Веками граждане разных стран старались найти реальный способ воздействия на политику государства и на общественное мнение. Большую часть истории вопросы решались далеко не мирными методами: люди начинали гражданские войны, организовывали восстания, которые редко приносили действительно положительный эффект. В последнее время популярной формой участия в формировании народного мнения стали онлайн-петиции, которые, кроме того, не требуют особых усилий от человека.
Истоки
На самом деле, впервые петиции появились не в интернет-пространстве: ранние задокументированные бумаги были поданы рабами, которые занимались строительством пирамид в Древнем Египте. В Китае документы, подписанные народом, через секретаря передавались императору. Петицию тогда, как и сейчас, мог подать кто угодно: от ученого-чиновника до обычного фермера. В Англии они возникли в конце 13 века и способствовали становлению законодательной власти для парламента. Такие заявления были привычной формой протеста в 18-19 веках, а самым крупным явлением стала «Народная хартия», или же петиция чартистов.
С пергамента на сайты
Тогда, чтобы собрать необходимое количество подписей, людям приходилось подолгу стоять в общественных местах и рассказывать о своей идее много часов, чтобы убедить других поддержать их мысль. Можно себе представить, насколько сложным был этот процесс, ведь невероятно тяжело в пределах одного города или местности найти достаточное количество тех, кто согласится с твоей позицией. Онлайн-петиции смогли преодолеть это препятствие. Сайты создают кампанию за считанные минуты, и участники так же быстро распространяют ее по всему интернету с помощью социальных сетей. Это действительно намного упрощает поиск единомышленников. Когда у человека или группы лиц есть запрос или жалоба, которая должна быть рассмотрена государством, то они обращаются к онлайн-петициям.
Сейчас существует огромное количество сайтов, которые позволяют организовать кампанию напрямую, а не через посредников. В России первые такие порталы стали появляться в 2007 году, и уже спустя пять лет они оказались достаточно популярными. Некоторые продолжают работать до сих пор, другие закрылись, а третьи хоть и существуют формально, но абсолютно не выполняют свою функцию: контент не обновляется, а новые документы не загружаются. Самыми используемыми на сегодняшний день являются: Change.org, Российская общественная инициатива, OnlinePetition.ru, а также Greenpeace.
Почему это работает?
Чтобы петиция не была организована впустую, она должна иметь интересный заголовок и глубокую идею. На самом деле, те кампании, которые способны вызвать у людей чувства возмущения и негодования, работают намного лучше, чем те, которые в названии выражают оптимистичную позицию. В конце концов, именно контент, основанный на гневе, добивается большей реакции.
Создавая петицию, следует указать дату окончания набора подписей. Приближающийся конец голосования может добавить потенциальным участникам дополнительную мотивацию. Ключом к успешному распространению, как мы уже говорили, выступают социальные сети. Инстаграм, Фейсбук, Твиттер — идеально подходящие платформы для обсуждения локальных проблем. Кроме этого сайты тщательно следят за тем, чтобы предотвратить спам. Поэтому когда ты нажимаешь на ссылку и переходишь на петицию, необходимо войти в систему под своей учетной записью, чтобы оказать идее поддержку. После того как будет достигнута численная цель, документ передается на обсуждение.
Для того чтобы петиция действительно имела какой-то вес и влияние, требуются сотни подписей, а чтобы она отправилась на следующий этап рассмотрения, необходимо собрать не меньше 100 тысяч в течение года. Но даже если этот рубеж будет достигнут, все равно можно обнаружить, что бумага не окажет долгосрочное воздействие на проблему.
Система может показаться идеальной для политического участия в жизни страны. И все же существует проблема — конфиденциальность. Все сайты в процессе сбора подписей формируют данные об участниках, о привычках и подписанных ранее петициях. Самый крупный портал Change.org достаточно часто подвергался критике в связи с обработкой данных лиц, которые участвуют в проекте, чтобы потом передать юридическим лицам.
Успех был достигнут
Одним из самых ярких примеров успешно проведенной кампании в России стала петиция «Требуем обязать больницы не препятствовать посещению близких в реанимации», набравшая 369 тысяч голосов. Она начала активно распространяться пользователями соцмедиа, были даже написаны обращения чиновникам в интернет-кабинеты. По итогу Минздрав выпустил распоряжение, которое удовлетворяло требования людей. А в 2016 году Антон Туляков выступил с просьбой сделать Рунет, и в частности социальную сеть ВКонтакте, доступными для незрячих людей. Долгое время его запрос не удовлетворяли, но в конце концов он добился своего. Также в 2013 году 116.126 человек, которые подписали петицию «Губернатору Полтавченко и управделами Президента РФ Кожину: Остановите передачу больницы №31 Высшему и Арбитражному суду», смогли защитить медучреждение.
Важно помнить, что людьми движут разные мотивы для участия в жизни государства. Большинство тех, кто подписывает петиции, искренне хотят изменить политику правительства; другие же могут надеяться только на то, чтобы завести публичный разговор о той или иной проблеме. А третьи просто довольны, что делают минимальный вклад в общественные изменения. Онлайн-петиции, безусловно, не всегда имеют успех — многие были обречены на провал. И все же, приложив усилия и потратив время, можно достичь желаемого результата. Кампании, организованные на сетевых платформах, посылают определенный сигнал политикам и другим общественным лидерам.