Маргинальщина
15 декабря, 2020

За тебя калым отдам: как и почему в странах СНГ до сих пор воруют невест

Откуда пошла мода на средневековые обычаи и почему нельзя об этом молчать.

По запросу «‎похищена невеста» постоянно находятся свежие новости. Регулярно появляются шокирующие подробности об избиениях и изнасилованиях девушек, которых решили принудить к замужеству с помощью кражи. Люди летают в космос, совершенствуют искусственный интеллект и лечат рак, а на территории бывшего СССР до сих пор сохранились средневековые обычаи, которые приравнивают женщин к вещи, которую можно купить или украсть.

Не могу купить — заберу бесплатно

В 21 веке невест регулярно крадут в мусульманских республиках: на Кавказе, в Казахстане, в Киргизии, а также в Северной Осетии и некоторых странах Африки. Страны разные, а сценарий преступления почти всегда один и тот же: как правило, похищение происходит днем, за девушкой предварительно несколько дней следят, чтобы выяснить, где она появляется чаще всего. После ее подкарауливают, и происходит похищение: несколько друзей «‎жениха» набрасываются на жертву и силой заталкивают ее в автомобиль, после чего увозят к родственникам похитителя. Там собираются женщины и пожилые люди, которые оказывают на похищенную моральное давление: говорят, что она опозорена и теперь ей придется согласиться на брак, потому что в обществе ее уже не примут. Если она пытается сбежать, ее или удерживают силой, или продолжают задавливать психологически с помощью традиций и суеверий: садят на порог детей или стариков, перешагнуть через которых считается непростительным грехом, сулящим несчастья. Родители девушки не всегда решаются оказать помощь — из-за финансовых проблем, угроз со стороны семьи похитителя или социальных предрассудков о «‎несмываемом позоре, который покроет семью».

Мотивы у похитителей могут быть различными. Одни решаются на подобный поступок из-за куража и безрассудства, чтобы показать этой игрой в лжетрадиции, какие они бравые войны. Другие идут на преступление из-за материальной выгоды, которая заключается в том, чтобы сэкономить на «‎калыме» — традиционном выкупе, который родители жениха платят семье невесты. Если состоялось похищение, то жених освобождается от уплаты калыма. Вся эта практика действительно напоминает акт купли-продажи: с женщиной обращаются как с вещью, которую можно приобрести или украсть. Особенно если учесть тот факт, что многие браки заключаются без согласия будущих жен, — во многих мусульманских республиках и странах господствует традиция подбора жениха родителями.

Сама не виновата

Бытует мнение, что многие женщины добровольно соглашаются на инсценировку своего похищения. И иногда это действительно так. Однако давай порассуждаем о том, что заставляет девушек терпеть заворачивание в бурку и заталкивание в машину под радостное присвистывание мужиков и аплодисменты прохожих. Во-первых, это стремление соответствовать стигме: общество давит на них, заставляя подчиняться традициям, равняться на домостройный идеал «‎послушной, покорной, тихой» жены — той самой, которая босая, беременная и на кухне. Старшие женщины воспитывают молодых, воспроизводя модели поведения, которые годами культивировались в социуме. И чем больше девушек соглашаются с этим, безропотно позволяя заворачивать себя в ковры и шкуры, тем глубже их родные республики и страны зарываются в нафталиновую яму Средневековья, где кража овцы считается более страшным преступлением, чем похищение человека, сексуальное насилие и избиение.

Вот что некоторые жительницы Осетии говорят по поводу согласия на похищение:

«‎Мы живем в такое время, когда о том, что у соседа на обед, узнаешь из поста в Инстаграме: «‎Я и тарелка моего борща». И так изо дня в день. А тут история с похищением невесты! Раз в жизни! Как уж тут без бурки и камеры? Любое мало-мальски значимое мероприятие сопровождается съемкой. Будет что показать детям и внукам. В соцсети же такие истории попадают из бравады и из желания при случае «‎поугарать» со знакомыми и друзьями, потому что все это рассматривается как нечто позитивное и веселое».

Очень весело, действительно. Особенно недавний ролик из Киргизии, где 16-летняя похищенная девочка рыдает, пытаясь вырваться из рук похитителей и похитительниц.

Что говорит закон?

Действующий Уголовный кодекс РФ не содержит такого состава преступления, как похищение невесты. Юридически подобные прецеденты регулируются статьей 126, однако тут много частностей и тонкостей, которые необходимо учитывать. Женщинам часто угрожают, на них оказывается давление с помощью традиций, от них отворачиваются родственники, а гнет общественного мнения вынуждает их подчиниться воле похитителей.

В правовом регулировании этой проблемы есть куда более удачные примеры законов, которые защищали девушек, вынужденных жить по канонам патриархального мира. В Советском Союзе с остатками средневековых традиций активно боролись: Уголовный кодекс РСФСР образца 1960 года предусматривал наказание за «преступления, составляющие пережитки местных обычаев», в том числе похищение невест и уплату/принятие свадебного выкупа. За похищение женщины с целью вступления в брак преступнику грозило лишение свободы до двух лет.

На сегодняшний день полиция в таких регионах, как правило, бездействует, предпочитая не вмешиваться в «‎семейные разборки». Преданные огласке случаи, на самом деле, единичный успех. Однако власти республик России, где регулярно практикуют похищения женщин, понимают, что в глазах всего цивилизованного мира подобные прецеденты выглядят варварством, и это сказывается на имидже региона. Поэтому предпринимаются попытки для решения проблемы.

Так, с 2010 года в Чечне похитителей обязали уплачивать миллион рублей в Общественный фонд имени Ахмата Кадырова. В 2013 году меры предприняло и руководство Ингушетии: за похищение женщины ввели серьезные штрафы как для организатора преступления, так и для его пособников. Но, как показала практика, проблему успешнее удается решить не через законодательство. Некоторых жителей этих регионов не останавливает ни Конституция, ни Уголовный кодекс. Зато для них работают религиозные нормы: когда похищения стали предавать общественной огласке, сильно осложнилось освящение брака в мечети, что является обязательным для мусульманских регионов обрядом. Мулла, взявший на себя ответственность за освящение такого брака, рискует лишиться сана. Совет Алимов Дагестана, например, постановил:

«‎Всем имамам довести до своих джамаатов информацию о величии греха за похищение свободной девушки. Поистине, принуждение свободной женщины силой выйти в путь, отдаляя ее от дома и родных, является запрещенным по Исламу. Это то, что вызывает гнев Аллаха».

Оправдаться у муллы не получится: согласно традиции, процедура освящения брака должна от и до проходить в его присутствии, он должен приехать вместе с процессией в дом невесты. А если его приглашают в дом жениха, где уже находится девушка, то он априори должен понять, что здесь что-то не так.

Так религия помогает обезопасить женщин там, где бессильны законы. Это лучше, чем полное бездействие, однако в целом вся сложившаяся ситуация поражает, и верить в то, что подобное происходит в нашей стране, просто не хочется. Тем не менее это объективная реальность, на которую нужно влиять. И первое, что может сделать каждый из нас, — не молчать об этой проблеме: предавать ее огласке, обсуждать, высказывать свое мнение. До тех пор, пока насилие над людьми воспринимается как забава, необходимость и «‎дань традициям», рановато говорить о светлом будущем.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: