Пандемия Covid-19 колоссально повлияла на все аспекты жизни и отрасли промышленности, а магазины, которые оказались не так уж и нужны, временно закрыли. Режим работы супермаркетов и аптек изменился. Естественно, индустрия моды также испытала на себе последствия кризиса. Какие изменения произошли, как мода будет развиваться дальше — разбирается Royal Cheese.
Одежда — первая необходимость?
Конечно же, магазины одежды не так важны по сравнению с теми отраслями услуг, которые действительно борются за жизнь человека. В то же время индустрия моды — один из финансовых тяжеловесов, а ухудшение ее состояния может сказаться на всей мировой экономике, не говоря уже о безработице для художников, дизайнеров и швей.
Вирус распространялся с разной скоростью в разных странах, поэтому где-то магазины были закрыты дольше. Некоторые из них не протянули до открытия, другие же с огромным трудом до сих пор пытаются восстановиться. В тот день, когда во Франции сняли часть ограничений, буквально через несколько часов у входов в ZARA и Louis Vuitton выстроились огромные очереди. Сейчас при входе в большинство магазинов посетителям предлагают воспользоваться антисептическим гелем для рук и одноразовыми масками.
Вклад знаменитостей
Потребители перешли на онлайн-шопинг, а медийные личности взяли на себя задачу внести свой вклад в процесс реабилитации индустрии моды. Стилисты Анна Роза Витиелло и Беттина Луни на своих страницах в Instagram выставляли собственную одежду на продажу, чтобы собрать средства для благотворительных организаций «Врачи без границ» и «Помогите им помочь нам».
В это же время сайт Vestiaire Collective, предназначенный для перепродажи, принял пожертвования от таких людей, как Кейт Мосс, Тэнди Ньютон и Камилла Шарьер. Средства передали местным благотворительным организациям, включая Всемирную организацию здравоохранения и региональный сбор средств в Ломбардии.
Бангладеш отменяется
Forbes утверждает, что из-за закрытия магазинов и спада продаж западные модные бренды отменили свои заказы у бангладешских поставщиков на сумму более $2,8 миллиардов. Вследствие этого решения пострадали по меньшей мере 1,2 миллиона рабочих в Бангладеше. А 72,4% заводов и поставщиков, контракты которых были расторгнуты, заявили, что не способны обеспечить сотрудников стабильным доходом, — это не могло не привести к увольнениям. Некоторые компании, например H&M, призвали своих поставщиков выплатить хотя бы минимальную компенсацию.
Борьба с Covid-19
Covid-19, несомненно, повлиял на мировой рынок. Модные дома активно начали заниматься пожертвованиями. Предприятиям было необходимо быстро среагировать на общественные проблемы и потребности, которые возникли в связи с кризисом и перестройкой ведения бизнеса. Председатель и президент фонда Tiffany & Co. Аниса Камадоли Коста заявила о том, что компания выделит $750.000.000 Фонду солидарности по борьбе с COVID-19 и $250.000 Фонду общественного реагирования в Нью-Йорке.
Компания начала организовывать сбор пожертвований для сотрудников любой квалифицированной некоммерческой организации, которая занимается активной помощью в борьбе с COVID-19. LVMH первоначально пожертвовала $2,2 миллиона Китайскому Красному Кресту, а затем переоборудовала свои парфюмерно-косметические подразделения для производства больших партий водно-спиртового геля и велела выделить 40 миллионов медицинских масок медицинским учреждениям.
Kering собрал пожертвования для Фонда Красного Креста в провинции Хубэй в Китае и четырех основных больниц в Италии. Они также поддержали LVMH и их идею усиленной помощи производству медицинских масок. Директор и председатель Prada сообщил, что они собрали пожертвования отделению интенсивной терапии и реанимации в трех больницах в Милане, включая Vittore Buzzi, Sacco и San Raffaele. Dolce & Gabbana поддержали исследовательский проект Humanitas University, надеясь на их большой вклад в борьбу с коронавирусом.
Компания Moncler внесла вклад в строительство одной из специализированных больниц в Италии. $10 миллионов помогли строительству 400 отделений интенсивной терапии. Крупный модный дом Versace также не смог остаться в стороне и оказал помощь Фонду Красного Креста и больнице Сан-Раффаэле в Милане.
С середины марта прошлого года на французских фабриках Lacoste около сотни сотрудников добровольно начали заниматься производством многоразовых масок. Эти средства защитили тех, кто не смог отказаться от работы на предприятии или соблюдать социальное дистанцирование. Некоторые аргентинские фабрики также собрали добровольцев и организовали производство халатов и масок — их бесплатно передали местным больницам.
Вклад независимых брендов
Небольшие и малоизвестные бренды, борющиеся за выживание, также не остались в стороне. Некоторые, например Three Graces, отдают около 100% от своих продаж благотворительной организации Crisis.
Не все предприятия выбирают для помощи больницы: Sleep Society жертвует 15% от продаж компании Mind, которая предоставляет помощь и консультацию тем, у кого имеются проблемы с психическим здоровьем. С этим выбором трудно спорить, ведь весь этот период нас окружают негативные новости, и, возможно, ментальное здоровье сейчас важнее, чем когда-либо.
Паула Норр передает 20% прибыли продовольственному банку и благотворительным кухням в Северном Лондоне, которые работают без перерывов и выходных, чтобы помочь нуждающимся в такие трудные времена. Они обеспечивают их продуктами питания и предметами первой необходимости. Holzweiler вместе с поэтом Александром Фалло организовали службу поддержки Du er ikke alene («Вы не одиноки»), с помощью которой оказывают помощь тем, кто страдает от одиночества из-за локдауна и социальной изоляции. Вероника Бирд жертвует часть доходов от каждого онлайн-заказа различным благотворительным организациям. Первоначально бренд сотрудничал с Американским Красным Крестом, а с апреля по июнь 2020 года — с Good+Foundation, которая поддерживает малоимущие семьи. Компания LoveShackFancy наняла тех швей, которые потеряли свой бизнес во время пандемии, для создания масок из тканей. Далее нью-йоркский бренд передавал эти маски больницам.
Показы мод отменены
Во время предпоследней недели сезона AW20 Covid-19 уже распространился по Европе, а неделя моды в Милане оказалась под ударом. Естественно, китайские бренды быстро и единогласно отменили все предстоящие мероприятия. Angel Chen и Ricostru первыми приняли это решение. Следом произошла отмена показов шести китайских брендов в Париже: Masha Ma, Shiatzy Chen, Uma Wang, Jarel Zhang, Calvin Luo и Maison Mai.
17 февраля Chanel объявила, что не будет представлять свою коллекцию Métiers d’Art в Пекине в мае. 22 февраля, когда вирус уже распространился в северу Италии, Джорджо Армани менее чем за 24 часа аннулировал все приглашения. Взамен он любезно попросил гостей присоединиться к прямой трансляции шоу.
На Неделе моды в Париже все же провели показы Chanel, LV, Dries van Noten и Paco Rabanne. Тем не менее первые два запретили всем американским сотрудникам посещать мероприятия, а последние — предлагали гостям защитные маски. Менее крупные и независимые компании вовсе не участвовали в выставке.
2 марта Gucci объявила об отмене своего показа San Francisco Cruise, который должен был состояться 18 мая. А 16 марта и Chanel, и Dior отменили майские фестивали, которые должны были пройти в Италии. В итоге все показы Resort/Cruise закрыли по всему миру: Prada в Японии, Max Mara в Санкт-Петербурге, Hermés в Лондоне и Armani в Дубае.
Позднее приостановили Международные недели моды: Токио (16-21 марта), Пекин (25-31 марта), Шанхай (начиная с 26 марта и далее), Лос-Анджелес (конец марта), Сан-Паулу (24-28 апреля), Австралия (11-15 мая).
События переходят в интернет
Весной всему миру показалось, что оставшийся 2020 год пройдет в стенах дома. Все мероприятия стали переносить или же вовсе отменять, однако модные дома обязаны были найти любые способы, чтобы продолжать информировать и вдохновлять людей — даже через экраны.
Неделя мода в Шанхае все же прошла — но полностью в цифровом формате. Благодаря стриминговым платформам 31 дизайнер, 150 брендов смогли представить коллекции прямо из своих студий и квартир. А бренд ShuShu/Tong показал самый настоящий короткометражный фильм; другие же предпочли провести прямые трансляции. Интересен и тот факт, что собрать профессиональных моделей было сложно, поэтому многие модные дома звали своих друзей и инстаграм-инфлюенсеров.
Пандемия сказалась на фотографах, моделях и стилистах. Эти специалисты работают по контрактам, и их можно отнести к фрилансерам. Так, некоторые модели предприняли попытку рекламировать одежду на себе, не покидая дом, однако этот метод оказался не до конца эффективным из-за плохого качества снимков. Сами фотографы же в этой ситуации вынуждены были обучаться навыку съемки через приложение FaceTime.
Происходящее стерло все границы и словно приоткрыло дверь в совершенно другую, новую реальность. Сможет ли fashion-индустрия навсегда перейти к виртуальным показам или, например, к системе Олимпийских игр, когда все шоу будут проходить раз в год на одной площадке? Мероприятия, организованные модными домами, играют важную роль во всей работе сферы, поэтому сложно представить такую кардинальную перестройку на длительный период. Индустрия моды претерпела масштабные изменения, и ей, вне всяких сомнений, теперь понадобится много времени на то, чтобы восстановиться и адаптироваться.