Просвещение

Кто ты по жизни? Как психологи делят людей на типы и есть ли в этом смысл

Антон Подрезов Антон Подрезов
От соционики до героических архетипов. Проводим самотипирование онлайн без регистрации и смс.

Ты интроверт или экстраверт? Это самая простая самоидентификация, с которой может справиться человек и без каких-то особых знаний психологии. Ещё из школьной программы можно вспомнить о сангвиниках, флегматиках, холериках и меланхоликах. Но в научном (и околонаучном) сообществе тебя «‎поделят» на большее количество составных частей, измажут цифрами и дадут особую психологическую «‎кличку». Имеет ли это смысл в современном мире?

На пути к 20 веку

Люди всегда делили себя на племена, классы, национальности, темпераменты и прочее. Что-то невозможно подвергнуть сомнению, что-то было весьма условно. Психология тоже старалась в себе найти то, что поможет классифицировать отдельного человека и положить его в папку к другим таким же. Это упрощает работу с ними и помогает спрогнозировать поведение. Простейших понятий типа «‎экстраверт» и «‎интроверт» стало недостаточно для нескольких миллиардов человек — такое деление не облегчало жизнь психологам. Поэтому создавали более широкие классификации.

В 20 веке произошёл бум в области типологий: учёные пытались разделить людей по самым разнообразным признакам:

  • классические типы темпераментов: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик;
  • соотношения телосложения и присущего ему темперамента. Достаточно известная типология Кречмера делила людей на эндоморфов, эктоморфов и метаморфов;
  • типы переживаний Роршаха, лежащие в основе его знаменитого теста с кляксами;
  • психические функции Юнга;
  • формы жизнедеятельности, основанные на потребностях (тут можно вспомнить немногое, что осталось из школьной программы в данной области, а именно пирамиду Маслоу).

Обмусоливать подобные теории, которые делят людей на весёлых и грустных, толстых и тонких, я не буду. Хочу рассказать о тех, где можно стать Достоевским и «‎пожарником».

Типология Эриха Фромма


Не буду душить тебя теориями Платона и прочими античными рассуждениями, а расскажу о 20 веке, а если быть точнее, то о 60-х годах, что уже звучит достаточно антично. В то время немецкий социолог, психолог, философ Эрих Фромм рассказал миру о своей типологии, которая основывалась на влиянии социальных факторов на человека. Бытие, так сказать, определило сознание. Воспитание и существование человека в обществе делили людей на 5 типов, и в итоге получились такие:

  • рецептивный тип — пассивный, сентиментальный, крайне не самостоятельный. Такой Пятачок, блуждающий по саду с бабочками. Этот тип привык лишь принимать блага, а добывать их самостоятельно — нет;
  • эксплуатирующий тип — сильный, агрессивный, настойчивый. То, что другие ждут, он просто берёт. Весь мир для него — способ достижения целей. Кто тут маленький тиран?
  • накопительский тип — сдержанный, спокойный, подозрительный. Гоголевский Плюшкин во всём великолепии: ничего хорошего не дождёшься, лучше накоплю всё сам. Как правило, «‎создан» прохладными отношениями в семье;
  • рыночный тип — безнравственный, любознательный, предприимчивый. Фромм считал его основным типом в Европе и Америке. Человек формации «‎купи-продай»;
  • продуктивный тип — честный, независимый, креативный. Лучший из нас. Идеал, к которому немецкий психолог призывал стремиться.

«‎Большая пятёрка»

Звучит так, будто это название нового шоу на телеканале «‎Пятница». Но это очередной набор качеств, которые должны быть в каждом, по версии психологов Олпорта, Айзенка и Кеттела. Самое невероятное в этой теории то, что число особых признаков в типологии не кратно четырём и даже не чётное! Это прорыв!

Здесь факторы не являются взаимоисключающими, то есть если в других ты был либо экстравертом, либо интровертом, то здесь экстраверсия — это просто шкала, где ты являешься бегунком, как на полоске громкости в телефоне. И двигаешься ты между экстремальной интроверсией (сижу дома, играю в XBOX) и экстремальной экстраверсией (активист, волонтёр, активный пользователь Фейсбука).

Как ты уже понял, всего таких бегунков в твоём внутреннем микшере 5:

  • экстраверсия (надеюсь, пример выше был понятным);
  • доброжелательность — от сочувствия, помощи, заботы (Ганди) до тотального безразличия (я просто наблюдаю);
  • добросовестность — от работника месяца до «‎и так сойдёт!»;
  • невротизм — от беспокойства уровня «‎Пятачок» до эмоциональной стабильности уровня «‎Штирлиц»;
  • открытость опыту — с одной стороны, креатив, коворкинг, воркшоп, а с другой — неолуддиты (подробнее об этих людях в другом нашем материале).

Определить своё место на этих шкалах можно с помощью специальных опросников и тестов. Но ты и сам можешь представить, на каком уровне добросовестности находишься, если читаешь этот материал, сидя на работе.

Типы героев

Никакого отношения к Героям Меча и Магии этот раздел не имеет. В структуре этой типологии лежит известная мысль о том, что в основе мифов и легенд разных народов содержится один общий сюжет и герой. Не какой-то конкретный, а собирательный образ персонажа, проходящего по одному и тому же пути развития, но в разных декорациях.

И вот в конце 50-х годов 20 века некоторые психологи соотнесли этапы «‎путешествия» героя с этапами взросления человека: физического и духовного. А в 1991 году филолог Кэрол Пирсон выпустила книгу под названием «‎Пробуждение внутренних героев», где описала 12 этапов взросления, основанных на мономифе (единая структура жизни), и даже увязала их с тестом MBTI, о котором я расскажу подробнее чуть позже в этом материале.

Я не буду тебе пересказывать всю эту сказку целиком, но назову этапы, чтобы ты понял всю эпичность типологии: простодушный, славный малый, воин, опекун, искатель, любовник, бунтарь, творец, правитель, маг, мудрец, шут. Очень интересно выглядит здесь переход от мудреца к шуту.

Но и на этом Пирсон не остановилась, точнее, не остановились её идеи. Вышла в свет новая книга «‎Герой и бунтарь», где все эти архетипы перекочевали в маркетинг. И теперь бунтарём и искателем назывались рекламные стратегии различных брендов. Всё это звучит дико, поэтому вот простой пример из этого сочинения.

Архетип — опекун >> цель — помощь другим >> средства: забота, альтруизм, щедрость >> результат — рекламная кампания Unicef, детского фонда ООН.

Соционика

Своеобразная психологическая концепция, основанная на типологии не самого последнего специалиста в сфере психологии Карла Юнга. О чём он говорил?

В 1921 году Юнг опубликовал свою типологию, согласно которой можно разделить людей по основным признакам на определённые группы. Делал он это с целью исследования особенностей различных кругов и для помощи в работе психолога, если тот сможет установить, к какой группе относится пациент. Он первым разделил людей на экстравертов и интровертов, а в своей типологии дробил человечество на более мелкие части по преобладающим психическим функциям: мышление, чувство, ощущения, интуиция.

И вот в 1970-х литовский психолог Аушра Аугустинавичюте взяла типологию Юнга, соединила с теориями польского психиатра Кемпинского и сотворила соционику. В чём суть? Соционика предполагает разделение людей на 16 типов, определяющих особенности восприятия и обработки информации. Своеобразный анализ операционной системы, которая присуща тому или иному человеку.

По некоторым наблюдениям определяются основные признаки: логик или этик (классический спор физиков и лириков), интуит или сенсорик (мечтатель или реализатор), экстраверт или интроверт и рационал или иррационал. После этого нарекают тебя знаменитым именем — все 16 типов в соционике имеют имена известных личностей (настоящих или выдуманных), которые соответствуют определённому психотипу. Без последствий ты можешь оказаться внезапно Наполеоном или Достоевским. Или более серьезным его описанием. Например, Гамлет — это этико-интуитивный рациональный экстраверт. Проще некуда.

Соционика также предполагает теорию дуальности: есть типы, идеально дополняющие друг друга, которым наиболее комфортно проводить информационный обмен. Как в шоу «‎Давай поженимся». Но соционика не предполагает, что если вы, допустим, оба интроверты, то сразу поймёте друг друга, — так как у вас могут быть различия по другим функциям. Или кто-то из вас любит пиццу с ананасами. Для более наглядного объяснения соционика использует графическое изображение функций в виде закрашенных и незакрашенных геометрических фигур, так что если ты рисуешь какие-то крючки, говоря по телефону, то вероятно, что в этот момент ты изобретаешь новое веяние в психологии.

Мнения по поводу обоснованности соционики в научном сообществе можно назвать противоположными, но скорее отрицательными и критикующими. Основной претензией является то, что соционику просто невозможно назвать наукой. Мало того что её представители чаще говорят восторженно и однобоко, а на критику реагируют слишком остро, так ещё и научного обоснования под ней немного. Прям как в сказке про голого короля.

Типология Майерс-Бриггс

Ещё одна разработка в области психиатрии, основанная на теории Юнга. Если соционика больше популярна в нашей стране, то эта типология, которую сокращённо называют MBTI, популярна в Европе и США. И там она известнее, чем у нас соционика, — многие крупные компании проводят такое тестирование среди своих сотрудников, в американских школах ученики тоже часто с ней сталкиваются.

В чём суть? Очень похоже на соционику: 16 типов, 4 группы — но отличаются признаки и уровень признания и использования науки. Здесь существуют 4 шкалы, которым присвоены свои буквы: интроверсия-экстраверсия — то, откуда человек черпает энергию, — снаружи или изнутри (I, E), ощущение-интуиция — способ получения информации (S, N), мышление-чувство — центр принятия решений (T, F), суждение-восприятие — предпочитаемый способ реакции на события, планирование своей жизни (J, P). В итоге ты получаешь характерный набор букв (ENFJ, например) и пачку присущих тебе характеристик, о которых ты мог знать и раньше. Некоторые присвоили типам определённые названия для более лёгкого восприятия: стратег, тренер, виртуоз и пр. Определяются соответствующие буквы не на глазок, а с помощью специально разработанных стандартизированных тестов.

Если соционика больше направлена на межличностное отношение, поиск дуалов, нахождение удобного канала связи, то эта типология используется чаще для подбора и организации работы коллектива. Если соционика — это «‎Давай поженимся», то здесь — это бесконечное собеседование. Что хуже? После прохождения типирования, в зависимости от преобладающих характеристик, можно для работника подобрать наиболее подходящую сферу деятельности, использовать его сильные стороны или оценить риски, исходя из слабых сторон. Больше это относится к западным компаниям, так как MBTI наиболее развита у них.

Некоторые критерии подвергаются сомнению и опровергаются клиническими исследованиями. Всё больше результатов тестов показывают не ярко выраженное отношение к какому-то определённому типу, а пограничные состояния, что предполагает пересмотр теории и ставит под сомнение описанные характеристики. А если опросник используется для подбора персонала, то здесь ставится под сомнение честность ответов опрашиваемых, а сложность состоит в невозможности мгновенной проверки результатов. Теперь ты понимаешь, какую сложнейшую работу выполняют HR-специалисты. Будь с ними вежлив.

Как разделяет и анализирует современная психология?

Да никак. Что касается настоящего времени, то психология уже не старается активно делить людей на категории и работать с ними. Она всё больше обращается к гуманистической психологии — человек здесь не может быть объяснён в результате научного изучения его частичных функций, то есть наличие того или иного темперамента не является причиной или инструментом для объяснения его проблем или перспектив. Это подтверждают и современные разработки проблемы типологии личности: в концепции К. Абульхановой личность представлена как субъект жизненного пути: там сравниваются не личности, а соотношение «‎личность — жизненный путь». Немного занудства в нашей развлекательной статье. Популярные технологии коучинга тоже говорят об этом же пути развития психологии — человеку не нужно знать, что делают такие же, как он, «‎типы», у него есть свои цели, он знает, как их достичь, но ему нужен наставник в прохождении его пути. Своеобразный консультант по личностному онанизму.

Все известные в прошлом или зарождающиеся новые типологии, скорее, становятся чем-то похожим на современное развлечение, «‎диванную психологию». Как не так давно все кричали об НЛП как о могучем средстве воздействия и взаимодействия, так сейчас о нём помнят уже немногие. Человек не пытается объяснить себе самого себя, но старается заставить двигаться вперёд, — однако принадлежность к какому-то типу не самый полезный инструмент для индивида в этом деле. Но поразгадывать тесты в интернете и получить собственный психологический портрет всегда интересно.
Комментарии
Загрузить еще