Сразу хочу оговориться — я не все смотрел, а из того, что смотрел – не все запомнил. Ну, собственно, четыре финальные пятерки уходящего года:
Понравилось
Мастер (Пола Томаса Андерсона) – чистый меджик и восторг, с блистательной актерской игрой (в главных ролях Хоакин Феникс и Филипп Сеймур Хоффман), сценарием и режиссурой. Полдня послевкусия после просмотра.
Джанго Освобожденный — Тарантино, и этим все сказано. Восторг.
Одинокий Рейнджер – фильм похож сразу на все лучшее за столетнюю историю мирового кино: сплошные цитаты. И при этом блестяще сделано и смешно.
Жасмин (Вуди Аллена) – импровизация на тему «Трамвай Желание» Т. Уильямса, нежный, пронзительный даже местами жесткий – один из лучших любимого автора. Кейт Бланшет – на разрыв аорты.
Гравитация — киноаттракцион – прорыв! Полтора часа пролетают за 15 минут.
P.S
Анна Каренина – во-первых, приятно, что Толстой. Во-вторых, сплошная роскошь (постановочная), в-третьих, любимая Кира Найтли и в образе Анны (для меня) безусловно убедительная.
Не понравилось
Человек из Стали – пластмассовый эпос-монстр. Рубикон, за которым только вселенная попкорна. После этого полотна эпоха Великого Кино – окончена. Сюда же можно отнести (как полную ему противоположность) — авторскую ленту “Только Бог Простит” с Гослингом. Фильм пустейшая визгливая претензия, фестивальное барахло с апломбом, для узкого круга, ничего не рубящих в кино, «специалистов».
Великий Гэтсби – Лурман облажался. Его фильм напомнил великого Гайдая «Спортлото 82» — вроде бы, и мастер делал, но уже совсем в молоко.
Анна Каренина (снова Джо Райта) – кино грубое и фальшивое — принудительное деление на два мира с несуразным финалом (пошлость).
Джобс – фильм–позор: главный герой (Эштон Катчер) всю дорогу кривляется, мораль – триумф денег – аааа! (зеваю)
Пена Дней – (Гондри–Виан) — пере-пере-пере-пере – всего. Посмотрел этот фильм — 67 раз, что бы оценить весь безудержный креатив авторов. Устал и разорился.
P.S.
Не мог не написать об Breaking Bad – финал пятого сезона – лучий сериал за последние 10 лет закончен. Это безусловно выдающаяся работа и абсолютный кинороман, изощренно и изобретательно сделанный. Полный восторг и печаль (что закончен)
Две пятерки по отечественным фильмам:
Пятерка лучших
Оттепель (я его смотрел на большом экране в “Пионере”) – некий рубеж, с которого ведется новый отсчет качества ТВ-контента: очень хорошее кино, с восхитительным актерским составом и блистательными работами по профессии всех участников вообще.
Географ глобус пропил – нежный, лиричный фильм с секретиком — все подумали: фильм об пьющей и замордованной интеллигенции, а он о новом поколении, которое считалось агрессивной биомассой, а оказалось чем-то настоящим и единственной надеждой на лучшую жизнь.
Я тоже хочу – фильм-исповедь, фильм–пророчество. Фильм-прощание выдающегося русского режиссера и автора Алексея Балабанова. Картина 2012 года. Но я увидел ее в этом году.
Последняя сказка Риты – вышел в 2012 году, но я посмотрел его лишь в 2013. Фильм–жест. Фильм–образ жизни. Рената – я все еще тебя люблю!
Интимные места— милый фильм для широкого зрителя в пределах Садового кольца.
Пятерка сомнительных
Горько – верх цинизма (продюсеров) и неразборчивости (авторов) – сделан под девизом: мы потрафим самым низменным вашим вкусам – только занесите в кассу бабло (в принципе, в таком подходе нет ничего нового, но то, чем решили потрафить в фильме – Особенности национального хамства – как-то уж совсем горько)
Гагарин – честный мертвяк с энергетикой трупа, неуклюже прославляющий славного Юрия Алексеевича. Фильм — номер один среди снотворных (он же в чем-то сродни бухгалтерскому отчету: жанр бабло—госбюджет).
Перевал Дятлова – американизированная вампука, спекулирующая на интересной и трагичной истории, и сделанная американскими авторами (в основном), за российский бюджет как коопродукция.
Майор — фильм-констатация. Художественный фильм, скорее, похожий на документальный, без идеи и финала.
Что творят мужчины – фильм не смотрел (мне трейлера хватило)
Но главный итог уходящего года – лично для меня – впервые сериалы (которых раньше-то и за людей не держал) неожиданно вышли на первый план и заслонили собою кино – вот уж неожиданный поворот!
Ну во-первых, сериалы окупаются и по этому на них тратят все больше и больше денег, и по этому здесь можно реализовать самые разнообразные идеи. Сериалы все больше и больше напоминают нам искусство, а кино, увы, превратилось либо в огромный крупнобюджетный пластмассовый аттракцион с селиконовыми героями (и тогда его аудитория жадно поедает попкорн и громко разговаривает во время сеанса), либо это бюджетные экзерсисы направленные на узкую, фестивальную аудиторию — и тогда это вещь в себе, для избранных специалистов и мертвый язык латынь. В сериалы уже давно пришли все серьезные режиссеры и актеры. Благодаря сериалам, в ближайшие 10 лет вам будет чем заняться (если вы киношник) и будет, что содержательное смотреть – если вы зритель. Боже! Благослови сериалы! Всех с Наступающим Новым Годом!
Григорий Константинопольский @gregory.konstantinopolsky.