В 2020 году практически все пользовались QR-кодами: во время пандемии они помогали вести полноценную жизнь и не отказываться от привычных благ — общественного транспорта, кафе и торговых центров. Однако это изобретение появилось гораздо раньше. О том, зачем были придуманы QR-коды и какую пользу они приносят, разбираемся с экспертами компании PayQR.
Как пандемия сделала QR-коды частью современного мира
В начале 2020 года весь мир столкнулся с проблемой огромных масштабов — пандемией коронавируса. В первые месяцы борьбы с болезнью и адаптации к новым условиям жизни разворачивались меры ограничения, закрывались границы стран и люди оставались в четырех стенах своего дома, выходя на удаленку.
Хотя идея оставаться дома, чтобы не допустить распространения вируса, звучала адекватно, глобальная самоизоляция сильно повлияла на психическое состояние людей. Так, эксперты Тулейнского Университета пришли к выводу, что физическое дистанцирование приводит к увеличению случаев депрессии, болезней сердца, бессонницы, когнитивных нарушений, а также к снижению иммунной функции организма.
Спустя некоторое время в России нашли решение вопроса самоизоляции — QR-коды. В декабре 2020 года началась массовая вакцинация препаратами, разработанными российскими учеными. После того, как человек ставил прививку, он получал заветный черно-белый квадрат, с помощью которого можно было посещать торговые центры, магазины, кинотеатры, концерты и другие общественные места.
Именно в это время популярность этой технологии за все время ее существования достигла пика. Однако появилась она задолго до того, как по миру разошелся опасный вирус.
История появления QR-кодов
QR-коды можно назвать потомками штрих-кодов, которые появились еще во второй половине 20-ого века. Штрих-коды, несмотря на свою полезную функцию считывания информации, не могли использоваться оперативно — они содержали ограниченное количество символов и требовали большого времени для обработки. Тогда японская компания Denso Wave — дочерняя структура Toyota, занимавшаяся разработкой оборудования для обработки штрих-кодов на товарах, решила усовершенствовать технологию.
Создателем QR-кода считается сотрудник Denso Wave Масахиро Хара — результат своей работы он представил в 1994 году и на начальных этапах технология использовалась в автомобильной промышленности. Первый образец представлял собой черно-белый квадрат, в котором можно было зашифровать до 7000 знаков. Нововведение японцев позволяло сократить время считывания в 10 раз.
Со временем Denso Wave предоставили свободный доступ к технологии, и уже в 2000 году она была одобрена в качестве стандарта кодирования информации.
Как устроен принцип работы QR-кодов
Квадрат с черными и белыми фигурами внутри является сложным узором из пикселей, данные в нем хранятся в двоичном формате, а каждый пиксель имеет свое значение. Когда формируется QR-код, пиксели группируются и впоследствии визуально напоминают крупные узоры.
В коде есть много пространства для созданий копий данных, поэтому они считываются даже в поврежденном виде, главное условие — чтобы было доступно и не испорчено более 30% площади квадрата. Сейчас зашифровать в QR-коде можно практически любые данные: изображения, ссылки, текст и другое.
В каких сферах применяется технология
QR-коды используют в производстве, торговле, логистике. Они помогают продавцам магазинов найти необходимый товар среди многообразия полок или же определить, где он лежит на складе.
QR-коды активно применяются в рекламе — как в наружной, так и в печатной. В коде, помещенном на уличный стенд или на страницу журнала, размещают ссылки, ведущие на сайт товара или услуг. А на промо-сайтах, в свою очередь, есть вся необходимая информация, которая могла бы заинтересовать потенциального потребителя.
Также технологию можно встретить в работе администраторов различных заведений. Так, в муниципальных поликлиниках QR-код заменяет “живую” регистрацию в окошке, в банках его получают, чтобы встать в электронную очередь, в отелях администраторы помещают в QR-коды слова приветствия для постояльцев.
Где может использовать QR-коды обычный человек
Чаще всего мы прибегаем к технологии в сферах торговли и оказания услуг. Так, QR-коды в некоторых магазинах заменяют скидочную карту: в помещении устанавливают специальный аппарат, который по номеру телефона выдает “временную” карту — чек с QR-кодом. Это очень удобно для тех, кто зашел в магазин незапланированно или же просто не любит носить с собой охапку бонусных карт. Кроме того, по коду можно получить товар, заказанный ранее в интернет-магазине или маркетплейсе.
QR-коды становятся популярными и в развлекательной сфере: в российских городах можно встретить уличные стенды с виртуальной библиотекой — отсканировав код, человек получает доступ к выбранной книге. По коду также можно обменивать онлайн-версии билетов в развлекательные учреждения на бумажные. QR-код есть и на детских товарах — игрушках, сладостях, тетрадях. После активации кода ребенок получает доступ к интерактивным играм, может “оживить” героя с картинки или отправиться со своей игрушкой в виртуальный мир.
С помощью специальных приложений любой человек может зашифровать информацию в коде, например, если ему нужно ее спрятать от лишних глаз. QR-код надежно скроет его в черно-белом узоре, а предназначенные данные увидит только получатель.
С PayQR больше не придется отдавать банковские карты в руки официантам и продавцам. Оплата QR-кодом — это быстро, безопасно и удобно.