Пожилым людям тяжело успевать за скоростями современного мира: они не ориентируются в том обилии информации, которое окружает нас ежедневно. К тому же они слишком плохо знакомы с превратностями рынка, где главная цель любого продавца — получить как можно больше денег, потратив при этом минимум средств на свой товар. Рассказываем о самых бесчестных и мерзких способах отъема денег у стариков — обязательно перескажи своей бабушке.
Алло, Галочка, ты сейчас умрешь
Подвид мошенника: «сотрудник поликлиники»
Все прекрасно осведомлены о том, что основной респаун бабушек и дедушек расположен в местной поликлинике. Мошенники тоже об этом знают и активно пользуются трепетным отношением стариков к своему здоровью. Схема обмана такова: мошенник звонит пенсионеру и представляется сотрудником поликлиники. Он сообщает печальное известие: «Сегодня утром были получены результаты ваших анализов, ваша жизнь под угрозой, и вы скоро умрете. Но у нас есть решение: как раз в нашу поликлинику завезли очень хорошие и редкие препараты, которые гарантированно спасут вам жизнь. Стоит это, конечно, 300 тысяч рублей, но мы понимаем, что у вас нет таких денег, поэтому готовы предложить рассрочку: 20.000 единоразово, остальное доплатите».
Если пенсионер на все соглашается, преступники предлагают прислать курьера с лекарствами или встретиться на улице. Под видом лекарств, как можно догадаться, пожилому человеку продают дешевые БАДы и пустышки, которые совершенно бесполезны, а иногда и опасны для здоровья.
Здравствуйте, я из пенсионного фонда
Подвид мошенника: «сотрудник пенсионного фонда»
Тут две схемы. Одна давит на позитивные эмоции, вторая подразумевает запугивание.
Способ первый. Пенсионеру звонит сотрудник Пенсионного фонда и объявляет чудесную новость: вам от государства положена специальная выплата сверх пенсии. Особенно хорошо эта история проворачивается в предпраздничные дни: Первомай, 4 ноября, День Победы и так далее. Мошенники добавляют, что ходить никуда не нужно — всего лишь сообщить номер банковской карты и CVC-код. Обрадованного пенсионера начинают забалтывать, просят сообщить номер пенсионного удостоверения (чтобы отвести подозрения), паспортные данные и, в конце концов, код из смс, которое приходит от банка. Выполнившего все указания пенсионера вежливо благодарят, он вешает трубку и обнаруживает, что с карты списаны все имевшиеся на ней средства.
Второй способ пожестче. Пожилому человеку звонят — снова сотрудники Пенсионного фонда. Звонящий строгим официозным тоном сообщает, что его пенсию по ошибке увеличили, и была зачислена лишняя сумма. Начинают грозить штрафом или блокировкой карты, если немедленно не сообщить данные для перерасчета. Взволнованный пенсионер, как правило, охотно отвечает на все вопросы и выдает все нужные мошенникам сведения, в том числе номер карты и трехзначный CVC-код. Деньги изымаются по той же схеме.
Бабуль, я в беде
Подвид мошенника: родственник в беде
Обман снова проворачивается по телефону. Мошенники пользуются впечатлительностью стариков и их любовью к детям и внукам. На телефон пенсионера поступает звонок или сообщение от «родственника», который попал в автомобильную аварию или другую опасную ситуацию. Если это телефонный звонок, то создаются помехи, чтобы сложно было разобрать голос. Внучок/сынок/дочка просит срочно выслать денег и обещает «потом все объяснить». Средства предлагают перечислить по номеру телефона или перевести на карту. Напуганный пенсионер в панике переводит деньги и начинает дозваниваться родне, пытаясь выяснить, что же произошло, однако вскоре убеждается, что его обманули. Иногда аферисты просят переслать необходимую сумму денег с помощью курьера — и это тоже срабатывает.
Поздравляем, вы выиграли а-а-автомобиль
Подвид мошенника: невидимый благодетель с кастрюлями
Схем в данном виде обмана несколько. Первая: в почтовые ящики бросают листовки с «лотереей»: предлагают разгадать слово с переставленными буквами (как в телевизионных шоу из нулевых) или выполнить другое простое задание. Иногда задачка другая: нужно сложить цифры своего возраста, и если результат получится меньше 20, то вы «победитель». Дальше нужно позвонить по номеру телефона, указанному в лотерее. Обрадованный пенсионер уже предвкушает получение новенького авто и гордо сообщает мошенникам о выигрышном билетике. Те вежливо спрашивают его адрес и рассказывают, что для получения приза необходимо купить партнерские товары из каталога, который они ему вышлют. Всего на каких-то 30 тысяч — разве это не стоит целого автомобиля? Пенсионеру приходит журнал с уникальными наборами из 100 китайских кастрюль, суперхренорезками, циркониевыми браслетами, освященными иконками Матроны московской и тренажерами для мгновенного похудения. Никакого автомобиля, разумеется, нет и в помине, но зачастую пожилые люди доверчиво заказывают все это барахло в надежде получить обещанный выигрыш.
Здравствуйте, вас обманули, дайте денег
Подвид мошенника: полицейский
Иногда несчастных стариков обманывают дважды. В этой преступной схеме мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов и действуют так: ранее обворованному пенсионеру звонят и сообщают, что разоблачена банда аферистов, которые их обвели вокруг пальца. Говорят, что у них была обнаружена энная сумма, которую необходимо по закону поделить между пострадавшими поравну. Пенсионер возмущается, а «полицейский» ломается, но все же решается посочувствовать старику и сообщает, что может передвинуть его фамилию в список «приоритетных» жертв, но за вознаграждение. Пожилой человек соглашается и переводит деньги преступнику — как правило, на карту или электронный кошелек.
Как защитить своих бабушек
Для надежной защиты от мошенников до своих пожилых родственников необходимо донести несколько простых правил:
- Сотрудники муниципальных служб — поликлиник, Пенсионного Фонда, службы соцзащиты — ничего не продают. Если человек, представившийся представителем государственного учреждения, начинает впаривать «чудо-лекарства» или медицинские аппараты, то это мошенник.
- Никогда нельзя сообщать посторонним людям данные своих банковских карт. Даже если они звонят и сообщают информацию запредельной важности о пенсии и других накоплениях. Лучше перестраховаться и связаться с Пенсионным фондом или банком, чтобы обезопасить свои сбережения.
- Ни в коем случае нельзя впускать посторонних людей домой, особенно «медсестер», которые приходят якобы «по направлению от лечащего врача» или «службы соцзащиты».
- Если с незнакомого номера поступает звонок от «родственника», который попал в опасную ситуацию и просит одолжить денег, то лучше сначала выяснить все обстоятельства, предложить приехать лично и оказать посильную помощь.
- Единственно безопасный способ испытать удачу — покупка билетов от Гослото. Нельзя доверять лотереям из почтовых ящиков.