Южнокорейский сериал «Игра в кальмара» режиссера Хван Дон Хёка, премьера которого состоялась 17 сентября, набрал 142 млн просмотров за первые несколько недель и вышел в топ-18 самых популярных сериалов от Netflix в 90 странах мира.
Сериал от Netflix, набравший рекордное количество просмотров
«Игра в кальмара» — это сериал, установивший новый рекорд, он стал самым просматриваемым в истории существования компании Netflix меньше, чем за 4 недели после выхода на экраны. Корейская дорама опередила по количеству просмотров американских «Бриджертонов» — сериал, набравший 82 млн просмотров за первый месяц после выхода.
При этом, по данным сайта “Rotten Tomatoes”, корейская дорама получила 94% положительных отзывов по оценкам зрителей.
Сериал стал вирусно распространяться по всему миру в соцсетях, особенно в Tik-Tok и Twitter. Такая популярность обусловлена, в том числе оперативной локализацией сериала с субтитрами и дубляжом более чем на 37 языках.
О чем сериал
«Игра в кальмара» — это драматический сериал, рассказывающий о группе людей, которые приняли приглашение на участие в тайном турнире из-за финансовых проблем. Турнир оказался игрой на выживание, участниками которого стали 456 человек. Каждому из них присвоен индивидуальный номер. С каждым выбывшим участником сумма выигрыша становится больше.
Таким образом победитель получит 45,6 млрд вон или 38,5 млн долларов.
Сюжет сериала строится на участии в детских играх с «недетскими» последствиями. Проигрыш чаще всего равен смерти.
Основные персонажи
- О Иль Нам, № 001, пожилой мужчина с опухолью головного мозга, который предпочитает играть, а не ждать смерти в привычном мире.
- Сон Ки Хун, № 456, шофёр и игроман. Живёт с пожилой матерью, старается прокормить свою дочь Ка Ён. Участвует в игре, чтобы погасить долги перед кредиторами.
- Хан Ми Нё, № 212, хитрая женщина, склонная к истерикам, называющая себя бедной матерью-одиночкой.
- Чхо Сан Воо, № 218, руководитель инвестиционной группы в крупном холдинге, которого полиция разыскивает за кражу денег у клиентов.
- Хван Чун Хо, молодой офицер полиции, пробравшийся в игру для того, чтобы найти исчезнувшего брата.
- Али Абдул, № 199, гастарбайтер из Пакистана. Вступает в игру, чтобы обеспечить свою жену и годовалого сына.
- Кан Сэ Бёк, № 067, молодая беженка из Северной Кореи, которой нужны деньги для оплаты услуг посредника, чтобы тот помог найти и перевезти маму из КНДР в Южную Корею.
- Чан Док Су, № 101, гангстер, который проиграл огромную сумму в казино и должен кредиторам.
Какие пороки общества высмеиваются в играх
По мнению некоторых критиков, каждая игра направлена на высмеивание определенного человеческого порока. Именно в этом многие видят основную задумку режиссера.
1. Вступительная игра — конвертики
Главный герой попал в смертельную игру через простую игру в конвертики – «Ттакджи». Аналог этой игры из детства – фишки или кэпсы (от англ. — крышки).
Это состязание символизирует такие пороки, как жадность и обман. В игре с фишками и конвертиками легко рассчитать правильный угол, который поможет перевернуть конверт или фишку оппонента. Пластину, например, можно загнуть, чтобы сжульничать и обмануть соперника. Игра учит детей играть не по правилам для того, чтобы выиграть.
2. Игра «Красный свет, зеленый свет»
Толпе игроков необходимо добежать до финиша, пока гигантская кукла отворачивается от участников и произносит считалочку. Кто пошевелился, пока кукла смотрит на участников, — тот выбывает. Аналог российской игры «Море волнуется раз». В сериале показана «кровавая забава», исход которой для проигравших — смерть.
Какой порок высмеивается: лицемерие. Большое количество людей страдает, когда приходится втискиваться в рамки стереотипов и общественного мнения. Каждый первый знает, каким ты должен быть и что тебе делать. Многие люди боятся высказывать свое мнение, поскольку это может быть просто опасно.
Быть собой, а не тем, кем нужно казаться — уже геройство. Чаще же приходится втискиваться в те узкие рамки конформности, которые удобны окружающим.
3. Игра «Сладкие соты»
Следующей игрой стала именно эта: на блине из жженого сахара участникам необходимо было выдавить фигурку таким образом, чтобы он не треснул. Чем заканчивается неудачная попытка — ты уже знаешь.
Порок игры: эгоизм. Правда заключается в том, что успех ждет не всех. Справедливости и честной конкуренции здесь нет.
Главное справиться самому, все остальное неважно.
4. Игра — перетягивание каната
Участникам «Игры в кальмара» необходимо было перетянуть канат на себя.
Какой порок можно разглядеть здесь: буллинг. Кто сильнее, тот и прав.
Правда за тем, кто имеет физическое превосходство. Шанс, казалось бы, есть у каждого, но битва заранее не является равной.
5. Игра с мешочком шариков
Каждый участник получает мешочек с шариками, при этом каждый должен найти себе пару, чтобы сыграть в любую игру на него.
Проигравший — труп.
Порок — рвачество. Цель — любой ценой урвать победу себе, протолкнуться вперед любой ценой. Аналогом в русской версии могла бы быть игра в «ножички», в которой ведется «война» за территорию.
6. Игра с плитами из стекла или классики
В «Игре в кальмара» участники старались на скорость перейти мост, причем некоторые плиты были крепкие, а другие сделаны из хрупкого стекла. Какая плита попадется участнику дальше — не знает никто.
Аналог этой игры — классики.
Порок — приспособленчество. Каждый старается вести себя так, чтобы его дальнейший жизненный «ход» имел как можно меньше последствий. Одно неверное решение может иногда перечеркнуть не только возможный будущий карьерный рост, но и всю жизнь.
7. Финал — «Игра в кальмара» или городки
Сериал завершается эпизодом с «Игрой в кальмара», в ней одному участнику необходимо было прорваться в «дом», а другому — защитить свою территорию. Выигравший получит все деньги. Битва, как обычно, смертельная.
Аналог этой игры — городки, в которой участники с определенного расстояния «выбивают» битой фигуры.
Порок — безответственность, способствование разрухе. Крупные холдинги часто используют природные ресурсы, не задумываясь об их восстановлении. Жить одним днем не получится бесконечно долго: рано или поздно человечество столкнется с последствиями своей безответственности.
Отвечать, скорее всего, придется за них не нам, а нашим потомкам.
Но, как обычно, можно подумать об этом завтра.
Хван Дон Хёк об успехе «Игры в кальмара»
Хван Дон Хёк, режиссер сериала, объясняет популярность «Игры в кальмара» тем, что людей привлекает ирония, которая заключается в том, что взрослые люди рискуют жизнью для участия в легких детских играх.
Внимание зрителей полностью сфокусировано на героях, не нужно отвлекаться на сложные условия и правила. Герои сериала представляют слои как низшего, так и среднего общественного класса: зрители могут испытать сочувствие к одному или нескольким героям, к которым у них появится симпатия.
По предварительным оценкам агентства Bloomberg, «Игра в кальмара» принесет стриминговому сервису Netflix доход, который близится к 1 млрд долларов.
Кстати, на производство девяти эпизодов у компании ушло всего около 22 млн долларов, т.е. около 2,4 млн долларов на одну серию.
Об идее сериала
Хван Дон Хёк рассказал, что в основе сериала лежит его собственная история жизни: в молодости он часто сталкивался с трудностями заработка, ощутил на себе в полной мере силу классового неравенства, которое свойственно Южной Корее.
Идея сериала пришла к нему в то время, когда он жил еще с матерью и бабушкой, и остро нуждался в деньгах. Источник вдохновения он нашел в японских мангах о выживании «Игровом апокалипсисе: Кайдзи», «Королевской битве», «Игре лжецов» и т.д.
В один момент, когда Хван столкнулся с жизненными трудностями, он был вынужден отложить процесс написания сценария. Ему пришлось заложить свой ноутбук за 675 долларов.
Дон Хёк долго искал спонсоров для реализации своего проекта: больше десяти лет он предлагал осуществить идею сериала разным компаниям до тех пор, пока его сценарием не заинтересовался Netflix.
Сценарист и режиссер отметил в одном из интервью, что хотел написать историю, которая могла бы стать аллегорией на современное капиталистическое общество, изобразить во всех красках экстремальную конкуренцию жизни.
Капитализм и экономическое неравенство
Критики сериала отмечают, что капитализм и классовая борьба, о которых аллегориями говорит Хван Дон Хёк в «Игре в кальмара», актуальны не только в Южной Корее, но и в мире в целом.
В преддверии президентских выборов в Южной Корее 2022 года кандидаты стали использовать образы героев из сериала в политической пропаганде, поскольку вопрос экономического неравенства в стране действительно обострен.
При этом в Северной Корее один из государственных порталов высмеял острую экономическую ситуацию, которую демонстрирует «Игра в кальмара», отметив, что сюжет раскрывает «звериную» суть капиталистического общества Южной Кореи, где человек уничтожается условиями экстремальной конкуренции, а коррупция и негодяи — обычное явление.
Госдеп США отметил, что «Игра в кальмара» — это сериал о глубоком разочаровании среднестатистического молодого корейца, который всеми силами старается найти работу, построить отношения или добиться движения по социальному лифту.
Мрачные перспективы развития экономики Южной Кореи находятся в центре внимания корейского общества и являются основной причиной страдания людей.
Капиталистическая «сердцевина» диктует свои правила игры.
Интересные факты
- Интернет-провайдер SK Broadband подал в суд Сеула иск против Netflix в связи с увеличением потока сетевого трафика и затрат на техобслуживание систем. Дело в том, что с 2018 года по настоящее время трафик вырос практически в 24 раза, поскольку корейские сериалы стали как никогда популярны. Вторым по популярности после «Игры в кальмара» стал корейский сериал «Охотники за дезертирами».
- В одной из сцен дорамы был показан телефонный номер вербовщика — он мелькнул на экране в одной из первых серий. Кореянка, которой принадлежал номер сообщила СМИ, что получает до 6000 сообщений каждый день — люди по всему миру хотят принять участие в реальной “Игре кальмара”.Компания Siren Pictures сообщила, что перемонтирует сцены с «засветившимся» номером телефона местной жительницы.
- В Британии школьники стали имитировать игры из дорамы, что привело к росту числа конфликтных ситуаций на детских площадках по всей стране. В связи с этим дирекция школ приняла решение разослать письма родителям с просьбой ограничить просмотр корейской дорамы для детей.
- Некоторые зрители обратили внимание на тот факт, что смерти основных персонажей фильма были обозначены в сюжете заранее. Так, Али, игрок 199, в одной из сцен украл крупную сумму у босса, который не выплачивал ему зарплату. В итоге он умирает, когда Сан Воо через обман забирает у него шарики.Или, например, беженка из КНДР, Кан Сэ Бёк, угрожала в начале сериала перерезать горло собеседнику, отчего погибает сама в другой сцене. Подобных примеров в самом сериале гораздо больше.
- Игроки и охранники одеты в одежду одного цвета не просто так: это лишает их индивидуальности и подчеркивает разницу между двумя группами. А бирюзовые спортивные костюмы игроков — это отсылка к спортивной одежде 1970-х годов, известной как trainingbok.
В связи с высокой популярностью Netflix в скором времени планирует запустить второй сезон сериала, поэтому ждем продолжения.