За первые 9 месяцев прошлого года в городских отделениях полиции было зарегистрировано более 7 тысяч людей, пропавших без вести. Более 500 из них —несовершеннолетние дети. В течение года удалось найти только 5 тысяч человек, месторасположение остальных до сих пор не известно. С начала осени 2020 года в базе пропавших числится порядка 29 тысяч человек. Ежедневно в стране в среднем пропадает порядка 16 детей. Можно представить, насколько огромное количество таких случаев происходит по всему миру. Как можно бесследно исчезнуть с главных улиц маленьких и крупных городов для многих остается загадкой до сих пор.
Регистрируем статус без вести пропавшего и начинаем поиски
На самом деле, статистика не может быть достоверной на 100%. Руководитель поискового отряда «Лиза Алерт» Григорий Сергеев уверен, что статистика преуменьшает реальное количество заявок, которые организация получает на пропавших в лесу и других местах ежедневно. В материале РИА Новости Григорий говорит:
«Мы не знаем, что именно идет в статистику, она не вызывает у меня никакой уверенности. Мы не знаем, сколько людей пропадает в природной среде, в городе, сколько из взрослых пропавших страдают старческими заболеваниями, связанными с потерей памяти, сколько людей из пропавших заканчивают жизнь самоубийством, а также сколько, например, детей теряются в природе, городе, какие у них заболевания».
Человек, внезапно потерявший связь с родными и близкими, местонахождение которого неизвестно с момента пропажи, считается без вести пропавшим. Процесс поиска чаще всего возлагается на полицию. Также в нем задействованы поисковые организации, волонтеры и заинтересованные жители.
Согласно информации, которую предоставляет Николай Патрушев, секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, в случае пропажи необязательно ждать трех суток. При возникновении подозрительной потери связи следует сразу же обратиться в отделение полиции, и зарегистрировать факт неизвестного местонахождения человека. Также следует обратиться в благотворительную организацию. Эти меры значительно ускорят поиски, а значит, могут быть более успешными: помогут избежать трагических последствий для пропавшего, а иногда — предотвратить преступные действия. Ни в коем случае не советуется вести поиски самостоятельно, без помощи профессионалов. Это может привести к гибели человека. Единственное, что могут сделать родственники — это исследовать квартиру и личные вещи пропавшего. Стоит обратить внимание на то, какие предметы человек оставил дома, например, документы или деньги. А также обзвонить друзей и знакомых, и навести справки в больницах или даже моргах.
При обращении в соответствующие органы важно иметь при себе фотографию, описание внешнего вида, копию документа, удостоверяющего личность, и подробную информацию об обстоятельствах пропажи. Если последний пункт дает основания подозревать убийство или насильственные действия, тогда Следственный комитет обязан возбудить уголовное дело. Чаще всего это происходит после пропажи детей, что деморализует и так напуганных родителей. К сожалению, таких случаев достаточно много, однако они не означают 100% вероятность гибели. Это, скорее, делается для упрощения поисков и других процессуальных действий. Первое, что должен усвоить волонтер-поисковик — не хоронить людей преждевременно.
Кроме того, в декабре прошлого года президентом был подписан закон, согласно которому медицинские учреждения обязаны сообщать о неопознанных поступивших лицах.
В группе риска — каждый из нас
Печально, но ни одна возрастная или социальная группа людей не может уберечь себя от того, чтобы не потеряться даже в самых обычных условиях. Это происходит из-за явного пренебрежения безопасностью и равнодушным отношением незнакомцев, дезориентации, и банальных несчастных случаев. Важно понимать, что каждый из нас может стать жертвой несчастного случая или криминальных обстоятельств.
Однако чаще всего пропадают люди с проблемами со здоровьем, те, кто ведет асоциальный образ жизни, и, чаще всего, дети и пожилые люди с деменцией. Поиски последних двух категорий — первостепенны. Сначала отряды ищут тех, у кого больше рисков для жизни. Такая расстановка приоритетов вполне логична: у крепкого мужчины средних лет больше шансов выжить в экстремальных условиях. С наступлением теплой погоды и грибного сезона случаи пропажи людей увеличиваются. Начинается период повышенной беспечности и, как ни странно, криминала.
Распространенное заблуждение заключается в том, что потеряться в мегаполисе невозможно, но это не так. За период 2018-2019 годов чаще всего люди пропадали именно в больших городах.
Чаще всего неопределенность возникает в вопросах пропажи детей. Безусловно, убийцы, педофилы и другой преступный сегмент часто становятся главной причиной исчезновения маленьких детей и подростков. В 2016 году было возбуждено порядка 6 тысяч уголовных дел о сексуальном насилии над несовершеннолетними, а в 2017 — больше 7 тысяч. Детей, как правило, похищают в самых людных местах. В Томске маньяк забрал трехлетнюю девочку прямо с территории детского сада. Через пять суток мертвое тело с признаками явной насильственной смерти было обнаружено в одной из заброшек города. В произошедшем обвинили не администрацию детского сада, которая обязана предоставлять и обеспечивать безопасность в виде охраны или высоких заборов, а воспитательницу, которая не уследила за ребенком.
Согласно данным Григория Сергеева таких происшествий в общей статистике немного. В большинстве случаев в пропаже детей виноваты сами родители и их халатность, ведь все думают, что такое может произойти с кем-то другим, а его семья в безопасности. Увы, большая часть пропавших детей — это осознанные «бегунки». Причиной их поступка становится неблагоприятная семейная среда: ссоры, давление, насилие, непонимание, а также проблемы в школе. Еще одним фактором выступает безразличие родителей, особенно в теплое время года. В этот период дети не посещают школу, и большую часть времени предоставлены сами себе. Ведь родители не спланировали их культурный отдых, к примеру, лагерь, который может предотвратить бесцельное скитание по пустырям или дворам. Там они могут столкнуться с банальной халатностью и безответственностью, как некоторых организаций, например, школ, так и обычных граждан. Часто встречающаяся картина — незакрытый люк, в который запросто можно упасть. Безусловно, на каждом углу невозможно поставить охранника, который будет следить за тем, как ребенок добрался из школы. В заблаговременном предотвращении подобных случаев большая доля ответственности ложиться непосредственно на родителей. По закону именно они, вплоть до совершеннолетия ребенка, не имеют права оставлять его без присмотра. Но самое главное — дружить с ним, чтобы при возникновении кризисной ситуации в школе дети шли к маме или папе, а не убегали из дома из-за недостаточного внимания. Элементарное информирование о безопасности, о том, что нужно делать, если родителей нет рядом, объяснение, кому следует доверять, а кому нет, кто является своим, а кто чужим — все это может уберечь семью от страшной трагедии.
Горе и безразличие
Сложно представить, что испытывает мать, потерявшая своего ребенка, муж — жену, сестра — брата, или близкого друга. Потеря имеет глубокие эмоциональные последствия. В 2016 году вышла книга «Missing Persons», в которой собраны истории 12 родственников пропавших без вести. Они рассказали, что пережили разные стадии чувства вины, сожаления и злости. Каждый из них испытал значительный эмоциональный удар. Термин «подвешенное состояние» часто используется для описания того, как семьи ощущают себя: они колеблются между надеждой и безнадежностью. Например, Валери Неттлс, чей сын Дэмиен пропал без вести еще в 1996 году, описывает свое горе так:
«Мне казалось, что он мертв, хотя мне показалось странным, что мать инстинктивно не понимает, мертв ли ее сын. Я пыталась сохранять спокойствие и убеждать себя, что это просто ошибка, этого не происходит в реальной жизни, и он, вальсируя, войдет в комнату».
В том случае, если есть подозрение, что человек сбежал по своему желанию, у членов семьи появляется отторжение и разочарование. Однако самая жестокая реакция, которая иногда приводит к гибели людей, это безразличие. Именно отстраненность и бездействие привели к смерти 86-летней Марии Петровской, страдающей потерей памяти, из села Оболенское Малоярославецкого района. Вся деревня знала о ее проблеме, и о том, что изредка она терялась из-за неспособности ориентироваться на местности. Последний раз она ушла из дома ночью, скоро поняла, что заблудилась, и стала стучать в дома, прося о помощи. Никто не открыл ей дверь.
«Ну, я не открыла. Стучал кто-то около часа ночи, а я одна. Нас только предупреждали в сельсовете: гостей, которые предлагают льготы по «коммуналке», гнать. А тут ночь…»
Отстраненность и бездействие, вызванное не то страхом, не то позицией «это не мое дело», привели к тому, что бабушка погибла. Часто люди проходят мимо тихо плачущих детей, стоящих в одиночестве, или бабушки с деменцией. На самом деле им нужна срочная помощь. Еще одно чрезвычайно опасное заблуждение, вызванное отстраненностью родителей, это вера в то, что ребенок, который ушел из-за обиды или ссоры, вернется сам. В этой ситуации важна каждая секунда, любая отсрочка начала поиска может решить судьбу пропавшего не в лучшую пользу. Хочется верить, что высокий уровень ответственности в обществе, доброта и участие, помогут снизить количество без вести пропавших.
Для того, чтобы самому не стать «потеряшкой» в природной среде важно обладать базовой информацией о том, как нужно вести себя в экстренной ситуации. В первую очередь следует остановиться и ждать помощи, ибо попытка выбраться, например из леса, самостоятельно, может только усугубить ситуацию. Также для похода не стоит надевать камуфляж. Следует позаботиться о дополнительном блоке питания для телефона и приемлемом количестве воды на крайний случай.
Несмотря на банальность советов и постоянное информирование поисковых организаций о том, как предотвратить кризис, безответственность и беспечность все еще остаются на высоком уровне.