Как заявляет издание «Газета.ru» со ссылкой на министра культуры Ольгу Любимову, киноиндустрия — одна из отраслей, которые сильнее всего пострадали во время пандемии коронавируса. Только в России создатели и прокатчики фильмов потеряли около 7,5 млрд рублей. За рубежом ситуация обстоит примерно так же: из-за ограничений на число посетителей «фабрики грез» во многих странах были вынуждены принимать противоречивые решения. Так, в начале зимы компания Warner объявила, что будет выпускать новинки не только на большом экране, — с этим беспрецедентным решением не согласились сразу несколько крупных режиссеров.
Киноиндустрии, как и другим сферам, приходится как-то выживать в изменчивых условиях, и потому ее представители вынуждены подстраиваться под реалии. Royal Cheese разбирается, что именно переживают фильмоделы и на какие еще меры им приходится идти.
С чего все началось?
Еще в марте 2020 года корреспондент «Ouartz» Адам Эпштейн отмечал, что у данной отрасли нет никаких шансов оправиться после пандемии. По его словам, из-за быстрого распространения вируса представители индустрии уже потеряли 5 млрд долларов. В основном такая сумма вышла из-за закрытия кинотеатров в Китае — втором по величине рынке проката фильмов после США, а также в Японии, Южной Корее и Франции.
Новые правила по социальному дистанцированию заставили голливудские студии сперва откладывать выпуск блокбастеров, потом, когда стало понятно, что невозможно тянуть с релизами бесконечно, — представлять их публике, уменьшенной до смехотворных размеров. Например, представляя «Довод», студия Warner не раз передвигала дату выпуска, после чего решила показать ленту в конце августа в 70 странах — притом отдавала предпочтение небольшим кинотеатрам и постепенному расширению проката. Фильм собрал 334 млн долларов, едва отбив производственный бюджет в 200 млн.
Что вынуждены делать прокатчики сейчас?
Вероятно, пандемия продлится дольше, чем ожидало мировое сообщество. При этом промедление в съемках или показе готовых проектов равносильно смерти.
Крупнейшим и самым спорным решением оказался переход Warner к онлайн-показам: 3 декабря компания объявила о том, что все свои полнометражные новинки станет демонстрировать не только «вживую» в кинотеатрах, но и на цифровой платформе HBO Max. Главная особенность ее прокатной стратегии, отмечают аналитики «Variety», состоит в том, что зритель сможет посмотреть новинку, не выходя из дома, в течение одного месяца. По истечении срока ему придется посещать кинозал. Генеральный директор и председатель WarnerMedia Энн Сарнофф высказалась о нововведении таким образом:
«Мы живем в беспрецедентные времена, которые требуют нестандартных, творческих решений. Никто не хочет возвращения фильмов на большие экраны так же сильно, как и мы. Нам не понаслышке известно, что новый контент — источник жизненной силы для тех же кинотеатров, только вот нам следует учитывать, что они будут сталкиваться с ограничениями в течение всего 2021 года.
Благодаря нашему уникальному плану, рассчитанному на весь год, мы сможем поддержать партнеров нескончаемым потоком лент высшего класса, а также предоставить шанс зрителям, которые не имеют возможности попасть в кинозалы, насладиться потрясающими фильмами. Это беспроигрышный вариант и для потребителей, и для производителей».
Однако далеко не все специалисты поддержали инициативу WarnerMedia. Режиссер «Дюны» Дэни Вильнев оказался ошеломлен поступком компании и в итоге высказал все, что о ней думает:
«В данном шаге нет никакой любви — ни к кино, ни к аудитории. Это исключительно вопрос выживания AT&T, чей долг сейчас составляет более 150 млрд долларов. Учитывая, что их идея с запуском HBO Max провалилась, компания пожертвовала всем расписанием Warner в попытке хоть как-то завладеть вниманием аудитории.
Внезапное решение Warner пренебречь интересами своих коллег-режиссеров провело для меня четкую грань. Производство кино — ничто без взаимного доверия и командной работы. Warner ясно дали понять, что теперь наши пути расходятся.
Стриминг создан для отличного контента — но не для лент масштаба «Дюны».
Отчаяние Вильнева можно понять: зачастую зрители смотрят кино на ноутбуках с небольшим экраном, явно не предназначенных для знакомства с крупнобюджетными картинами. Иногда, как говорит кинокритик Антон Долин, находятся еретики, которые готовы изучать новые ленты, полагаясь на смартфоны. Хотя в современных условиях у кинокомпаний не остается иного выхода, кроме как пренебрегать культурой просмотра фильмов в пользу коммерциализации, — такое решение может сильно смазать впечатление зрителя от новинок.
А как обстоят дела в России?
Если вкратце — не слишком радужно. Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на замминистра культуры Максима Ксензова, отечественная киноиндустрия рискует потерять из-за пандемии более 23 млрд рублей — половину годового оборота.
При этом сама министр культуры Любимова отмечала в интервью «Русскому радио», что причин впадать в уныние нет. По ее словам, работа индустрии продолжается, поддержку получили 200 фильмов. Кроме того, в 2020-м прошли несколько конкурсов по финансированию. Однако она так же видит, что киноотрасль в России откровенно страдает, а некоторые продюсеры вынуждены сталкиваться с грандиозными потерями.
Однако финансирование картин, готовящихся к релизу, еще не поможет оправиться кинотеатрам от вынужденной тишины. По рассуждениям главного редактора «Бюллетеня кинопрокатчика» Александра Нечаева, люди бы и рады смотреть кино на большом экране — только при этом российские прокатчики перенимают зарубежные схемы по продвижению и показу работ, как бы показывая, что они сами не верят в происходящее.
Довершает картину тот факт, что предложенные меры с трудом реанимируют сами кинотеатры. По данным «Газета.ru», за 2020 год закрылось 15% залов по всей России, и та же участь ожидает еще 40% из оставшихся. Из-за периода затяжной изоляции они столкнулись с вынужденным затишьем или вовсе фактическим запретом на работу — как, например, в Краснодаре. Довершало неприятности несвоевременное сочувствие со стороны помещений, где расположены комплексы для просмотра лент: лишь после осени они решились снижать или вовсе замораживать арендную плату.