Страна
15 апреля, 2020

На второй год или учиться все лето: что ждет школьников и студентов после карантина

Строим прогнозы о том, как дальше будет жить отечественная система просвещения.

Коронавирус — удивительная вещь в своей эффективности. Весь мир, кроме Беларуси, ушел на «удаленку» за считанные недели, причем далеко не во всех структурах этот переход прошел гладко и без проблем. В частности, российское образование испытывает трудности с построением онлайн-инфраструктуры, но все это лишь вопрос времени. Гораздо интереснее порассуждать о том, что ждет школьников и студентов после отмены карантина, учитывая, что изменения грядут масштабные. Вместе с сервисом помощи студентам «Феникс» строим прогнозы о том, как дальше будет жить отечественная система просвещения.

Перенос ОГЭ, ЕГЭ и изменение длительности семестров


Начнем с важных, но наименее масштабных и наименее значительных образовательных метаморфоз — календарных. Уже известно, что даты начала экзекуций под названием ОГЭ и ЕГЭ перенесены на 8 июня, хотя раньше школьники начинали сдавать экзамены в конце мая.

Не исключено, что из-за бушующей пандемии, пик которой в стране ожидают как раз в мае, ОГЭ и ЕГЭ будут снова перенесены — на какую дату, неизвестно. О вероятности такого поворота событий недавно сказал нынешний министр просвещения Сергей Кравцов. Из-за переноса, скорее всего, пострадает график приема абитуриентов в ВУЗы, но пока что на эту тему новостей нет.

Сдвиги в датах экзаменов для школьников — это не единственные изменения. Из-за перехода на дистанционный формат и введения «самоизоляционных оплачиваемых каникул» в университетах также сдвигаются семестры. В некоторых учебных заведениях занятия и вовсе отменяются, что не есть хорошо.

В более спокойной обстановке внедрение дистанционной инфраструктуры проходило бы более гладко, но история сослагательного наклонения не знает. Протоколов для чрезвычайных ситуаций, в которых бы говорилось, что нужно делать, нет практически нигде, и поэтому в одних ВУЗах студентов переводят на домашнее обучение сразу, в других — после небольшого перерыва на реорганизацию учебного процесса, в третьих — не переводят вовсе.

Связано это с тем, что у ВУЗов и преподавателей нет опыта работы на удаленной основе. И такая проблема наблюдается не только в России. Статистика говорит, что 70% университетских преподавателей в США никогда не проводили лекции и семинарские занятия онлайн.

Другая причина увеличения семестров — невозможность провести производственные и преддипломные практики. Да, в некоторых местах этот процесс сводится к фантазиям в отчетных документах о том, где ты был и что там делал, но так происходит не везде. И повсеместная изоляция доставляет студентам и преподавателям дополнительные трудности.

Выходом из ситуации может стать перенос занятий и практик на летний период с сокращением каникул. Кто-то считает такой долгий летний отдых пережитком индустриальной эпохи, когда одним студентам нужно было ехать домой к родителям, чтобы помогать им по хозяйству, а другим, из более зажиточных семей, — путешествовать, пока сохраняется летнее тепло.

Как знать, может быть, нас и вправду ждет реорганизация академического календаря, и высшие учебные заведения сделают свои программы насыщеннее, сократив таким образом общее время обучения. Получится, что бакалавры будут учиться не 4-5 лет, а 3-4 года. Занятно все это, непонятно и занятно.

Переосмысление необходимости образования как такового

От формальных перейдем к более философским материям. Сейчас большинство школьников и студентов воспринимают образование как некую повинность, не осознавая его ценности в формировании личности и профессиональных качеств. Да, тенденция на сознательность имеется, но все же ее действие не всегда распространяется на высшее образование.

В условиях карантина ответственность за саморазвитие лежит на самом студенте, а не на его преподавателе. И это является поводом переосмыслить образование как потребность самих обучающихся. Сделать это можно путем усиления обратной связи, когда главным параметром контроля успешности будут не оценки, но знания и чувство одобрения со стороны учителя.

Да, отслеживать усвоение материала дистанционно сложнее, нежели классическим способом, но это позволит выявить уровень заинтересованности студентов в образовании и отделить тех, кто действительно хочет учиться, от тех, кто просто пришел за «корочкой». От этого будет зависеть не только успех перехода на «удаленку», но и эффективность преподавания вообще.

Разнообразие приобретаемых навыков


Многие выпускники высших учебных заведений, придя на работу, сталкиваются с большими проблемами интеграции в новую для них среду. Некоторым сложно перестроиться на новый ритм жизни, а у других просто нет необходимых практических навыков для эффективной работы буквально «с порога». В таких случаях работодателям приходится тратить время и ресурсы на обучение новых сотрудников, отчего они, конечно, не в восторге.

Такая проблема берет начало в университетском образовании, которое не всегда заточено на приобретение практических умений, а студенты там могут похвастаться лишь знанием теоретических основ — да и то не все. Бывает, что преподаватели дают обучающимся применить свои знания на практике и получить необходимый опыт, но условия и организация работы в ВУЗах не всегда совпадают с реальным актуальным устройством на рынке той или иной профессии.

Развертывание удаленной образовательной инфраструктуры позволит студентам и школьникам освоить современные рабочие инструменты, с которыми действительно взаимодействуют крупные компании, и получить навыки, которые позволят им стать компетентными специалистами.

К примеру, коммуникации с преподавателями могут вестись в Microsoft Teams, Trello, Evernote, а выполнять задания можно в WordPress, Prezi или других приложениях, которые используются для работы во многих компаниях. Это существенно упростит как контроль выполнения заданий, так и интеграцию выпускников в рабочие процессы.

Перманентная «удаленка»

Вопрос внедрения системы онлайн-образования возникает в ведомствах вот уже несколько лет. Пандемия коронавируса подтолкнула сообщество к реализации этой идеи, и многие специалисты считают, что классическое университетское образование после карантина сильно изменится и станет не таким классическим.

Уже сейчас 80% ВУЗов в России находятся на «удаленке», а министр науки и высшего образования Валерий Фальков недавно заявил, что ведомство рассматривает возможность перевода части студенческих аттестаций в онлайн-формат.

Введение удаленной образовательной инфраструктуры уже обсуждалось даже на законодательном уровне. В конце прошлого года депутаты Госдумы рассматривали возможность введения в законодательство понятия «интернет-образование», обозначив порядок его лицензирования.

Сейчас разработкой методических рекомендаций по онлайн-образованию занимается НИУ «Высшая школа экономики». Ее специалисты составляют перечни площадок для эффективного взаимодействия преподавателей и студентов, предлагают варианты проведения лекций (онлайн или в записи) и системы проверки работ учащихся.

Пока что большинство специалистов считает, что классическое академическое образование не уступит свое место «удаленке», но во всяком случае текущее положение дел дает основания полагать, что сейчас мы находимся на пороге глобальных преобразований.

Уже сегодня можно дистанционно проходить курсы от университетов Лиги Плюща (Йель, Гарвард, Принстон, Браун, Колумбийский и других американских ВУЗов) по различным специальностям и повышать уровень своих знаний и профессиональных навыков. Также со скорым внедрением системы 5G-интернета, покрытие которого станет еще шире, все больше российских образовательных учреждений смогут наладить систему онлайн-образования, тем самым повысив его доступность для населения.

Пока семестры остаются в своем неизменном состоянии, а преподаватели продолжают закидывать тебя заданиями и контрольными работами (заказать их решение можно по этой ссылке: https://www.feniks.help/kontrolnaja-rabota), с этим нужно как-то справляться. Если ты попал в плен прокрастинации или просто не успеваешь сделать все в срок, тебе поможет сервис скорой помощи студентам «Феникс». Специалисты сервиса научат тебя составлять введение курсовой работы, смогут подготовить к экзамену, восполнив твои пробелы в знаниях, напишут реферат или целую диссертацию, сняв с тебя груз ответственности и страх перед научным руководителем.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: