Многие некогда развитые города сегодня превращаются в руины, и такая тенденция прослеживается по всему миру. Причины на то разные: в одних местах люди бегут от климатических условий, в других — от последствий техногенных катастроф. В этих случаях всё понятно: человеком движет желание жить, — но мы рассмотрим социальные мотивы, которые заставляют покидать не только небольшие города, но и целые мегаполисы.
Деградация городского населения
У социологов есть термин: деградация городской среды. Вкратце это упадок некогда процветающего (в отличие от умирающих деревень) города, который прослеживается прежде всего в оттоке населения и запустении инфраструктуры. Чаще отток идёт из тех мест, где есть градообразующие предприятия, которые по различным причинам (как правило, экономическим) перестают быть востребованными. В такие моменты начинается массовое сокращение кадров, и люди переезжают туда, где им предлагают хоть какую-нибудь работу, так как получать стабильный и хороший заработок в умирающем городе практически невозможно. Те, кто всё же не отважился или не смог уехать, сталкиваются с серьёзными проблемами: разгулом преступности и нищетой. Есть даже внешние факторы, которые выделяют деградацию населения: обилие мусора на улице, пустыри, граффити и обветшалые здания.
Большинство твоих соотечественников покидают родные города ради жизни в столице или хотя бы в областном центре. Цепочка приводит к тому, что мегаполисы становятся перенаселёнными, о чём говорят доклады всемирных организаций. Ещё в 2003 году «Мосводканал» заявлял, что над водоснабжением Московской области и столицы нависла угроза: в прибрежных зонах водохранилищ ведётся бесконтрольная застройка. Получается, процесс деградации городской среды пагубно влияет не только на города, в которых он наблюдается.
Смерть по-русски
Познакомиться с деградацией городской среды предметно можно на примере Воркуты. Сегодня в городе живёт всего 58 тысяч человек, хотя в годы былой славы здесь было вдвое больше людей. Это город шахтёров и тех, кто их обслуживает, пока они добывают уголь, — другой работы здесь нет. Градообразующее предприятие «Воркутауголь» в девяностых закрыло часть шахт, что спровоцировало безработицу и постепенный отток населения. Сегодня график добычи угля компании больше напоминает Пизанскую башню: обогатительные фабрики переработали в 2016 году на 24,9% меньше угля, чем в предыдущем. В некоторых сферах промышленности есть проблески надежды, но люди не готовы ждать.
С экологией тоже беда — здесь всё-таки не ёлки высаживают. Ко всему прочему у людей просто нет возможности хорошо провести время после работы:
«Всё развлечение у нас — сесть в машину, проехаться по «воркутинскому кольцу», сходить в тундру на рыбалку или охоту», — Сергей, местный житель.
В таких условиях — либо запой, либо забой (процесс добычи угля), поэтому люди массово уезжают в более благоустроенные районы страны, отдавая квартиры за копейки. Зайди на Авито и посмотри цены: двушку можно урвать за 500 тысяч, а однушки стоят в среднем в пределах 350 тысяч — как раз хватит на подержанную иномарку, чтобы уехать в закат из Воркуты.
Запад тоже страдает
Но не стоит думать, что деградация городской среды грозит только постсовку, — западные страны тоже испытывают проблемы. Происходит это, конечно, реже, ведь многие монопрофильные города успевают перестроить свою политику. Детройт не успел. Раньше американский мегаполис обеспечивал все Штаты дорогими автомобилями: Chevrolet, Dodge и Cadillac массово штамповались в «городе моторов». Население в середине прошлого века было свыше 1,8 миллионов человек, а люди жили безбедно, ведь работы хватало всем. Но в 1973 году грянул нефтяной кризис — и цены на бензин резко подскочили. Представь, сколько денег нужно для обслуживания условного Линкольна. Автолюбители начали пересаживаться на более экономичные европейские и японские варианты, и Детройт проиграл эту войну.
Буквально за несколько десятилетий «город моторов» превратился в одно большое гетто — около 80 тысяч полуразрушенных и заброшенных зданий, даже небоскрёбы стоят без хозяев. Работать здесь негде, и ни один здравомыслящий американец не переедет в Детройт, даже из деревни. Население сократилось в 2,5 раза — сейчас в городе живёт около 680 тысяч человек. Такие условия идеальны для разгула преступности — на город приходится 2/3 убийств штата Мичиган. Неудивительно, что Робокоп боролся с преступниками именно в Детройте, улицы города нередко становились декорациями для криминальных фильмов. Например, «8 миля» с Эминемом снималась здесь, кстати, сам рэпер тоже вырос в умирающем мегаполисе.
Борьба с деградацией городской среды
У тебя мог возникнуть вопрос: можно ли бороться с проблемой деградации городской среды? Конечно, но только для этого нужно солидное финансирование, например, для погашения долгов. У того же Детройта их накопилось аж на 12 миллиардов долларов. Также необходимо создать комфортные условия для того, чтобы люди стремились переехать в умирающий населённый пункт, — парочка «Макдональдсов» не способна решить эту проблему. В Италии пошли дальше и решили раздать бесплатно жильё в пустующих регионах, например, в Каммарате. Сейчас в городе живёт всего 6 тысяч человек, а молодёжь из сердца Сицилии стремится в мегаполисы. Конечно, есть ряд условий: новым жильцам нужно внести депозит в размере 5000 евро на ремонт дома, который будет возвращён в конце процесса. Зато семьям с детьми выдадут по 1000 евро в качестве подъемных.
В регионе Молизе пошли немного другим путём: так, власти обещают ежемесячные выплаты (700 евро) в течение трёх лет тем, кто переедет в одну из деревень с населением меньше 2 тысяч человек. Более того, каждый месяц деревни будут получать по 10.000 евро на улучшение инфраструктуры. Таким образом власти страны хотят вернуть туристов в некогда популярные места. Наличие подобных регионов говорит о том, что проблема перенаселения, о которой упоминают всё чаще, сильно преувеличена. На планете есть много городов, которые только и ждут, что в них приедут люди и поднимут местную экономику с колен.
А переехал бы ты в умирающий город, если бы его власти пошли по итальянскому опыту?