Культура
17 мая, 2014

Трудно Быть Богом (но Герман смог)

Константинопольский о лучшем российском фильме последнего времени.

… То что увидел – грандиозно! Такого кино еще не было. Никогда и нигде… Бюджет, зная, что фильм снимался около 15 лет(!) – по моим оценкам миллионов 100 (долларов) — что само по себе для русского кино невиданное дело!

Стилистически – что-то в этом фильме есть от «Андрея Рублева», немного от — «Апокалипсис Нау» Копполы. Немного Алехандро Ходоровски, немного Питера Гринуэя…

Но по фантастическому, космическому размаху — никто сравниться не в состоянии… И самое удивительное, что это камерное кино! Частная история, технически построенная в основном на крупных планах и деталях с длинными, досконально отрепетированными сценами и внутрикадровым монтажом… Ну и при этом с настоящей бездной средневекового реквизита (специально созданного), с мириадами специально подобранных лиц актеров ( с печатью средневековья), с фантастическим качеством и количеством костюмов и грима.

Аттракцион фильма — документальное кино о Средневековье, визуализация Босха, экранизация тяжелого, душного, липкого и бесконечного кошмара!…

Актерское исполнение – вообще не важно. Актеры здесь на уровне достоверности коня или меча – все подчинено фактуре. Все здесь – режиссер

Сюжета нет. Вернее он условный, и условно из повести Стругацких. Пересказать его можно в паре предложений. На некой планете существует цивилизация, которая отстает от Земли лет на 800. У них там Средневековье. Главный герой — дворянин Румата( Л. Ярмольник), на самом деле землянин, прибывший на эту планету – наблюдать их ход истории, пытаться сохранить и уберечь от большой крови, но мягко, незаметно – по возможности, не вмешиваясь в череду местных событий. В городе, где разворачивается действие, правит династия «серых» — умеренных тиранов, — внезапно происходит переворот и к власти приходят «черные» — упыри, уже безо всякой меры. Румата не выдерживает и проливает море «черной» крови… И тем самым превращается в одного из коренных обитателей планеты. Вот собственно и весь сюжет. Но еще раз повторюсь – сюжет не важен, или не так уж и важен… Да — там есть пророческий для нас меседж и мораль «Если у власти «серые», то рано или поздно придут «черные».. Но все же не это главное… Визуализация Зла в чистом виде, дантов ад, машина времени воплоти, чудо, которое происходит на ваших глазах – вот что потрясает и впечатляет в фильме!

Ну и как же грандиозно (космически грандиозно) все это сделано – вообще не надо быть специалистом, что бы просто обомлеть от увиденного!

Это кино не может нравится или не нравится … Как может нравится Великая Китайская Стена? Она просто есть. И ее масштабы – сопоставимы с космическими величинами. Так и этот фильм. Когда его смотришь — ясно видишь, что сделан он Титаном!

Алексей Юрьевич — и есть тот самый Румата, Бог, со сверх знанием и сверх способностями, который прибыл в наше средневековье, откуда-то из неведомого прекрасного, совершенного мира, чтобы предостеречь нас… сделать нас лучше? Нет. Чтобы наполнить сердца неизъяснимым томлением красоты, добра и человечности. Вся кровь, которая пролилась в результате его деятельности – все же бутафорская (кроме его собственной, как и положено Богу), и он апеллировал не к насилию, но создал художественные образы насилия и зла, достигнув настоящего катарсиса и очищения.

Григорий Константинопольский @gregory.konstantinopolsky

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: