Мы в этом живем

12 когнитивных искажений, которые мешают жить полной жизнью

Алина Исаева Алина Исаева
Кто, зачем и как искривляет твою реальность.

Все мы воспринимаем этот мир по-разному: каждый — через призму собственного опыта, воспитания и образования. На наше отношение ко всему, что нас окружает, влияет очень много факторов — в том числе искажающих. Сегодня мы снова пошаримся в недрах сознания и узнаем, что такое когнитивные искажения и как с ними бороться.

Вводный курс в историю вопроса

Когнитивные искажения — это совокупность отклонений в поведении, восприятии и мышлении, которые возникли из-за социального и эмоционального влияния на человека, навязанных ему стереотипов, недостатка информации или же неспособности/нежелания рационально обработать эту информацию. Эти искажения проявляются по-разному и могут доставлять человеку ментальный дискомфорт, препятствовать здоровому общению, провоцировать конфликты, осложнять командную работу. Случается и так, что целые страны подвержены искаженному мышлению. Сложновато, да? Терпение, сейчас мы во всем разберемся.

Список когнитивных искажений исчисляется десятками, однако мы изучим 12 наиболее ярких, которые дадут понять, к чему может привести искривление восприятия.

Про меня и про них

Обширный спектр когнитивных искажений затрагивает человеческую способность правильно отстаивать свое мнение, делать выводы и признавать свою неправоту. Последнее всегда и всем удавалось трудно, но зачастую мы упорно отказываемся даже самим себе признаться в том, что совершили ошибку.

Искажение в восприятии сделанного выбора: излишняя привязанность к своим выборам и упорство в их оправдании. «‎Да, муж заставил меня уволиться с работы, зато он такой хороший, вот, стиральную машину купил, как же я его брошу?» Подобным образом можно оправдать что угодно — из-за страха перед переменами и изменением сложившегося положения дел.

Ошибка техасского стрелка: название этого искажения появилось от истории про техасца, который сначала стрелял по амбару, а уже потом в месте, где появилось самое большое количество пробоин, рисовал мишень, заявляя о своей непревзойденной меткости. При этом искажении выводы делаются только из тех данных, которые соответствуют изначальной гипотезе; противоречащие же — игнорируются. Например, ситуация: родители убеждены, что компьютер вредит их сыну-подростку и делает его более агрессивным. При этом с помощью компьютера мальчик не только играет, но и развивается, рисует в Photoshop, читает книги — эти факты игнорируются. В очередной раз после просьбы поставить на паузу онлайн-игру (кто знает, тот поймет), сын довольно резко отвечает матери, после чего родители устраивают ему сцену и отключают WI-Fi на неделю.

Фундаментальная ошибка атрибуции: склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а свои заслуги и ошибки — внешними обстоятельствами, на которые нельзя было повлиять. Как пример: твой коллега вложился в долевое строительство, и его обманула компания-застройщик. Кто он? Невнимательный дурак, который не удосужился прочесть договор. Та же ситуация случилась с тобой? Злобные застройщики обвели тебя вокруг пальца, твоей вины тут нет, это все они.

Селективное восприятие: принятие во внимание только тех фактов, которые согласуются с ожиданиями. Этим искажением активно пользуются организаторы финансовых пирамид, показывая новоприбывшим участникам «‎полученные от компании» иномарки и фотографии «‎партнеров» с горами наличных. У этого искажения есть родственный феномен — селективное внимание: например, беременная женщина резко начнет замечать на улице большее количество беременных, чем она видела раньше.

Про народ

В масштабах государства когнитивные искажения играют более значимую роль, нежели в бытовых отношениях. С ними сложнее бороться, и многие из них становятся инструментом для манипулирования массовым сознанием через СМИ и другие каналы государственной пропаганды.

Отклонение от статуса кво: люди опасаются изменения текущего, устоявшегося положения вещей. Это как раз-таки история про «‎раскачивание лодки» и «‎худой мир», который «‎лучше доброй войны». Даже если изменения очевидно назрели и пора бы уже что-то предпринять, люди побоятся решительных действий, потому что сложившееся положение дел устраивает их больше, чем неизвестность, которую повлекут за собой перемены.

Эффект фрейминга: это искажение заключается в том, что форма подачи информации влияет на ее восприятие человеком. Активно используется СМИ для формирования общественного мнения и политического имиджа государственных деятелей: так из новости без очевидного вранья можно сделать интересный инфоповод. Допустим, произошло следующее: некий оппозиционный депутат заявил, что парады на 9 мая устраивают исключительно напоказ и что куда полезнее было бы направить деньги, потраченные на их реализацию, на помощь тем ветеранам, которые еще живы. Что выходит в новостях: «‎ДЕПУТАТ НАЗВАЛ ПРАЗДНИК ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ ПОКАЗУШНИЧЕСТВОМ».

Эффект опознаваемой жертвы: это тенденция оказывать более щедрую помощь отдельному пострадавшему лицу, чьи страдания были преданы широкой огласке, нежели всем остальным людям, испытывающим такие же трудности. Примеров тому масса: тот же Иван Голунов, которому подбросили наркотики в полиции, — по подобным сфабрикованным обвинениям в России осуждены тысячи людей, однако это остается «‎за кадром».

Недооценка бездействия: вследствие этого искажения человек в кризисной ситуации предпочтет бездействовать, считая, что из-за действия случится больше вреда, хотя на деле урон от бездействия будет не меньшим. Эта ошибка восприятия тесно связана с проблемой отклонения от статуса кво.

Эффект фокусировки: когда уделяется слишком много внимания какому-то одному аспекту явления, это отводит внимание от его справедливой, непредвзятой оценки. Например, когда речь идет об угрозе ядерной войны — и все начинают судорожно искать возможных виновников, тыча пальцами то в США, то в Россию, и, как правило, упускается из внимания тот факт, что это не так уж и важно, потому что пострадают абсолютно все.

Эффект знакомства с объектом: выражение неестественной симпатии к объекту или явлению лишь на основании своей условной сопричастности к нему (жизнь в одной стране, участие в одном событии). Именно этим когнитивным искажением объясняется как феномен патриотизма, так и назойливость земляков на зарубежных курортах.

Хоторнский эффект: в современной России его можно было бы назвать «‎эффект приезда Путина». Это искажение заключается в том, что контролируемые в ходе проверки или исследования группы временно повышают производительность своего труда, создавая видимость благополучной атмосферы и полной отдачи. Пусть и не только в нашей стране все делается «‎под проверку», но это все равно очень печально.

Эффект «‎дверь в лицо»: этой уловкой давно пользуются политики, маркетологи и даже дети, которые клянчат карманные деньги. Люди готовы пойти на уступки и согласиться на малопривлекательное предложение, если оно им предоставляется сразу после их отказа от другой более обременительной просьбы. Вспоминается шутка про жвачку: если тебе нужна жвачка, попроси две — человек согласится на одну, лишь бы ты отстал. Таким образом, если ты политик и тебе нужно протолкнуть сомнительный закон, который не понравится людям, ухудши законопроект в 3 раза, проанонсируй в таком виде, дождись возмущений — и потом сделай вид, что пошел на уступки.

Еще несколько слов

Природа когнитивных искажений до конца не изучена, но психологи сходятся в одном: в них мало хорошего. Людям всегда было выгодно друг друга обманывать, внушать им свои идеи — как видишь, большая часть искажений нацелена именно на это: добиваться поставленных целей, убеждать всех в своей правоте и получать от этого выгоду. Стоит держать свой разум в чистоте и не позволять никому искривлять твою реальность.

Загрузить еще