Без рубрики
02 июля, 2020

Андроиды-гопники и антропоцентризм: как режиссеры изображают роботов в кино

Как культура показывает роботов и почему мы все проецируем через свое восприятие.

В кинокультуре фильмы про роботов очень популярны. Эту тему активно эксплуатируют сценаристы. В итоге андроиды предстают перед зрителем в разных ипостасях. Они бьются за права, мимикрируют под гопников и предстают в качестве отдельной расы. Лишь изредка они отличаются от человека кардинальным образом. Почему роботы в кино так похожи на нас? Где искусственный интеллект показан замысловато, а какие фильмы лучше пропустить? Ответы на эти и другие вопросы читай в новой статье Royal Cheese.

Осторожно, в тексте присутствует некоторое количество спойлеров.

Почему роботы получаются как люди?


Для начала определимся с понятиями. Антропоцентризм — это представление о том, что человек — центр Вселенной. Мыслящий в рамках этой концепции склонен судить о мире через призму восприятия своего вида. Пример: представление об эволюции. Нам кажется, что все живые существа стремятся к интеллекту и что они должны проделать свой путь к разуму. Просто их время еще не настало. В действительности же эволюция — это адаптационный процесс. То, что у нас появились когнитивные способности, — это заслуга условий, под которые подстраивались наши предки. Ситуация потребовала от нас задатков к мышлению. Если брать тех же крокодилов, то способность мыслить им ни к чему. Это идеальный хищник в своих условиях. Среда, в которой они существуют, является для них комфортной. В обозримом будущем поумнения этих пресмыкающихся ожидать точно не стоит.

В фильмах режиссеры часто мыслят с позиций антропоцентризма. Роботы либо хотят быть людьми, либо признают достоинства человечности, либо яро их отрицают. Хотя если рассматривать качества людей с позиции искусственного интеллекта — это однозначные недостатки. Зачем андроиду мораль, соблюдение прав, мимикрия под социальные роли? Это создает дополнительные рамки, под которые нужно подстраиваться. Логически для них это только помеха — условия, под которые нужно подгонять свой программный код. Усложнение простого. Раскрывать тему начнем с хрестоматийных примеров.

Поэтичные андроиды бьются за права: «Бегущий по лезвию», 1982

Тут роботы представлены репликантами: они всячески уподобляются своим создателям. В мире «Бегущего по лезвию» андроиды работают на панели, их насилуют, посылают на войны, отправляют подметать улицы и работать в общепите. Часто их права прямо ущемляются. Отклонения в программном коде приводят к приобретению самостоятельности у репликантов. «Осознав», они начинают сбиваться в банды, коалиции и коллективы. И просто пытаются жить как обычные люди. В обществе даже появляются специальные агенты, которые таких девиантов выслеживают. Человек в фильме представлен как тоталитарный покровитель, не признающий никаких видов, кроме себя. Андроиды порой оказываются более гуманными, чем люди. Они стремятся к этому. Некоторые из них заводят хобби, ухаживают за собой, одеваются и даже сочиняют поэтичные строки:

«Я видел нечто, во что вы, люди, просто не поверите. Горящие боевые корабли на подступах к Ориону. Я видел Си-лучи… мерцающие во тьме близ врат Тангейзера. И все эти мгновения исчезнут во времени, как слезы в каплях дождя. Пора умирать».

Мимикрия под человека в этом фильме обусловлена не только желанием не выдавать себя. Репликанты в фильме — это, по сути, полноценные люди.

Хороший, плохой, крутой андроид: «Терминатор 2: Судный день», 1991

Андроиды в «Терминаторе» очень приближены к бесчувственным машинам. Но во вселенной фильма они все-таки делятся на две категории:

  1. Те, кто стремится убить человека. 
  2. Те, кто человечество хочет сохранить.

Первые, как и полагается искусственному интеллекту, бесчувственны и расчетливы. Вторые же содержат в себе некоторые элементы гуманности. Во вселенной фильма это условности ради конфликта. Если бы две воюющие группировки роботов были заодно, то футуристичные замесы с машинами и людьми вряд ли бы случились. В итоге одни хотят сохранить сценарий реальности, при котором миром правят машины, а другие, наоборот, хотят предотвратить гибель человечества. Они же более гуманные.

Взять того же T-800, который облачается в крутую кожанку и солнцезащитные очки. В ходе фильма видно, как он привязывается к персонажам, которых спасает, а финальная сцена дает полное представление об этом андроиде: перед купанием в лавовой ванне он зачем-то бросает легендарную фразу «I’ll be back». Пафос, который так свойственен homo sapiens.

Расовое деление андроидов: «Трансформеры», 2007

Майкл Бэй в своих фильмах пионерски отстаивает постулаты зрелищности. Заморачиваться и прописывать свою вселенную про андроидов — задача не из легких. Поэтому сюжет для его кино был взят из аниме и манги. Тут роботы представлены как трансформеры — вид, прилетевший с другой планеты 11 млн лет назад. Делятся они на две расы: Автоботы и Десептиконы. В своем обществе первые выполняли функцию ученых, вторые — военных.

— Почему мы сражаемся за спасение людей? Это примитивная, жестокая раса.
— А разве мы были другими? Они еще молодой вид, им многому предстоит научиться… Но они на стороне добра.

Обманываться пафосными цитатами не стоит. Это все те же люди со всей сопутствующей начинкой. Сменилась лишь обложка: трансформеры подвержены алчности, способны на альтруизм и эмоции. В обществе у них даже была своя иерархия, представление об апокалипсисе и гендерное деление. В кино Бэя они даже умеют шутить: чего стоит одна из сцен, где Бамблби метит лужайку. Но без пробелов не обошлось: например, нигде нет никаких деталей об институте семьи трансформеров. 

Соблазнительные андроиды: «Из машины», 2014

Этот фильм замахнулся на звание притчи. Тут по-настоящему круто раскрывается конфликт человека и искусственного интеллекта, создателя и машины. В нем всего три активных персонажа, но каждому в фильме отведена своя роль.

  1. Калеб, представляющий человечество.
  2. Ава — искусственный интеллект.
  3. Нэйтон — человек в роли создателя.

Калеб — простой смертный, и Ава видит это. В коммуникации андроид начинает делать упор на его человеческие качества. Ава активно жалуется на жизнь, выказывает претензию на эмоции и чувство любви. Бонусом к этому идет притягательная внешность, что Калебом с ходу замечается. Проблема лишь в том, что до конца фильма так и непонятно: это холодный расчет программы или реальные переживания? Ава же видит в Калебе и Нэйтоне примитивных существ, подверженных тщеславию и низменным желаниям. Значит, ими можно по-своему манипулировать. Это тот случай, когда кино представило сразу несколько концепций роботов, при этом взаимно не исключив их.

Андроиды-гопники и инфантилизм: «Робот по имени Чаппи», 2015

Перенесемся в современность. Если думаешь, что за годы что-то поменялось, — ты ошибаешься. Роботов в кино до сих представляют человечными. Разве что представление это стало более поверхностным за счет смены социальной роли андроидов.

В этом фильме искусственный интеллект подобен ребенку: он чувствует, но не знает, как в этом разобраться. Он наивен и совсем не понимает мира. Его права ущемляются, но это его как будто не беспокоит. В мире фильма он вундеркинд и единственный, способный чувствовать. Человека тут представляют как однозначно плохого, а единственные друзья Чаппи являются харизматичными, но бандитами.

Мимикрия и копирование — то, что этот андроид делает постоянно. Косить под гангстера — круто. Передвигаться поэтому нужно в раскорячку и с приспущенными штанами. Даже пушку этот железный выходец из гетто держит соответствующе — горизонтально. Этому он научился от Йоланди и Ниндзя — рекетиров, которых инфантильный робот почитает за родителей. Незаметно для себя в Чаппи режиссер отразил дух эпохи и культ гэнгста среди молодежи.

Человек-марионетка: «Апгрейд», 2018


Робот, владеющий человеком, — картина интересная, но в «Матрице» мы что-то подобное уже видели. Этот фильм заезжен — по этой причине «Апгрейд» представлен в данной статье. Концепция схожая. При желании фильм даже можно назвать приквелом к трилогии сестер Вачовски.

По сюжету картины искусственный интеллект (тоже созданный человеком) берет контроль над телом парализованного Грея. Он дарует ему возможность восстановить нервные синапсы, которые пострадали в результате аварии. При этом программа сознает, что незадачливый главный герой подвержен желанию отомстить убийце жены. В итоге искусственный интеллект предстает как хитроумный и безжалостный манипулятор. Не имея физического воплощения, программа использует Грея как инструмент.

Итоги

И все же почему роботы в кино такие человечные? Все просто, на самом деле. У нас вызывают отклик понятные вещи:

  1. Инфантильный робот? «Боже, да я сам такой!»
  2. Непонятый миром репликант? «Меня тоже никто не понимает».
  3. Крутой андроид в кожанке и авиаторах? «Вот это вписывается в мое понимание крутости. Лайк».

По этой же причине фантасты приписывают роботам черты современного общества: социальный строй, деление на расы, эмоции и даже свой гендер — это часть нашего мира. Но не мира роботов. Вот и вся мораль.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: