальных парках. Другие используют дома на колесах для путешествия по стране в поисках заработка. Что является причиной этого поступка и как можно выжить в машине, — рассказывает Royal Cheese.
Кризис и бедность
Кому-то жизнь в дороге может показаться романтичной, поскольку современные реалии предполагают возможность достойного заработка из любой точки мира. Молодые семьи обустраивают автобусы или трейлеры и отправляются смотреть мир. Однако есть и те, кто отправляется в путь из-за бедности и отсутствия постоянного места жительства. Такие кочевники особенно распространены в Америке, но и в других странах люди вынуждены следовать их примеру или искать похожие возможности, чтобы справиться с ситуацией.
Явление трейлер-парков возникло еще в 60-е годы. Многие считали, что к началу нового века такая необходимость отойдет в небытие, однако условия жизни сформировали обстановку, в которой люди вынуждены отказываться от больших кроватей, диванов и гостиных, чтобы оборудовать скромное и мобильное жилье. Чаще всего в трейлеры переезжают люди, которые родились и выросли в малообеспеченных районах, например, гетто. Они садятся в машины и уезжают не в сторону элитных районов мегаполиса, а наоборот, подальше от них: в поисках заработка на заводах или фабриках.
Согласно последним данным порядка миллиона американцев живут в машинах или домах на колесах на постоянной основе. В 2019 году только в округе Аламеда, в Калифорнии насчитывалось более 2 тысяч человек, не имеющих своего дома, что вдвое превышает показатели за 2017 год.
Такая статистика не вызывает удивлений ни у местных жителей, ни у жителей других штатов. За последние 10 лет в Калифорнии было построено большое количество новых домов, это было необходимо для того, чтобы не отставать от роста населения и восполнять предложение. Однако это создало дефицит, который привел к быстрому росту арендной платы и цен на жилье. Так, средняя стоимость домов в 2019 году составляла более 1 миллиона долларов, а средняя арендная плата за небольшую квартиру — 3 700 долларов. На фоне этого количество бездомных возросло более чем на 10%. Старшее поколение и малоимущие семьи, которые не смогли выжить в своих жилищах на государственное пособие, приобрели трейлеры и отправились в путь. Однако жизнь в таких условиях не похожа на увлекательное путешествие хиппи или битников.
Дивный, суровый мир
Картина Хлои Чжао «Земля кочевников», которая не только была хорошо принята критиками и аудиторией, но и получила две награды на церемонии вручения премии «Оскар», отлично иллюстрирует условия жизни кочевников. Они формируются в целые коммуны, помогая друг другу выжить, и скитаются по всей стране в поисках любой работы: упаковщиков на фабриках, уборщиков, поваров в ресторанах быстрого питания.
Основой фильма стала книга Джессики Брудер «Страна кочевников: выживание в Америке в XXI веке», которая представляет собой обширный рассказ о современных кочевниках, переживших закрытие заводов, рабочие поселения и безработицу. В процессе написания Джессика несколько лет следила за реально существующими кочевниками. В итоге, получилась отличная иллюстрация невидимой жизни значительной части рабочей силы Америки. Для того, чтобы полностью окунуться в жизнь современных кочевников, писательница, вместе с участниками исследования, работала на свеклоуборочном заводе и центре выполнения заказов Amazon. Пример последнего режиссер изобразил в фильме. Огромный физический труд, тяжелая работа без выходных и перерывов — со всем этим столкнулись люди, кочующие по стране. Она пишет:
«Некоторые проходят 15 миль по бетонному полу, наклоняясь, приседая, поднимаясь по лестнице, просматривая, сортируя и упаковывая товары»
Непосильный труд и непростой поиск работы — это лишь малая часть того, с чем сталкиваются кочевники. Прежде всего — это клеймо бездомности, однако они себя таковыми не считают. Просто их постоянное место жительство отличается от того, к чему привыкло общество. Они вынуждены точно также ухаживать за своим обиталищем, поскольку плохие условия: плесень, ржавчина и неожиданные гости в виде насекомых — обычное явление в трейлерах.
Хотя автомобили, грузовики и дома на колесах могут быть неплохой альтернативой высокой арендной плате, людям в этих условиях не хватает ключевых удобств — ванных комнат, душевых и туалета. Кроме того, остановка габаритного транспорта в общественных местах и частных стоянках незаконна, что делает кочевников уязвимыми, поскольку на неохраняемых территориях высока вероятность грабежа или покушения. Так, с одной стороны, авто может обеспечивать безопасность и вызывать меньше жалоб, чем палаточные городки или более явное проявление бездомности. И все же, жители и власти недовольны трейлерами, поскольку они занимают парковочные места, часто встречаются утечки бензина или канализации.
Криминализация транспортных средств приводит к эвакуации трейлеров со всем имуществом на штрафстоянки. Чаще всего у людей нет средств, чтобы вернуть свои машины и оплатить штраф. Однако защитники бездомных и благотворительные организации помогают им справиться с трудностями, организовывая трейлер-парки и безопасные стоянки. Например, Safe Parking LA предлагает безопасное и стабильное место для парковки, с соблюдением местных законов, а также доступом к туалету и другим удобствам. В общественных лагерях для трейлеров и их обитателей есть кухни для общего пользования, места для ручной стирки и сушки одежды. Жители часто обмениваются вещами и устраивают распродажи.
Кочевники часто не говорят публично о своем образе жизни, так как это может навлечь неприятности и вызвать у людей смущение. Они тщательно скрываются и стараются не привлекать внимание, чтобы обезопасить себя от стигматизации и штрафов.
Избушки на колесиках и свобода от ЖКХ
Кочевая жизнь характерна не только для американцев. В России вследствие разводов, высоких алиментов, коммунальных услуг, недостаточной величины пособий и пенсий, люди обустраивают дома на колесах и полностью переезжают. Помимо очевидного преимущества — низкой стоимости проживания, «путешественники» говорят о том, что жизнь на нескольких квадратных метрах олицетворяет свободу от социальных устоев. Путешественник и блогер Руслан так отзывается о жизни в доме на колесах:
«В своей квартире я чувствовал себя как взаперти. А здесь словно на природе живу. И я могу перемещаться в нем в любой район, жить в любом месте. Это дает необычайное ощущение свободы и новых возможностей»
Другие рассказывают о том, что с переездом их жизнь обрела смысл и стала полноценной. Русские кочевники развеивают мифы о жизни в трейлере: не каждый из них пребывает в бедности. Они заводят домашних животных, обретают право на личное пространство, а некоторые приводят в мобильный дом свою вторую половину, где ведут счастливую жизнь.
Может показаться, что у людей должны быть и другие альтернативы, например, переселение в приюты или поиск соседей по комнате. Однако для многих эти варианты менее привлекательны и более опасны. Общество должно позволить кочевникам чувствовать себя безопасно и полноценно, где бы они ни были.