Без рубрики
04 сентября, 2019

Далекая классика: 9 зарубежных авторов, о которых забывают в России

Американские трагедии, ирландская мистика и женский поток сознания от именитых зарубежных авторов.

Мы уже рассказывали о советских писателях, незаслуженно забытых в нашем литературном пространстве. Но есть целая очередь из талантливых авторов со всего мира, которые считаются классиками в своём деле, но в нашей стране об их существовании знают не так много людей.

1. Уильям Голдинг

Начну с настолько неизвестного писателя, который в 1983 году аж получил Нобелевскую премию по литературе. Английский писатель долго ждал успеха не только в России, но и вообще в своей писательской карьере. Его первый и самый известный роман «Повелитель мух» (мрачная история о детях, оказавшихся в ограниченном пространстве необитаемого острова) долгое время не получал признания: перед тем как роман вышел в свет, от него отказалось около 20 издательств. При этом интересно, что сам Голдинг считает это произведение посредственным.

Творчество писателя оценивают как негативно относящееся к природе человека и как достаточно пессимистичное. На вручении Нобелевской премии Голдинг даже немного жаловался на это предвзятое отношение. Сама же формулировка, за которую он получил эту престижную награду, звучит так:

«За романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире».

2. Джон Стейнбек

Ещё один Нобелевский лауреат (1962) и автор знаменитейших произведений «О мышах и людях» и «Гроздья гнева». В нашей стране почему-то мало известен, даже несмотря на мировую популярность, а ведь его иногда обвиняли в пропаганде коммунистических идей, но баллов среди советских читателей ему это не принесло. У нас американские авторы по сложившейся исторической традиции вообще редко добиваются признания, видимо, из-за разного менталитета, отражающегося в проблемах книжных героев. Стейнбек ещё и по СССР часто катался, и в 1948 году даже вышла книга об этих путешествиях — «Русский дневник». Его основные произведения рассказывают о великой депрессии 30-х годов в США, поэтому многое из этого нашему читателю не особо зайдёт в качестве занимательного чтива. А «Гроздья гнева» — действительно выдающийся роман для всей американской истории, но с тематикой лучше ознакомиться заранее.

3. Карел Чапек

Советские люди были знакомы с чешской прозой преимущественно через творчество Ярослава Гашека и его роман «Похождения бравого солдата Швейка», а вот о Кареле Чапеке знали немногие, а зря.
Нобелевскую премию не выигрывал, но номинировался в 1936 году. Известен своими сатирическими, юмористическими и фантастическими рассказами.

Без сомнения можно его назвать чешским Чеховым, тем более это так складно звучит. Самое могучее его произведение — это, безусловно, «Война с саламандрами», в котором он критиковал фашизм и который стал практически пророческим. И в жизни он открыто критиковал идеи фашизма и коммунизма, за что нередко получал угрозы в свой адрес. За произведениями такого смелого автора стоит сходить в ближайший книжный. Да и чешский Чехов же, камон!

4. Вирджиния Вулф

Как-то так получилось, что кружок женских авторов у нас в стране давно чётко обозначен, и вход в него сильно ограничен, будто это пантеон греческих богов. А писать о недооценённых авторах в нашей стране и не вспомнить Вирджинию Вулф просто нельзя.

Заниматься писательством в ХХ веке, если ты женщина, — это как заниматься писательством в любом веке, если ты женщина. На это всегда смотрят снисходительно (Бузова тоже писательница, ага), особенно если ты пишешь не о вампирах или необычных подростках. И из-за этих трудностей Вулф стала одной из главных фигур в движении феминизма уже после своей смерти.

Самые знаменитые произведения («На маяк», «Орландо», «Миссис Дэллоуэй»), мягко говоря, необычные. Вулф экспериментировала с потоком сознания, больше уделяла внимания психологической и эмоциональной стороне героев. Возможно, во многом это было связано с тем, что она сама страдала от психического заболевания, из-за которого утопилась в реке в 1941 году.

5. Фрэнсис Скотт Фицджеральд

От грустных историй к ярким впечатлениям (но тоже достаточно трагическим) от представителя потерянного поколения. Его в нашей стране не особо знают, но знакомы с ним косвенно через фильм «Великий Гэтсби», литературную основу которого написал именно Фицджеральд. И «Загадочная история Бенджамина Баттона» тоже его рук дело. Но для американской публики наиболее значимым романом был «По эту сторону рая», потому что говорил о проблемах богатого, но потерянного поколения того времени и обрисовывал ту самую американскую мечту.

6. Уильям Батлер Йейтс

От писателей американских ХХ века к поэту ирландскому XIX века. Если у нас был уже чешский Чехов, то Йейтс — ирландский Пушкин. И не только потому что он такое же солнце ирландской поэзии, как Александр Сергеевич — солнце нашей, но и потому что он любил обращаться к народному фольклору в своих поэтических произведениях. А ирландский фольклор чудесен, и весь мир с этим соглашается, особенно в День святого Патрика. Ну, кроме англичан и «других» ирландцев, конечно же.

В иных произведениях у Йейтса много тем, связанных с мистикой и оккультизмом, которые, смешавшись с ирландской культурой, дали интересные поэтические плоды. Однако после Первой мировой и Гражданской войны в Ирландии творчество Йейтса становится более трагичным и сложным.

7, 8. Джозеф Хеллер и Томас Пинчон

Да, два автора. Потому что у них два отличных, но слегка зеркальных произведения по своей тематике. И не такие уж они большие классики на фоне остальных гигантов. Но совместно представляют очень заметную величину.

Джозеф Хеллер был обычным преподавателем искусств и писал небольшие рассказы, пока не сотворил один из главных антивоенных романов «Уловка-22». История одной американской военной авиабазы времён Второй мировой войны получилась чертовски смешной, чертовски нелепой и чертовски грустной. Именно таким и должно быть произведение, обличающее и войну, и тех, кто на ней наживается. А само выражение «уловка 22» стало нарицательным для американцев.

А Пинчон — более современный автор и представитель наглого постмодерна. Абсолютно закрытый автор и выскочка в литературном плане. С Хеллером его роднит роман «Радуга земного тяготения», критикующий войну на фоне полёта ракеты Фау-2. Как-то так. Повествование неравномерное, рваное и многогранное. Постмодерн какой-то!

9. Уильям Фолкнер

Неловко вписывать этого писателя в материал про «неизвестных», но в нашей стране он именно такой. Уильям Фолкнер — огромная глыба в литературе США не только в плане своих произведений, но и в плане их сложности, которая и мешала массовому читателю сразу познакомиться с ним и полюбить его произведения. Он писал о Гражданской войне в Америке и об американском юге, а это то, что по какой-то неведомой традиции делало писателя классиком (это как у нас снять кино про разруху 90-х). «Шум и ярость», «Сарторис», «Авессалом, Авессалом!» — если ты считаешь себя литературным тяжеловесом, то попробуй взять этот вес в виде не самых лёгких для прочтения романов, тем более для читателя, мало знакомого с тематикой американского юга и трагедиями Гражданской войны.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: