Актерское мастерство, как и любая другая профессия в мире, требует подготовки, техники, а иногда и жертв. Перед тем как попасть на большую сцену, съемочную площадку или в Голливуд актеры чаще всего осваивают театральные техники, набираются опыта на съемках рекламных роликов и развивают свой опыт. Но киноиндустрия — совсем не безопасное место. Некоторые жертвуют своим здоровьем, внешностью для того, чтобы более убедительно смотреться в образе. Порой то, на что они готовы пойти, действительно способно не только испугать, но и убедить зрителя в том, насколько тяжела их работа.
Так завещал Станиславский, Чехов и Страсберг
Одной из самых популярных техник актерской игры стала система Станиславского. Она основана на теориях и философии самого актера и режиссера, и развивает концентрацию, физические навыки, голос, эмоциональную память, драматический анализ работ своих коллег и наблюдательность. Выход актера на сцену, согласно его системе, не считается началом действия, оно скорее заключает в себя совокупность всех предшествующих обстоятельств. То есть он не просто должен сыграть, ему следует буквально прожить роль, исследуя самого себя. Исполнитель тренирует свою концентрацию и чувства для того, чтобы свободно реагировать на общую сценическую среду. В этой системе есть определенный риск: когда интерпретация полностью основана на внутренних чувствах и импульсах актера, сцена может повернуть «не туда».
Михаил Чехов — ученик Станиславского, который после него выучил целое поколение актеров, смотрел на персонажа с немного другой точки зрения. Он был уверен, что играющий должен в первую очередь сосредоточиться на внутренней проблеме, а затем выразить ее или же бороться с ней. Мэрилин Монро и Клинт Иствуд использовали именно этот метод, проживая жизнь своих героев. Даже уходя со съемочной площадки, они продолжали повторять их жесты, мимику и тон речи для того, чтобы их физическая память способствовала действиям на бессознательном уровне. Их тело запоминало жесты, это делало любую импровизацию естественной и привязанной к персонажу.
Ли Страсберг переработал техники советских маэстро и разработал свою собственную. Но основа никуда не ушла, актеру все так же следовало «подключаться» к персонажу через эмоции и воспоминания. Все преподаватели, обучающие по его разработкам, развивают у студентов эмоциональную память. Тех, кто учился и применял эту технику, стали называть «актерами метода». Есть еще один способ игры, родственный Ли Страсбергу, техника Мейснера. В этом случае сосредоточивались не на себе, а полностью на партнере. Он особенно эффективнен в интимных сценах, которые требуют большой аутентичности.
Естественно, актеры не могут ограничиваться только общепринятыми техниками и быть уверенными в успехе. На съемочной площадке они переживают огромный стресс, теряют и набирают вес, ломают кости, а иногда и травмируют свою психику.
Мое тело деформируется
Эмме Стоун было 29 лет, когда она сыграла горничную по имени Эбигейл в драме «Фаворитка». Девушка должна была носить корсет. Если бы художники по костюмам использовали щадящие версии этого одеяния, то внешний облик бы изменился и не соответствовал фильму. Но длительное пребывание в нем повлияло на тело актрисы. Она даже прониклась сочувствием к женщинам того времени. Стоун рассказала Daily Mail, что в течение первого месяца она не могла свободно дышать, а еще через некоторое время ее органы начали смещаться из-за постоянного давления. Избежать этой жертвы было невозможно, зритель сразу бы заметил «халтурные» костюмы, не соответствующие тому времени.
Деформация Кристиана Бейла в картине «Машинист» навсегда останется в памяти тех, кто ее посмотрел или же просто видел фотографии со съемок. Ради роли Тревора он сбросил 60 фунтов — чуть меньше 30 килограммов с его последней роли в «Американском психопате». По его словам, этот опыт стал для него действительно впечатляющим и значимым. В течение нескольких месяцев он придерживался строгой диеты, состоящей из черного кофе, одного яблока и банки тунца в день. Столь экстремальная подготовка к роли действительно могла полностью разрушить его метаболизм и привести организм в крайне стрессовое состояние.
К 2013 году он уже давно привел свое тело в норму, но согласившись на роль в фильме «Афера по-американски», ему пришлось теперь уже набрать около 20 килограммов. В этом случае он ел все подряд, начиная с чизбургеров, заканчивая пончиками, что тоже нельзя назвать здоровой пищей. В 2015 году он обратился к методу переедания и тяжелой атлетике для фильма «Бэтмен: начало». В 2019 году актер заявил, что теперь он стал старше и если будет продолжать так упорно готовиться к роли, то, скорее всего, просто умрет. Конечно, после этого он прекратил свои великие трансформации.
Эштон Кутчер во время подготовки к съемкам фильма «Джобс: Империя соблазна» питался только фруктами, орехами и полностью исключил продукты животного происхождения. Из-за скудного питания он попал в больницу буквально за два дня до начала съемок. В одном интервью он сказал:
«Я согнулся пополам от боли, а моя поджелудочная железа была совершенно не в порядке».
Не все актеры садятся на строжайшие диеты. Шрамы ЛаБаф в фильме «Ярость» изначально не выглядели достаточно правдоподобными, и тогда он взял дело в свои руки: ножом он нанес себе порезы, которым не давал зажить на протяжении всего съемочного процесса.
Суровая среда
Стивен Спилберг, продумывая сценарий и съемки картины «Спасение рядового Райана» решил, что все актеры должны на себе испытать суровые условия военной жизни. Поэтому они должны были принять участие в семидневном учебном лагере. Туда отправились Том Хэнкс, Том Сайзмор, Эдвард Бернс, Джереми Дэвис, Вин Дизель, Барри Пеппер, Адам Голдберг и Джованни Рибизи. Упражнения вызывали у актеров рвоту, приводили к полному истощению и нервным срывам.
В 2015 году ДиКаприо наконец-то получил свой долгожданный «Оскар» за роль в фильме «Выживший». Но по его словам, съемки не были простыми. Леонардо рассказал, что ему пришлось пережить действительно сложные вещи. Он ел все то, чем питался его персонаж, преодолевал огромные расстояния по холоду и перенес переохлаждение. А Чарльз Дэнс, сыгравший злодея Тайвина Ланнистера в сериале «Игра престолов» в интервью Esquire в 2018 году рассказал, что ему пришлось научиться самому снимать шкуру с оленя, чтобы кадр выглядел более правдоподобно.
Поэтому, когда зритель действительно шокирован игрой голливудского актера, чаще всего за этим стоят жертвы. Они совершают впечатляющую работу, избавляясь от собственной индивидуальности, чтобы полностью погрузиться в роль. Помимо стандартных техник, которые для них являются основой, они вынуждены жертвовать собой, своим комфортом, а чаще всего здоровьем.