Путешественники выбирают самые разные способы передвижения по миру: кто-то предпочитает самолет, поезд, машину, другие выбирают более рискованный и непривычный способ — автостоп. За бесплатным передвижением с помощью попутки с согласия водителя скрывается самая настоящая культура, которая раньше была особенно распространена, однако сегодня считается чем-то экзотическим и рискованным. В мире, где преобладает комфорт и нежелание рисковать, такой способ подходит далеко не каждому.
«Мы поставили палатку во дворе возле детской площадки»
Путешествия меняют людей, такой вывод наша редакция сделала после общения с Владиславом. В 2018 году парень из Кисловодска решил посмотреть на города, которые примут ЧМ и тот трип стер границы в его голове.
— Вообще изначально я поехал в это путешествие, потому что чемпионат мира в родной стране бывает раз в жизни и я понимал, что такое событие пропускать нельзя. Почему поехал именно автостопом? Потому что у меня не было денег, я был безработным пареньком и все что я имел — это опыт путешествий автостопом. Я понял, что проехать как можно больше городов получится у меня только автостопом, поэтому 17 июня я вышел на трассу, поднял палец вверх и рванул, по сути, не зная куда. Конечно, я понимал, что изначально еду в Сочи, а что меня ждало дальше я не осознавал. В итоге я посетил 7 из 11 городов, принимавших чемпионат мира по футболу. Проехал около 6000 км, поймал около сотни попуток, обрел новых знакомых и друзей, посетил города в которых раньше не бывал. Какие испытал чувства и эмоции? В целом я люблю автостоп за чувство свободы, за то, что ты можешь в любой момент оказаться где угодно, ты можешь сейчас поймать попутку, и она отвезёт тебя на 600 км, а может быть на 20 км и ты выйдешь возле какой-нибудь деревушки в который бы ни за что в жизни не оказался, и насладишься ее архитектурой и пейзажами. Плюс любая новая попутка — это новое знакомство, это новый человек со своей судьбой.
Если рассказать о чем-то конкретном, то я помню эпизод, когда ехал из Нижнего Новгорода в Казань на попутке и рядом по обочине шагал парень. Прям видно, что путешественник (с огромным рюкзаком и бородой, в потрепанной одежде). Я попросил водителя его подобрать. Оказалось, что парня зовут Стас. Он путешествовал из Великого Новгорода до Владивостока без копейки денег. Это конечно отдельная история как он жил, питался, мылся и так далее. Но в итоге мы со Стасом добрались до Казани и решили там провести время вместе.
Сразу же вечером по приезде мы испробовали систему Стаса, по которой он питался. Зашли в Пятёрочку, нашли просроченную еду, принесли её на кассу. А тогда Пятёрочка обменивала просроченную еду на новую бесплатно. Таким образом мы нашли колбасу, хлеб, перекусили, пришли к какому-то озеру, поставили палатку, переночевали и в общем продолжили вместе тусить, в итоге шикарно погуляли 2-3 дня. А в последнюю ночь мы поставили палатку вообще просто в какие-то дворы возле детской площадки. Переночевав, попрощались и каждый поехал своей дорогой. Он дальше в сторону Владивостока, а я к друзьям в Нижегородскую область.
То есть эта ситуация показывает, что путешествия и особенно автостоп — это такая штука, которая может подарить тебе в любой момент что-то неожиданное, свести с каким-то человеком, занести тебя в необычную ситуацию.
Главное, что дало мне это путешествие — оно стерло границы. Потому что, когда я вернулся домой и стал считать, сколько километров я проехал и начал просто вспоминать, где я был, то я просто офигел. И самое интересное, что я там побывал без копейки потраченных денег. Без передвижений на поезде, самолёте или автобусе. Я просто выходил на трассу и полагался на доброту людей, и благодаря этому совершил то, что мне иногда кажется невероятным.
Дешевая и увлекательная часть культуры
Свободным путешественникам не особенно нравится традиционный транспорт, поскольку, отправляясь в другой город на самолете, они увидят только конечную точку. У них же есть возможность посетить любую достопримечательность в самых разных и неожиданных местах. Путешественник не зависит ни от чего, у него нет никаких ограничений во времени, брони и привязанности к туристической группе, он сам решает, где останавливаться, сколько времени проводить в том или ином обществе и куда двигаться дальше. Гиды водят по установленным и глянцевым туристическим маршрутам, последователи битников и хиппи смотрят на культуру изнутри, узнавая самые неожиданные, очаровательные, а иногда и страшные аспекты обыденности другой культуры. Это касается не только решения отправиться в другую страну, но может происходить и внутри одного региона. В конце концов, жизнь в столице и глубинке сильно различается.
Феномен со временем превратился в некий символ свободы движения субкультур и занял весомое место в искусстве. Например, он часто описывается в работах Джека Керуака: «В дороге», «Бродяги Дхармы». Так зародился стереотип о том, что явление преимущественно распространено в Америке, но это не так. В то же время автостоп был довольно востребован и в СССР, более того, такие путешествия активно поощрялись официальными государственными организациями, что привело к формированию целого Союза автостопщиков в 60-м году. Александр Непомнящий, русский поэт и рок-музыкант, посвятил теме три песни, а в 1990 году был снят фильм «Автостоп», который рассказывает о духовном перерождении итальянца в русской глубинке.
Вольные путешественники России
Конечно, автостоп в стране был популярен с 60-х и 70-х, например, в 1978 появилась «Петербургская Лига Автостопа (ПЛАС)», действующая и сегодня. В 80-х Валерий Шанин активно передвигался по стране подобным способом. Но большее внимание он привлек в 90-х, во времена, когда активно появлялись и развивались субкультуры, произошел развал империи, финансовый крах. За появлением 25 новых границ в 1991 году последовала свобода, к которой так стремилось молодое поколение.
Несмотря на распространенность в СССР и, после, в России, к реальной популяризации приложил руку Антон Кротов. В 1995 году в центре Москвы он начал распространять первый тираж своей книги «Практика вольных путешествий», увы, сегодня о нем знают только те, кто решил посвятить часть своей жизни автостопу.
В свое первое путешествие он отправился в 15 лет, однако использовал Антон электрички. В книге он описал насколько захватывающими были эти поездки. Через некоторое время он открыл для себя автостоп, буквально за несколько лет Антон посетил большую часть Советского Союза, а после отправился за границу: в Индию, Пакистан, Иран, и некоторые страны Африки.
Кротов не только описал свой опыт, давая советы тем, кто желает последовать его примеру, но и создал свой уникальный сленг. Термины прижились в комьюнити, хотя незаинтересованным они могут показаться немного странными и непонятными. Например, «деньгопросом» называют человека, который просит оплату у путешественника, «ментотрах» — это сильное внимание полиции к автостопщику, а «самоходность» — совокупность качеств человека, которые позволяют ему успешно передвигаться, получать удовольствие и при этом не подвергать свое здоровье опасности. Книга, описывающая способы интересного и бесплатного туризма, была безумно популярна в стране в период кризиса среди тех, в ком таилось желание и дух увидеть мир. Ее перепечатывали, переписывали и передавали из рук в руки. Так была основана целая «Академия вольных путешествий». В 2000-х Антон проводил специальные фестивали, на которых проходили встречи единомышленников. Параллельно с ним свою деятельность по популяризации продолжал и Валерий Шанин, выпустив работу «Хитч-хайкинг: автостопом по США и Европе» в 1995 году, тогда же зимой он официально зарегистрировал «Московскую школу автостопа», а в 1999 году отправился в свое первое кругосветное путешествие. С наступлением 21 века ситуация изменилась, а автостоп ушел на второй план.
Любовь к комфорту и безопасность
Время шло, границы для путешественников расширялись и не только в буквальном смысле, но и в фигуральным. Онлайн карты, навигаторы, компасы, тысячи туроператоров и экскурсионных компаний, которые обещают добраться до экзотических мест за несколько часов с минимальными затратами, затмили автостоп. К тому же, уровень жизни населения сильно повысился, что исключило надобность передвигаться, пользуясь попутками.
Для большинства автостоп превратился в рискованное дело, которое вовсе того не стоит. Существуют стереотипы, что, отправившись в путь, велика вероятность не вернуться домой. Конечно, эти предположения не безосновательны, поскольку случались трагические ситуации, но их не много. Больше всего за свою безопасность опасаются девушки, поэтому многие советуют отправляться парами: парень с девушкой. И дело не только в сохранности, но и в том, что с чисто психологической точки зрения, водитель их более охотно подберет. Но часто на дорогах встречаются и одиночки, а также родители с детьми.
Несмотря на все удобства туризма, к автостопу прибегают и сегодня, чаще всего это те, кто хочет необычных ощущений и опыта. Безусловно, к этому нужно подготовиться: как минимум разработать маршрут, собрать необходимые и удобные вещи, еду, а самое главное — морально настроить себя на отсутствие комфорта в течение достаточно длительного времени. Антон Кротов советует в первую очередь брать с собой:
Среди наиболее полезных вещей — мозги, паспорт и рюкзак