Прошел уже ни один десяток лет с тех пор, как белые исполнители, преимущественно в США, впервые начали красить свои лица в черный цвет на шоу менестрелей. Тогда это было ярким проявлением расизма и остается им до сих пор. Тем не менее прием под названием «blackface» используется по сей день и активно перекочевал в русскую культуру.
Часть американской культуры
Blackface считается частью ДНК американской культуры. Это практика нанесения специального театрального грима, для изображения представителей афроамериканской культуры. Традиция возникла в начале 19 века и использовалась для карикатурного изображения народа. Позже прием переняли другие страны, например, Великобритания. Шутливая форма проявления своего превосходства, поспособствовала формированию и укреплению стереотипов о чернокожих, которые существуют в обществе до сих пор. Мюзиклы и другие театральные постановки с использованием приема blackface долгое время пользовались большим спросом и вызывали у публики восторг.
Сегодня явление продолжает укреплять идею о том, что афроамериканцы — подходящий объект для издевательств, и напоминает обществу о стигме, стереотипах о преступности, низком образовании и опасности этих людей. А также поддерживает скрытую предвзятость и дискриминационное обращение в различных органах, от правоохранительных до служб занятости. Считается, что в современном обществе, которое каждый год поднимает серьезные темы о толерантности, довольно странно все еще замечать проявления блэкфейса. Со времен зарождения прошло много времени, теперь грим вышел за пределы театра, да и Америки.
Блэкфейс — обязательно расизм?
Расизм по отношению к чернокожим — проблема всего мира, однако в России эта тенденция не имеет столь яркого окраса, как в Америке. Конечно, это не говорит об отсутствии стереотипов или предвзятости. Например, еще в 2003 году организация «Amnesty International» опубликовала отчет, в котором исследователи рассматривают разные проявления расизма и дискриминации в российском обществе: нападения на представителей темнокожей расы, а также убийства.
И все же блэкфейс не является частью нашей культуры, так, возникает вопрос: почему и как традиция блэкфейса вообще нашла отражение в России. Использование грима блэкфейс в России существует давно, но один из самых громких скандалов произошел на сцене Большого театра в Москве в 2019 году из-за показа «Баядерки», рассказывающей об индийской танцовщице и храбром воине, которые страстно друг друга любят. Показ способствовал возникновению жарких дебатов и дерзких упреков в отношении российского театра со стороны американской балерины африканского происхождения Мисти Коупленд. Девушка выложила фотографию, на которой изображены две актрисы с характерным для афроамериканской культуры гриме, в сети Инстаграм, где описала печальную реальность мира балета. Представители Большого театра сделали заявление, опровергающее обвинения, и сообщили, что в их планы не входит прекращать показ «Баядерки», поскольку постановку уже увидели многие, включая европейскую аудиторию, где вопросов или критики не возникало.
Однако были и те, кто не поддержал критику Мисти и направил агрессию против нее. Их возмутила публикация фотографий девушек, ведь они превратились в главный объект нападок со стороны комментаторов в сети. Вирусный пост привел к тому, что шесть танцоров-подростков удалили свои аккаунты.
Российское общество, а также американский артист балета, получивший образование в Москве, Эрик Конрад, встали на сторону Большого театра. Они уверены, что постановка — дань уважения культуре и не может иметь никакого другого подтекста, поскольку Россия не имеет ничего общего с историей многовекового рабства на территории Соединенных Штатов Америки. Все эти доводы не убедили Мисти Коупленд, а только укрепили ее позицию. Девушка считает, что неприемлемо оставаться столь невежественными, учитывая то, какие способы доступа к информации существуют сегодня. «Баядерку» продолжают показывать и сегодня, несмотря на нападки.
Подобная ситуация произошла, когда дизайнер Маша Рева создала коллекцию вместе с маркой Syndicate и представила ее публике. Для съемки девушка использовала блэкфейс, ее мгновенно обвинили в поддержке расизма. В ответ она выложила пост с извинениями, в котором написала о том, что ее творчество не имеет ничего общего с дискриминацией и принижением афроамериканского народа.
«Все мои работы — визуальное искусство. Я могу выбирать любой цвет для создания своих работ, и каждый волен думать так, как считает нужным»
Дань уважения
Те люди, которые используют блэкфейс в России, аргументируют свой поступок тем, что не хотели никого обидеть или же желанием высмеять явление, а не закрепить его. Нельзя упускать из вида тот факт, что грим оставил огромный отпечаток на американской культуре и сегодня проблема стоит достаточно остро. Так, любое переодевание, карикатурное изображение в независимости от подтекста автора и его чистых намерений, автоматически отсылает зрителей к не самым приятным временам для афроамериканского народа и эксплуатирует расизм в сфере развлечений.
Некоторые известные личности в России используют блэкфейс как дань уважения чужой культуре. Так, певец и автор песен Иван Дорн прибегнул к этому опыту для своей фотосессии, в которой он «перевоплотился» в «мавра». На нападки и обвинения в пособничестве развитию расизма музыкант искренне удивился, поскольку для него такая трансформация была в некотором роде проявлением почитания своего кумира. Вот, как он прокомментировал свой поступок на шоу «Вечерний Ургант»:
«Я всегда хотел быть чернокожим, потому что, мне кажется, что они лучше поют, лучше танцуют, круче играют в баскетбол. Мне кажется, они намного харизматичнее белых. Все-таки я всегда чувствовал, что у меня черная кровь. Во втором альбоме я решил это подчеркнуть лишний раз фотосессией для альбома»
Может показаться, что времена, когда блэкфейс считался развлекательным изображением расизма, уже прошли и теперь грим можно использовать свободно, вкладывая свой собственный смысл. Однако необходимо учитывать ту рану, которая до сих пор остается открытой у афроамериканцев.