Каких только способов изучения английского ни существует. Люди готовы пойти на что угодно, лишь бы не учить язык по традиционному пути. Возможно, кому-то эти необычные методики и подходят, но звучат они уж очень сомнительно.
Мы не смогли пройти мимо и решили разобрать самые странные и популярные из них: что они из себя представляют, и можно ли с их помощью выучить английский?
Гипнопедия
В школьные времена многие из нас искренне верили, что учебник под подушкой накануне контрольной или сочинения волшебным образом поможет вложить в голову ту информацию, которую мы не успели доучить.
Вот гипнопедия — обучение во сне — основана на такой же вере. На самом деле, этот метод довольно древний: буддийские монахи пытались использовать его еще с древних времен. Но насколько он эффективен — вопрос открытый.
Последователи гипнопедии говорят о том, что на утро студенты способны воспроизвести те записи слов, фраз и диалогов, которые слушали перед сном и непосредственно во время него. А вот, например, бывший директор сомнологического центра Минздрава РФ, доктор медицинских наук и профессор Яков Иосифович Левин говорил о том, что полноценное обучение во сне неэффективно. Для этого необходимо находиться в промежуточном состоянии между сном и бодрствованием. Но во всем массиве сна это состояние занимает всего 5%, а поддерживать его искусственно достаточно сложно, к тому же это чревато развитием расстройств сна.
25-й кадр
Суть методики заключается в том, что человек якобы может различать не более 24 кадров в секунду. Поэтому тот кадр, который показывается меньше, чем на 1/24 секунды, минует сознание и действует сразу на бессознательное. Эту теорию выдвинул американский маркетолог и бизнесмен Джеймс Викари. В свое время он заработал на ней большие суммы, а его последователи стали развивать теорию 25-го кадра дальше и предположили, что с ее помощью можно не только внушать, но и обучать.
В случае с английским 25 кадр призван помочь с легкостью запомнить новые слова и выражения. Для этого не нужно ничего специально учить — достаточно просто смотреть на экран, где в быстром темпе сменяются карточки с надписями. Подсознание все сделает за тебя. Только кадры сменяются с такой бешеной скоростью, что желание «учиться» пропадет уже в первую минуту просмотра. Не говоря уже о том, что от быстрой смены кадров может задергаться глаз.
Ну и достоверность теории 25-го кадра подтвердило лишь одно исследование. И провел его… да, Джеймс Викари.
Эмоциональное рисование
Чтобы выучить язык с помощью эмоционального рисования, студенты должны создавать яркие, красочные и выразительные картины, описывая их на английском. При этом сама идея рисунка должна идти из глубины души, а не быть запланированной. Ведь вся суть методики эмоционального рисования как раз и заключается в том, чтобы рисовать что-то максимально странное и незаурядное. Мол, каждый день наш мозг получает столько похожей информации, что странная картинка — это своеобразный сюрприз для него, разрыв шаблона серых будней, который он точно запомнит.
Этот метод основан на активации визуальной и кинестетической памяти, что хорошо. Но трудоемок и энергозатратен, что плохо. Скорее всего, эмоциональное рисование больше подойдет детям для нескучного знакомства с языком и расширения словарного запаса.
Использовать же такой метод для полноценного изучения английского мы не рекомендуем. Да, это не скучно. Но сколько слов ты сможешь выучить с помощью рисования и как быстро тебе это надоест?
Гипноз
Не путай с гипнопедией. В основе этого метода — воздействие на подсознание студента. Обычно сеансы гипноза чередуются с традиционными методами изучения английского. Его сторонники отмечают, что гипноз способен ввести человека в сверхобучаемое состояние, снять все страхи, блоки и зажимы.
Например, гипноз может помочь, если у ученика есть травма, связанная с некорректным поведением школьного преподавателя. Гипнотизер вводит его в состояние регресса и помогает проработать эту ситуацию на подсознательном уровне. После этого человеку может действительно стать лучше и он начнет относиться к иностранному языку по-другому.
Да, возможно, в подобных ситуациях гипноз и работает. Но насколько эффективен такой способ сегодня, учитывая все материальные и временные затраты?
Если у вас есть проблемы с коммуникацией на иностранном языке, вы столкнулись с языковым барьером или испытываете проблемы с концентрацией внимания — можно обратиться к психологу, который поможет повысить эффективность обучения.
Метод НЛП
Изначально нейролингвистическое программирование создавалось для того, чтобы воздействовать на человека на подсознательном уровне и помогать ему развивать определенные качества: уверенность, смелость, предприимчивость и т.д. И только спустя время появилась теория о том, что с помощью методики НЛП можно обучать еще и определенным навыкам.
Суть этого программирования — в том, что во время уроков английского преподаватель использует популярные НЛП-техники. Такие, как, например, якорение, которое создает ассоциативные связи посредством эмоций, за счет чего ученик легче запоминает новые слова.
Конечно, те, кто практикует НЛП, говорят об эффективности метода. На деле же она не доказана. Да и оценить результаты сложно: как понять, связаны они с применением НЛП, или сработали «классические» методики обучения?
Другое дело — проверенные методики преподавания с доказанной эффективностью и результатами.
Коммуникативный метод преподавания
Коммуникативный метод сформировался в отдельное направление лингвистики еще в начале 70-х годов прошлого века и уже много лет подряд практикуется в школе иностранных языков BKC.
В его основе — знакомство с языком в естественной среде и общение на нем с первых минут занятия. Такой подход помогает быстрее привыкнуть к звучанию английской речи и не дает появиться языковому барьеру. Иногда даже новички осваивают на первом занятии пару десятков фраз. Коммуникативная методика — это:
- интересные занятия — ученики полностью погружаются в процесс благодаря интересным темам и разнообразным заданиям.
- уроки исключительно на английском — на протяжении всего часа ученики говорят только на английском языке. Благодаря этому ученикам не нужно зубрить слова дома, потому что они по многу раз использовали эти слова на уроке и уже запомнили их.
- живое общение, а не тренажеры — уроки в школе BKC — это всегда живое общение с преподавателем, который уделяет максимально много внимания каждому ученику. Благодаря этому они погружаются и вовлекаются в занятия вместо того, чтобы скучать за бездушными тестами.
Обучение проводится по современным пособиям, интегрированным с коммуникативной методикой и признанным международными изданиями. Ученики дополняются интерактивными материалами на актуальные темы: видеороликами, аудиозаписями, фильмами. Именно коммуникативная методика изучения английского лучше всего развивает грамотную, но при этом беглую речь, учит не стесняться и избегать неловких пауз в общении. Языковой барьер даже не успеет появиться! Чтобы увидеть, как на взрослых работает эта методика, можно прийти на консультацию в школу и посетить «День Открытых Дверей» для взрослых в удобный день.
Для детей же преподаватели BKC разработали отдельные программы, основанные на ролевых играх. Если хочется узнать про этот подход в действии, то можно обратиться в школу и получить полноценную консультацию, пройти бесплатное тестирование, пообщаться с преподавателями и определиться с программой. Также до конца октября в школе проходят «Дни открытых дверей» для детей. В программе — демо-уроки и презентация школы с возможностью задать любой вопрос практикующему педагогу.