Смерть от переутомления — это совсем не новое понятие для Японии, которая ввела связанный с ней термин «кароси» чуть больше, чем 40 лет назад. Говорим о том, что представляет собой этот феномен и как избежать подобной участи.
Что такое кароси
Современная народная мудрость гласит, что не бывает невыполнимых задач, зато бывают сердечные приступы в 30. Видимо, именно с этой мыслью еще в 1982 году несколько японских врачей выпустили труд под названием «Karoshi», в котором была приведена статистика смертей жертв переутомления.
Как мы уже сказали, еще 40 лет назад термин «кароси», что буквально означает «смерть от переутомления», казался чем-то новым даже для Японии. А сегодня статистика подобного ухода из жизни в разных странах заставляет нас задуматься о том, чтобы избежать той же судьбы.
Материалы исследований говорят о том, что сегодня около 46% из 500 бизнес-работников, обучавшихся в ведущих токийских компаниях, боятся стать жертвами кароси. И их опасения вполне обоснованы.
Смерть от переутомления: первый резонансный случай
Первый известный случай произошел только в 1969 году, когда 29-летний мужчина, работавший в крупнейшей газете Японии, внезапно скончался от инсульта прямо на рабочем месте. Общественный резонанс привел к тому, что семьям жертв кароси была присуждена денежная компенсация. Помимо этого, компания внесла некоторые изменения на рабочем месте.
Тем не менее, многие японцы выражают мнение, что большинство так называемых «политик против кароси» малоэффективны. Ведь японская система труда по-прежнему способствует чрезмерной нагрузке и формированию у сотрудников хронического стресса. Учитывая, что среднестатистическому японцу довольно сложно сменить место работы, это также накладывает свой отпечаток.
Ведь менять место работы в этой стране практически не принято. А возрастные люди, потерявшие работу, и вовсе оказываются выброшенными за борт трудовой жизни. Чего только стоит «японский лес самоубийц», в котором нередко оказываются люди в полном отчаянии. В том числе, или даже лучше сказать, по большей части из-за проблем с поиском работы и способом прокормить себя.
Кароси и высокая производительность
Исследователи, которые занимались изучением феномена «кароси», пришли к выводу, что внезапная смерть на работе связана с популярным в Японии стилем управления производством (JPM). Высокие требования к производительности сотрудников на рабочем месте приводят к сильной застрессованности, которая становится роковой для довольно молодых мужчин и женщин, уходящих из жизни слишком рано.
Главный признак упомянутой японской системы управления заключается в том, что ни одна минута на рабочем месте не должна быть потрачена впустую. Даже несколько потерянных секунд могут оказаться неприемлемыми. А еще здесь особое внимание уделяется командной работе. Одному человеку может понадобиться на несколько секунд больше для выполнения задачи, чем другому.
Такой сотрудник, «замедляющий производство», может оказаться под сильным давлением коллектива. И, как следствие, шансов заработать инфаркт или инсульт в возрасте между 30 и 40 годами у него гораздо больше.
И хотя сегодня в Японии существуют организации, которые стараются внедрить профилактику кароси, а также здесь оказывается финансовая помощь семьям жертв кароси, тем не менее, среднестатистический японец и сегодня на производстве работает не меньше 60-ти часов в неделю. А это значит, что жертвы кароси появляются по сей день.
Как связаны переутомление и смерть
Если смерть от переутомления на работе или самоубийство при ее потере считали сугубо японскими феноменами, сегодня эти тенденции становятся понятнее каждому. Притом практически независимо от той культурной среды, в которой находится человек. Возможно, на нас повлияли постоянно переживаемые стрессы, связанные с пандемией и нестабильной экономической ситуацией на мировой арене.
Недосыпы, социальная изоляция и дистресс приводят нас к тому, что мы становимся все менее эффективными. Многие люди сегодня буквально выгорают на рабочем месте, теряют интерес к своей жизни и впадают из-за этого в депрессию. Исследование, проведенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Международной организацией труда, показало, что 745 000 человек умерли в 2016 году от инсульта и ишемической болезни сердца в результате того, что они работали не менее 55 часов в неделю.
Впервые в глобальном масштабе было установлено, что продолжительный рабочий день является причиной примерно одной трети всех смертей. Технический руководитель исследования ВОЗ, Фрэнк Пега, говорит, что, несмотря на явные доказательства связи переутомления со смертью, в течение 20 лет «мы не замечали этот фактор риска».
По данным ВОЗ, безопасным порогом, который защищает нас от переутомления, является цифра, не превышающая в среднем 40 рабочих часов в неделю. Учитывая, что по всему миру средняя продолжительность рабочего дня превышает эту норму за счет переработок и/или дополнительной занятости, которая необходима для того, чтобы люди могли закрывать как минимум свои базовые потребности, кароси может угрожать всем нам.
Почему в Японии ведут статистику кароси
Нефтяной кризис 1973 года вызвал в Японии широкомасштабную реорганизацию рабочих мест. Именно тогда и начали появляться сообщения о смертельных случаях среди рабочих. Чаще всего в результате сердечной недостаточности, инсульта или самоубийства. Большинство жертв работали больше 60 или 70 часов в неделю и больше вплоть до дня смерти.
С того момента давление на японских рабочих продолжает расти. Число нерегулярных работников в Японии выросло с 10 процентов, зафиксированных в 1990 году, до 40 процентов. В то время как те сотрудники, которые работают полный рабочий день, не чувствуют себя в состоянии уволиться, какой бы невыносимой ни становилось работа.
Правительство ежегодно принимает около 200 исков о травмах на рабочем месте в связи с кароси, но участники кампании оценивают потери примерно в 10 000 смертей. На горячую линию для жертв кароси, где запрашивается государственная компенсация за вызванный работой стресс, болезнь или инвалидность, ежегодно поступает от 100 до 300 звонков.
Тем не менее, несмотря на принятые на государственном уровне меры, которые направлены на предотвращение кароси, законы относительно продолжительности рабочего дня в Японии все еще остаются довольно гибкими. Это позволяет работодателям найти лазейки, чтобы значительно увеличить нагрузку работникам.
При том, что официальное ограничение рабочих часов установлено в Японии на отметке 80 часов в месяц, японцы продолжают перерабатывать. В том числе в рамках 100 сверхурочных часов в «особые месяцы» и 80 сверхурочных часов в обычные на усмотрение работодателя. Такой формат выгоден компаниям, поскольку является экономически эффективным.
Есть ли решение у этой проблемы
Проблема с ненормированным рабочим графиком актуальна не только для Японии. Великобритания разрешает контракты с нулевым временем работы, да и в США сверхурочная работа распределяется довольно несправедливо. Общественное движение против кароси в Японии вдохновило аналогичные инициативы в Корее и Китае.
В Японии в настоящее время практически нет штрафов за нарушения со стороны компаний, и только около 3300 инспекторов труда следят за шестью миллионами японских компаний. Работодатели даже не обязаны вести учет рабочего времени сотрудников. Большинство компаний не ведет учет рабочих часов, чтобы не делиться данными такого рода.
Профессор социологии Университета Осаки, Скотт Норт, изучающий кароси 30 лет отмечает, что кража заработной платы из-за неоплачиваемой сверхурочной работы является обычным явлением. При этом заявленные рабочие часы обычно примерно на 160 часов превышают те, что указаны в отчетах японских компаний. Так что контролировать рабочие часы следует самим работникам. Им следует понять, что работа со сверхнагрузками и постоянными переработками может просто их убить.
Учитывая, что сегодня многие компании переходят на удаленный и гибридный формат работы, продолжительность рабочего для множества людей по всему миру может постепенно увеличиться. Исследования показали, что с началом пандемии у 3,1 миллионов рабочих в Европе, Северной Америке и на Ближнем Востоке средний рабочий день увеличился на 48 минут. В дальнейшем эта тенденция может только расти.
Читай также: