С годами День Победы превратился в один из самых противоречивых праздников России. Каждое 9 мая мы отмечаем годовщину окончания военных действий, и каждый раз памятная дата оборачивается сюром: шашлыки, попойки, тюнинг автомобилей под танки. Все это имеет мало общего с тем, что случилось 75 лет назад. Рассуждаем о том, как менялись смыслы памятной даты в современной России и как ее отмечать не стоит.
Расписание на День Победы
День Победы — знаковое событие не только с точки зрения памяти; он затрагивает абсолютно все сферы жизни среднестатистического россиянина, а сценарий торжества можно предугадать заранее. Утро начинается с просмотра парада на Красной площади, затем наши соотечественники присоединяются к местным гуляниям. На любой площади города, поселка или деревни собираются люди, кормят друг друга полевой кашей из огромного чана и слушают по кругу военные песни. Все это сопровождается запахом перегара. Затем трезвые берут на борт своего Т-34, сделанного из «семерки», пьяных и катаются по главным улицам населенного пункта, размахивая флагами СССР.
Вернувшись домой подпитыми, уставшими, но веселыми, россияне продолжают праздновать победу. Просмотр «А зори здесь тихие» и застолье продолжаются до позднего вечера, а затем наступает пора салютов и громких душераздирающих криков.
Кстати, отдельного внимания заслуживают школы, где 9 мая больше напоминает День сурка. В актовых залах собирают детей, которые слушают рассказ ветерана (уже, как правило, не фронтовика) о войне, о трудностях и, конечно, о победе. Вот что педагог со стажем рассказала журналу «Мел» о подобных встречах:
«Когда я училась в школе, у нас тоже были бесконечные мероприятия, посвященные войне. При этом нам постоянно говорили про подвиг, а не о том, что война — это грязь, кровища, вонь и насилие. Неужели люди сами не понимают, о чем они рассказывают? Может быть, и понимают, но все идет по накатанной. Сейчас стоит сделать шаг в сторону — и начинаются возмущенные возгласы, мол, «оклеветали подвиг советского народа». Но, по моим наблюдениям за тридцать с лишним лет работы в школе, дети чувствуют, если ты им врешь, даже немножко, — и неважно, о чем идет речь. У них у всех невероятно развита интуиция. К сожалению, в наш разговор о войне (на всех уровнях — в школе, книгах, в пропаганде, спектакле) вмешивается в лучшем случае просто молчание, когда не говорят про важные вещи».
Если кто-то еще думает, что подобные мероприятия способны пробудить в молодежи дух патриотизма, то он ошибается.
Сейчас праздники патриотизма — настоящее унижение для воевавших. Например, в январе в Крыму блокадников поздравили «мятыми батонами». Депутаты в дорогих шубах ходят по бедным, полуразрушенным халупам, «чествуя» ветеранов, доживающих свой век в нищете. Глядишь на это — и становится очевидно: что-то идет не так.
Агрессивный маркетинг
9 мая открывает истинное лицо российского рынка товаров и услуг. Агрессивный маркетинг в этот день беспощаден: цветочные магазины выставляют куцые гвоздики по огромным ценам, фасады питейных заведений обвешивают георгиевскими лентами, предприниматели предлагают пилотки и другое военное обмундирование для того, чтобы лаконично смотреться на параде. Продавцы уже давно поняли: это торжество не для ветеранов и дани памяти. Это праздник патриотичного потребления.
В последние годы возведено в культ использование наклеек «Можем повторить!», «Спасибо деду за победу!» и так далее. Бизнесмены пошли дальше — и сегодня к торжеству продают не только стикеры, но и стартапы по их производству и реализации. Вот, например, история о том, как парень из Курска заработал за 2 недели на атрибутах праздника 240 тысяч рублей. К слову, подобные предприятия незаконны: статья 14.1 КоАП — предпринимательство без регистрации, штраф от 500 до 2000 рублей.
Реваншистскому духу и влиянию агрессивного маркетинга подвержена даже власть. В одном из недавних интервью Владимир Путин обронил «Можем повторить» в контексте разговора о Второй мировой войне.
https://www.youtube.com/watch?v=4mmtIMvgSPg
Между тем даже автор популярной фразы и логотипа (совокупляющиеся свастика и серп и молот) успел откреститься от своего творчества, заявив в интервью The Village следующее:
«Я нарисовал вот это, чтобы он (клиент — прим. ред.) просто от меня отстал. Я думал, что он откажется от нее (от наклейки — прим. ред.), а он насел.
…
Я сам делаю принты на 9 мая: не берут хорошее, доброе, интересное. Берут эту пошлость, а я не хочу ею торговать».
Дизайнер, рисовавший лого, ткнул пальцем в небо и смог угодить миллионам недалеких людей, считающих, что победой нужно хвастаться подобным образом.
Все это действительно исказило смысл события: память о трагедии войны превратилась в повод для застолья и рекламных акций, унижающих тех, кто пережил величайшую трагедию 20-го века.
Странные акции и незнание истории
День Победы — это дата, когда каждый житель нашей страны участвует в какой-нибудь акции. Но стоит ли говорить о том, что большая часть из них сомнительны? Споры о георгиевской ленте не утихают до сих пор: некоторые уверены, что это наградной символ СССР, имеющий отношение к победе в 1945, другие опровергают суждения. Реальность такова: георгиевская лента появилась еще при императрице Екатерине II, она была частью ордена Святого Георгия, учрежденного в 1796 году. Также символ имеет прямое отношение к наградам КОНР (Комитет освобождения народов России) и солдатам РОА (армии Власова). Власов, к слову, в ходе войны перешел на сторону гитлеровской Германии и признан изменником родины.
В этом году уже случилось несколько спорных акций: так, в Орле местная поисково-маневренная группа прошла по дну реки Оки с портретами воевавших. Вопросов к этому действию больше, чем ответов.
Наша редакция ни в коем случае не пытается обесценить важный праздник. Забыть то, что произошло 75 лет назад, невозможно — это значимое событие, перевернувшее ход истории. В нашей стране есть позитивные акции, приуроченные к памятной дате, например, «Бессмертный полк».
Мнения
Мнения о том, как нужно относиться к празднику, сейчас очень сильно расходятся. Одни искренне убеждены в правильности использования атрибутов, проведении парадов, другие не согласны с подобным ходом мысли.
Все эти немецкие, американские, финские солдаты вместо наших на плакатах к Дню Победы имеют простое объяснение.
Огромное число людей в стране ничего о войне не знают.
Многолетнее победобесие обесценило настоящие знания и настоящую память о войне.— Проф. Преображенский (@prof_preobr) May 5, 2020
Мнение сторонника классического Дня Победы:
Уже начались традиционные, сезонные нападки на 9 мая. Всякого рода «доброжелатели» пытаются подменить нам День Победы каким-то «днём скорби».
Господа, если день разгрома фашизма является для вас скорбным, то мы с вами находимся на разных дорогах.
И лучше бы им не пересечься.— Вежливые Люди (@vegchelovek) May 8, 2020
А вот призывы отмечать праздник дома из-за карантина:
Отмечать праздник можно, оставаясь дома.
В день 75-летия Великой Победы смотрите прямые трансляции на телеканалах Татарстана.
Берегите себя и своих близких.
Будьте здоровы! pic.twitter.com/RIhOiu8FHD— Звезда (Йолдыз) (@yolduzz) May 8, 2020
Не для всех 9 мая — повод устраивать гуляния:
Обратили внимание что, празднование 75-летия Победы ушло из повестки. И ведь ничего не изменилось, небо не упало на землю. Те кто будут помнить своих родных и горе которое пережила страна это тихая скорбь и никак не связана с победобесием, которое нам навязывали последние годы.
— 👊🏻Сила в правде👊🏻 (@SiIavpravde) April 30, 2020
А как ты относишься к празднику Победы?