Без рубрики
02 января, 2021

«Это исключительно вопрос выживания»: как киноиндустрия борется против разорения

Современные проблемы требуют современных решений, считают фильмоделы. Вот только далеко не все рады тому, до чего они доходят.

Как заявляет издание «Газета.ru» со ссылкой на министра культуры Ольгу Любимову, киноиндустрия одна из отраслей, которые сильнее всего пострадали во время пандемии коронавируса. Только в России создатели и прокатчики фильмов потеряли около 7,5 млрд рублей. За рубежом ситуация обстоит примерно так же: из-за ограничений на число посетителей «фабрики грез» во многих странах были вынуждены принимать противоречивые решения. Так, в начале зимы компания Warner объявила, что будет выпускать новинки не только на большом экране, с этим беспрецедентным решением не согласились сразу несколько крупных режиссеров.

Киноиндустрии, как и другим сферам, приходится как-то выживать в изменчивых условиях, и потому ее представители вынуждены подстраиваться под реалии. Royal Cheese разбирается, что именно переживают фильмоделы и на какие еще меры им приходится идти.

С чего все началось?

Еще в марте 2020 года корреспондент «Ouartz» Адам Эпштейн отмечал, что у данной отрасли нет никаких шансов оправиться после пандемии. По его словам, из-за быстрого распространения вируса представители индустрии уже потеряли 5 млрд долларов. В основном такая сумма вышла из-за закрытия кинотеатров в Китае втором по величине рынке проката фильмов после США, а также в Японии, Южной Корее и Франции.

Новые правила по социальному дистанцированию заставили голливудские студии сперва откладывать выпуск блокбастеров, потом, когда стало понятно, что невозможно тянуть с релизами бесконечно, представлять их публике, уменьшенной до смехотворных размеров. Например, представляя «Довод», студия Warner не раз передвигала дату выпуска, после чего решила показать ленту в конце августа в 70 странах притом отдавала предпочтение небольшим кинотеатрам и постепенному расширению проката. Фильм собрал 334 млн долларов, едва отбив производственный бюджет в 200 млн.

Что вынуждены делать прокатчики сейчас?

Вероятно, пандемия продлится дольше, чем ожидало мировое сообщество. При этом промедление в съемках или показе готовых проектов равносильно смерти.

Крупнейшим и самым спорным решением оказался переход Warner к онлайн-показам: 3 декабря компания объявила о том, что все свои полнометражные новинки станет демонстрировать не только «вживую» в кинотеатрах, но и на цифровой платформе HBO Max. Главная особенность ее прокатной стратегии, отмечают аналитики «Variety», состоит в том, что зритель сможет посмотреть новинку, не выходя из дома, в течение одного месяца. По истечении срока ему придется посещать кинозал. Генеральный директор и председатель WarnerMedia Энн Сарнофф высказалась о нововведении таким образом:

«Мы живем в беспрецедентные времена, которые требуют нестандартных, творческих решений. Никто не хочет возвращения фильмов на большие экраны так же сильно, как и мы. Нам не понаслышке известно, что новый контент — источник жизненной силы для тех же кинотеатров, только вот нам следует учитывать, что они будут сталкиваться с ограничениями в течение всего 2021 года.

Благодаря нашему уникальному плану, рассчитанному на весь год, мы сможем поддержать партнеров нескончаемым потоком лент высшего класса, а также предоставить шанс зрителям, которые не имеют возможности попасть в кинозалы, насладиться потрясающими фильмами. Это беспроигрышный вариант и для потребителей, и для производителей».

Однако далеко не все специалисты поддержали инициативу WarnerMedia. Режиссер «Дюны» Дэни Вильнев оказался ошеломлен поступком компании и в итоге высказал все, что о ней думает:

«В данном шаге нет никакой любви — ни к кино, ни к аудитории. Это исключительно вопрос выживания AT&T, чей долг сейчас составляет более 150 млрд долларов. Учитывая, что их идея с запуском HBO Max провалилась, компания пожертвовала всем расписанием Warner в попытке хоть как-то завладеть вниманием аудитории.

Внезапное решение Warner пренебречь интересами своих коллег-режиссеров провело для меня четкую грань. Производство кино — ничто без взаимного доверия и командной работы. Warner ясно дали понять, что теперь наши пути расходятся.

Стриминг создан для отличного контента — но не для лент масштаба «Дюны».

Отчаяние Вильнева можно понять: зачастую зрители смотрят кино на ноутбуках с небольшим экраном, явно не предназначенных для знакомства с крупнобюджетными картинами. Иногда, как говорит кинокритик Антон Долин, находятся еретики, которые готовы изучать новые ленты, полагаясь на смартфоны. Хотя в современных условиях у кинокомпаний не остается иного выхода, кроме как пренебрегать культурой просмотра фильмов в пользу коммерциализации, — такое решение может сильно смазать впечатление зрителя от новинок.

А как обстоят дела в России?

Если вкратце — не слишком радужно. Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на замминистра культуры Максима Ксензова, отечественная киноиндустрия рискует потерять из-за пандемии более 23 млрд рублей — половину годового оборота.

При этом сама министр культуры Любимова отмечала в интервью «Русскому радио», что причин впадать в уныние нет. По ее словам, работа индустрии продолжается, поддержку получили 200 фильмов. Кроме того, в 2020-м прошли несколько конкурсов по финансированию. Однако она так же видит, что киноотрасль в России откровенно страдает, а некоторые продюсеры вынуждены сталкиваться с грандиозными потерями.

Однако финансирование картин, готовящихся к релизу, еще не поможет оправиться кинотеатрам от вынужденной тишины. По рассуждениям главного редактора «Бюллетеня кинопрокатчика» Александра Нечаева, люди бы и рады смотреть кино на большом экране — только при этом российские прокатчики перенимают зарубежные схемы по продвижению и показу работ, как бы показывая, что они сами не верят в происходящее.

Довершает картину тот факт, что предложенные меры с трудом реанимируют сами кинотеатры. По данным «Газета.ru», за 2020 год закрылось 15% залов по всей России, и та же участь ожидает еще 40% из оставшихся. Из-за периода затяжной изоляции они столкнулись с вынужденным затишьем или вовсе фактическим запретом на работу — как, например, в Краснодаре. Довершало неприятности несвоевременное сочувствие со стороны помещений, где расположены комплексы для просмотра лент: лишь после осени они решились снижать или вовсе замораживать арендную плату.


ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: