Без рубрики
09 июля, 2021

Как развивалась культура техно в России

Восход техно и рейвов в России.

Яркое мигание ламп кислотных цветов, пьяный угар, странные танцы и музыка, которую многие назвали бы «непонятной какофонией электронных дребезжаний». Примерно так некоторые представляют себе современные рейвы. С появления первых техно пластинок и кассет прошло более 30 лет и теперь это одно из ключевых направлений, и визитная карточка целой самобытной культуры. По всей стране существует множество комьюнити, которые привлекают новых слушателей и диджеев.

Скучающее трио из Детройта


В первую очередь музыка техно ассоциируется с дикими рейвами где-нибудь в Германии. Немногие знают, что не Клаус Шульце и Tangerine Dream были первыми, кто перевернул мир вечеринок. Главным вдохновителем первых диджеев было скромное афроамериканское трио из Детройта. Настоящие поклонники называют Хуана Аткинса, Деррика Мэя и Кевина Сандерсона родителями жанра техно.

Начало работы над новым звуком началось с самой банальной скуки. Музыкантам порядком надоело заурядное звучание и они поставили перед собой задачу оживить и обновить танцевальную музыку. В итоге они смешали фанк, хаус и электро с синти-попом и получили то, что искали. Аудитория настолько впечатлилась новым звучанием, что довольно быстро первые треки трио экспериментаторов и их последователей начали звучать на рейвах в Великобритании.

Первые техно-вечеринки в симбиозе с другими жанрами, похожими на него, проводились на открытом воздухе. Но это не очень-то сочеталось с духом андеграунда. Большая популярность и востребованность заставили организаторов и диджеев «переехать», и повесить на себя ярлык скрытности. Но и тут препятствие — стены обычных клубов перестали вмещать в себя столь большое количество людей. Тогда заброшенные заводы и склады превратились в место встречи танцующих под техно. Даже Россия, которая всегда имела свой собственный взгляд на зарубежные веяния, сегодня использует этот прием. Романтичные заброшки больше подчеркивали дух техно-рейвов. Логично, что такие тусовки должны быть «отрешенными» от всего остального мира.

Весь мир начал танцевать под техно, но и это тоже достаточно быстро стало навевать скуку. Тусовщики стали дополнять атмосферу пространств видео-артами, различными перфомансами, тактильными уголками. Культура заинтересовала и другие сферы. По всему миру появлялись журнальные издания, полноценные лейблы и даже марки «уличной» одежды.

Русские техно-рейвы

К 1991 году техно-рейвы дошли и до России. Буквально за неделю до распада СССР прошла крупная тусовка Gagarin Party. Она настолько значима для всего комьюнити, что первое время именно на нее равнялись последователи, а режиссер Ольга Дарфи сняла полноценный документальный фильм «Я — Гагарин». Проходила она согласно всем традициям в заброшенном павильоне «Космос» на ВДНХ. В здании не было ни отопления, ни гардероба, ни комнат для организации перфомансов, но было нечто большее — 3 тысячи человек и диджей, играющий техно. Именно с этой вечеринки начинается техно-рейв по-русски. Первой популярной промо-кампанией, главной задачей которой была популяризация техно, была Underground Experience.

Долгое время визитной карточкой рейв-тусовок в Москве был клуб «ARMA17». Но после трагического пожара в постоянном здании, тусовка перестала быть привязанной к определенному месту и начала кочевать по всей стране. Вечеринки проходят везде: от столицы до юга страны, а также за рубежом: в Берлине, Нью-Йорке, Бухаресте, Барселоне, Риме. Даже в маленьких городах местные комьюнити диджеев устраивают техно-вечеринки. Например, в Пятигорске примерно год назад появилось объединение под названием CMMNTY27, которое устраивает аутдоры в самых живописных местах. Однако самыми крупными и популярными техно-фестивалями и сообществами в России считаются: Zuluwarrior, Oberton, «Триптих», Boiler Room, техно-вечеринка Ona, GAMMA, Signal и другие.

Со временем и к нам пришли различные инсталляции, бренды одежды, большие объединения и отдельные музыканты, которые пользуются успехом не только у местных слушателей, но и за рубежом. Например, Яна Кедрина несколько лет пишет музыку под псевдонимом Kedr Livanskiy, она стала резидентом американского лейбла 2MR и попала на страницы западных изданий Vice и Pitchfork.

Рейв и шмот


Техно-рейвы повлияли на модную индустрию. Многие российские дизайнеры, вдохновленные именно этой культурой, создают серии или даже полноценные бренды. Например, «Спутник 1985» в своей концепции соединил прошлое и будущее: то есть отголоски советского пространства и современную моду. Следующий бренд — «Волчок», символизирует районную романтику, уличный образ жизни. На многих техно-вечеринках, да и просто на улицах пару лет назад можно было увидеть парней и девушек в футболках, на которых красовалась надпись «ЮНОСТЬ».

Конечно, старшее поколение с подозрением относится к подобным сборищам и небезосновательно. Время самого расцвета у техно-народа называлось «Вторым летом любви». А мы все знаем, чем тогда в Сан-Франциско занимались хиппи, помимо отстаивания философии мира и любви. Власти по всему миру не были в восторге от подобных «дискотек». Часто проходили аресты и задержания, а иногда на вечеринки обрушивались целые рейды, а клубы впоследствии закрывались.

Сегодня, точно так же как и в 90-е, техно-вечеринки символизируют протест и способ забыть обо всем хотя бы на одну ночь. Это стимулирует то, что последние несколько лет рейв-клубы часто объявляют заведениями «нон грата».

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: