Без рубрики
18 марта, 2021

Это не просто джинсы: как синяя ткань покорила поп-культуру и укрепила движение за гражданские права

Джинсы — это не просто практичная и универсальная одежда. За ней стоят права, свобода, статус и независимость.

Вряд ли сейчас джинсы ассоциируются у людей с чем-то, кроме повседневной одежды. Но несколько десятков лет назад синий деним был самым настоящим символом свободы. Как же это произошло — разбирается Royal Cheese.

Кто носил джинсы?  

Начало «джинсового движения» можно проследить до 17 века на юге Франции и северо-западе Италии. Историки предполагают, что слово «деним» происходит от «serge de Nîmes». Под этим термином понималась прочная ткань, которую производили фабрики во Франции. А «джинсы» — от слова «gênes». В Соединенных Штатах рабовладельцы выдавали эти прочные ткани своим работникам в 19 веке. На Западе шахтеры и другие чернорабочие начали носить джинсы после того, как портной из Невады по имени Джейкоб Дэвис создал брюки из утиной ткани — материала, очень похожего на джинсовую ткань. Он произвел около 200 пар в течение одного года. А в 1873 году правительство выдало его компании Levi Strauss & Co. патент на медные заклепки.

К 90-м годам 19 века Levi Strauss & Co. организовала самый популярный бренд в этом сегменте — Levi’s.

Примечателен процесс изготовления джинсов. Так, популярный краситель был получен сложным способом из листьев кустистого бобового растения, он был впервые доставлен в Европу из Индии в 16 веке. Конечно, многим европейцам его использование казалось неприятным. Джеймс Салливан в своей книге «Джинсы» писал: 

«Процесс брожения дал гнилой запах, похожий на разлагающееся тело».

В отличие от других красителей он превращает ткань в ярко-синий только после того, как она пробудет в контакте с воздухом несколько минут, — таинственная задержка, которая всех смутила. Кроме того, краситель стал некоторой угрозой для торговцев текстилем, которые вложили большие средства в красильную вайду — еще один источник синего цвета.

Поначалу джинсы носили работяги и настоящие ковбои, а позже и актеры, которые их играли. После Второй мировой войны синий деним «вырвался» из сельской местности в большие города. Это событие увековечили в фильме «Бунтарь» 1953 года. Марлон Брандо играет Джонни Страблета, райдера шумной банды мотоциклистов, который носит скинни джинсы, черную кожаную куртку и ботинки.

Синяя плотная ткань — символ свободы 

В 60-х годах прошлого века джинсовая ткань стала главным символом бунтарства. Чернокожие активисты надели джинсы и комбинезоны, чтобы показать, что расовая каста и их бедность — проблемы, которые необходимо решать. 

Весной 1965 года тысячи демонстрантов в Камдене, штат Алабама, вышли на улицы. Их посыл был прост — право голоса. United Press International сообщает, что среди толпы было около семи министров из других штатов, также они добавляют, что поверх церковных воротничков они надели синюю джинсовую униформу. С тех пор она стала символом движения за гражданские права и сыграла свою немаленькую роль. 

Джинсовая ткань действительно была очень символична в Америке. Будь то брюки, комбинезон или женские юбки, джинсы напоминали о рабочей одежде. В то время их носили именно работяги и афроамериканцы в период рабства. Униформа предполагала солидарность с современными рабочими и равенство между полами. Есть фотография, на которой Мартин Лютер Кинг-младший и Ральф Абернати маршируют в знак протеста против сегрегации в Бирмингеме в 1963 году. Они были одеты в джинсы. После этого американцы долгое время облачались в синюю ткань для того, чтобы сделать заявление. 

Вслед за ними последовали американские защитники гражданских прав не только чернокожих меньшинств. Модный обозреватель Зои Вашингтон говорила, что молодежные активисты, а в особенности члены Студенческого координационного комитета ненасильственных действий, использовали ткань как уравнитель между полами и идентификатор социальных классов. 

Культурный экспорт  

Но джинсовая ткань отражала не только политические убеждения и протесты. Когда звезда кантри-музыки Мерл Хаггард критиковал хиппи в своем довольно консервативном «гимне» «Okie From Muskogee», он так же носил джинсы. А президента Рональда Рейгана часто фотографировали в джинсовой одежде на его ранчо в Калифорнии. Это стало воплощением сурового индивидуализма. 

После синие джинсы заняли первое место в списке экспорта США. В конце 70-х компания Levi Strauss & Co. начала продавать крупные партии джинсов за «железный занавес» — там труднодоступная одежда считалась символом статуса. Жители Восточного Берлина выстраивались в очередь, чтобы успеть их приобрести. 

В Соединенных Штатах джинсы продолжали активно раздвигать границы людей. В начале 90-х TLC — одна из самых продаваемых женских групп — «ворвалась» в мужской клуб хип-хопа и R&B, одетая в джинсы большого размера. Интересно и то, что даже в начале 20 века джинсы продолжали вызывать фурор. В преддверии президентских выборов 2006 года в Беларуси активисты вышли на марш против фиктивных голосований. После того, как полиция начала снимать флаги оппозиции, один из протестующих привязал джинсовую рубашку к палке, тем самым создав импровизированный флаг «джинсовой революции»

Джинсы и СССР

Как мы уже говорили, джинсы в Советском Союзе не несли тот же смысл, что и в США. Популярную одежду начали завозить в страну в 1957 году участники Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Но самый настоящий джинсовый бум произошел только через несколько лет, а своего пика достиг в 70-е и 80-е годы.

Можно провести символическую черту популярности денима. Она начинается с мультфильма «Бременские музыканты». Герои были одеты по самой последней моде, которая сильно отличалась от того, что видели советские люди на улицах своих городов. Принцесса была в мини-юбке, а Трубадур — в джинсах.

О них стали мечтать все, начиная с ученых и заканчивая школьниками. Однако достать фирменные джинсы было совсем нелегко. Самыми первыми с ними познакомились жители столиц — Москвы и Ленинграда, — ведь там в первую очередь появлялись иностранные туристы и студенты, приехавшие по обмену. Затем западная мода стала «приплывать» в такие города, как Калининград, Одесса и Владивосток. Именно там в 1964 году стали открываться магазины под названием «Березка», в ассортименте которых имелись джинсы. Тогда синий деним стал упоминаться в творчестве некоторых писателей и поэтов, например, в стихотворении Евтушенко «Любовь революционера»:

Их любовь была на холме из джинсов, 
В магазине для хиппи в городе Лима. 
Прямо на пол, на джинсы, они ложились 
И любили друг друга неутолимо.

Примерно в 90-х шумиха вокруг новой одежды немного поутихла. Конечно же, в первую очередь это связано с тем, что закончилась эпоха дефицита. А культовые джинсы стали просто модной и удобной одеждой. 


ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: