Культура
12 февраля, 2014

Волк с Уолл-Стрит Мартина Скорсезе

Константинопольский обещал больше не писать нам про фильмы. Но мы сделали ему предложение, от которого он не смог отказаться.

Вот обещал больше не писать ничего о фильмах – нопосмотрев этот – не удержался! Отдельное кино! Бессмысленно говорить о том, что технически все там — вышак и роскошь. И актерское исполнение и способы съемки– все сделано безупречно. Об этом говорить не буду. Скажу о другом: «Волк» Скорсезе – для меня один и самых главных фильмов последнего времени… Он про мироустройство и природу сегодняшнего человека, и эта история рассказана здесь на высочайшем градусе юмора, сарказма и горечи… Фильм о том, на чем держится вся Америка, Россия… да и весь сегодняшний мир. Без всякого слащавого американского моралите, нравоучений, по-взрослому: сухо и страстно. Скорсезе как в лучшие свои времена. Фильм этот— о человеке бизнеса, (скажем так) — в рамках христианской идеи. Эта горькая ирония Скорсезе, почти такая же убийственная сатира, как у Кубрика в «Барри Линдон» (если кто смотрел) – только здесь мир – мир сегодняшний, но по-прежнему все такой же алчный, жестокий и бессмысленный.

Недавно в ютюбе я смотрел ролик – обращение нынешнего владельца Евросети к своим сотрудникам… На экране увидел религиозного человека в кипе, некто Александр Малис, который на полном сэ,хрипя и брызгаясь слюной, призывает своих сотрудников «засунуть обглоданную кость в жопу конкурентам!» И все это говорилось со сверканием очей, с азартом бешеного, впрочем, оправданного высокими прибылями —законопослушного и успешного гражданина… Кость в жопе конкурентов – метафора! Я смеялся. Предприниматель! Эта алчность! Это высокомерие! Эта одержимость! Эта ненависть к людям.. людей нет — есть конкуренты, борьба видов… И образ главного героя в фильме – это образец такого же деятеля,истинного успешного американца для Скорсезе (а для меня —россиянина).

Все здесь оправдывается словом— конкурентоспособность, и оправдывается самим государством

Да, что там – оправдывается – ставится в пример на котором воспитываются юныепоколения. Успех. Успешный человек. Вот ключевые определения сегодняшнего смысла жизни. Бизнес. Предприниматели, и та экономическая и политическая система, которую они выстроили и которую боготворят, – Ин Гот Вы Траст! Вот о чем фильм. Посмотрите на страстный монолог в исполнении блистательного Ди Каприо, в офисе его фирмы,перед сотрудниками. Вот он – образцовый предприниматель, который призван отжимать, на@бывать ближнего – в рамках закона конечно, ненавидеть, унижать и унижаться самому (чтобы надежно сохранить свои деньги он готов спатьсо старушкой–родственницей. «Я готов унизиться! И я, сеньор! Но лишь бы к сладкой цели хоть чуточку приблизиться!»). Это ли не сегодняшний кумир и образец гражданина? Вот именно он. «Ничего личного – это просто бизнес!» – главная фраза века.Итак, Успех любой ценой! Ну и, собственно, если любойценой — то в какой-то незаметный момент переступается эта черта закона. Закон, который изобретен и установлен в защиту грабителей и притеснителей, и именно ими же и изобретенный: грабь – но не до последней нитки! Отжимай – но чтоб капелька осталась, чтоб отжатый смог подняться и выжить, и чтоб его и дальше можно было бы обирать иотжимать по закону. А закон этот, его суть – грабь умеренно, не до смерти, не прощай— а мсти, но не кровью, а денежкой. Ну и как тут удержаться и не переступить, когда талант, когда страсть к наживе? И герой Леонардо— преступает, самую чуточку. Затем побольше… Затем Больше.. Вот судьба дает ему шанс безнаказанно слиться со всеми награбленными миллионами. Но нет… не может остановиться талантливый предприниматель. Он же не слабак, какой-нибудь чтоб испугаться.Да и талант – не собака – не слушает команд: “К ноге! Сидеть!” Х@юшки! Талант (к наживе) безудержно рвется вперед, к еще большей наживе. А потом — дома, а потом яхты, пластмассовая жена с дырой…эээ.. с дырой вместо сердца). «Да этот ваш Скорсезе- коммунист!» – воскликнет мне какой-нибудь либерал и потянется за бейсбольной битой… Да он экстремист, безбожник и анархист! – воскликнет патриот-государственник с удавкой в руках. А как же! Этот-то, мудила, которого у Скорсезе изображает ДиКаприо – он идиот и мошенник, а мы — честные предприниматели, мы – двигатель прогресса,ибо созидаем! Мыналоги в казну платим! Мы на благотворительность жертвуем! «Товарищи! Частную собственность у нас пока еще никто не отменял!!» — восклицает «бизнесмен» Дима Семицветов на суде над Деточкиным в «Берегись Автомобиля»… Ага – бизнесмен…))

Но Скорсезе смеется над вашими доводами добрые люди

Налоги вы платите?! — не надо, знаем: главное,как бы налоги этиминимизировать по максимуму, из последних сил, корежа себя, но при этом остаться на краю правового поля?! Насчет благотворительности – крохи, смешно (стыдно) говорить. Насчет прогресса и созидания – он у нас сегодня во всех аспектах нашей жизни налицо – сплошной прогресс повсеместно. Наслаждаемся. А что Скорсезе-то этот ваш предлагает?? Никто же ничего лучше не выдумал, как надо?!… Да нет… ОН все сказал, как надо. Тихим сердечным словом… Но это уже к вопросу о моралите.

А Скорсезе нет – ничему не учит и ничего не проповедует – просто издевается

Недаром в конце фильма главный герой опустившись уже на самое дно – спасая свою шкуру предает, сдает полиции близких друзей и в самом финале не испытав никакого раскаянья, лишь сожаления от потерь, по выходу из тюрьмы …. читает лекции по бизнесу для студентов и молодых бизнесменов! Иван Кузьмич – наставник молодых, короче. И Скорсезе в этом фильме говорит о том, что конкурентоспособность, предпринимательская деятельность и успех вообще, как краеугольные камни современного мира, на самом деле есть зло и противоречат христианству. Вот такие откровения разворачиваются перед нами на экране у Скорсезе, который по-прежнему остается философом и блистательным художником. Все в кино!

Григорий Константинопольский @gregory.konstantinopolsky.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: