ASMR — успокаивающая смесь воркования, бормотания и шуршания, стремительно проникающая в наш мир. Это мягкая атмосфера интернет-культуры, похожая на пижамную вечеринку при свечах, активно перекочевала в музыкальный мир и закрепила свои позиции. Royal Cheese выясняет, как же это произошло.
Вирусный шепот
ASMR — третий по популярности поисковый запрос на YouTube по всему миру. Это сложное эмоциональное состояние, которое испытывают некоторые люди, когда видят и чувствуют определенные триггеры, например шепот, нежные движения рук или легкое прикосновение. Ощущение описывается как покалывание, начинающееся в макушке и распространяющееся вниз по шее и конечностям. Оно возникает волнообразно и сопровождается чувством эйфории.
Интерес к ASMR резко вырос за последние десять лет с момента закрепления термина. Тот шепот, который появился на площадке YouTube в 2009 году, сейчас стал вирусным.
Начало Алайны Кастильо и ASMR в музыке
Тренд шуршания упаковок, интимного тихого голоса и постукивания ногтей о микрофон не стал ограничиваться своей позицией и приступил к завоеванию музыкальной ниши YouTube-площадки. Этим мы обязаны девушке по имени Алайна Кастильо из Хьюстона. В возрасте 19 лет она уже достигла того, что большинство взрослых считает подростковой мечтой: собрала десятки миллионов просмотров. Только за последние 6 месяцев количество ее подписчиков в TikTok выросло до 1,7 миллиона.
Впервые свой дар к пению она обнаружила, посещая хор местной церкви. Позже она создала свой канал на YouTube и выкладывала туда каверы на известные песни. Когда Алайна заметила, что ASMR набирает популярность, то решила развить эту тенденцию собственным путем:
«Я хотела найти способ превратить тренд во что-то свое, что и сделала. Я подумала: а что насчет пения «a capella» песни Билли Айлиш?»
В одном из своих первых видео под названием «Sing You To Sleep [ASMR] — Billie Eilish Style» она успокаивает публику нежным и тихим исполнением песни, постукивая ногтями по бутылке и чехлу для телефона.
ASMR был стартовой площадкой. С этого момента Алайна уже начала публиковать оригинальные треки на канале. А за несколько месяцев она собрала тысячи подписчиков и привлекла внимание руководства Fine Group Entertainment. Каждый месяц девушка летала в Лос-Анджелес, где в конце концов начала сотрудничать с RØMANS — известным автором песен и продюсером. С этого момента ее карьера была настроена исключительно на успех.
Музыкальный стиль девушки вышел за ограниченные жанровые рамки. Она холодная, немного угрюмая, новаторская и завораживающая. Неудивительно, что ее поддержала новая программа Spotify RADAR, деятельность которой направлена на помощь развивающимся артистам.
Что самое интересное, своим ростом и головокружительным успехом Кастильо обязана именно сообществу ASMR. Это подчеркивает то, насколько тренд начал проникать в современную поп-музыку: понятие стало синонимом воркующего и душевного вокала. Возможно, YouTube мог бы быть создан специально для артистов ASMR. Они собрали действительно многочисленную аудиторию и стали крайне популярными.
Читать по теме: «Сервис дня: YouTube-канал с записями прогулок под дождем в крупнейших городах мира»
Всеобщее перешептывание
Певцы перешептывались на протяжении десятилетий. Вспомним, например, как Джейн Биркин ворковала в «Je T’aime» или стихи Бьорк в «It’s Oh So Quiet». Однако в ASMR и той части поп-музыки, на которую он повлиял, есть характерная сонливость и бесспорная индивидуальность.
Билли Айлиш, возможно, самое громкое имя в музыке на данный момент — и ее тоже можно отнести к суперзвездам ASMR. Способ записи у нее абсолютно особый. Надев наушники, ты можешь услышать в треках отдельно все инструменты. Такая многослойность — прием, который часто используют в новомодном тренде, когда находят особо приятный звук.
Несколько артистов отдали дань уважения Билли, переосмыслив ее альбом «When We All Fall Asleep, Where Do We Go?». Звукозаписывающий лейбл обратился за мнением к популярной практикующей ASMR Гиби — как и многие, она отказалась раскрывать свое настоящее имя. Девушка прокомментировала:
«Звук Билли точно имеет определенные свойства ASMR. Основными аспектами являются ее музыка и нежный, расслабляющий вокал, передающий личную связь».
По мере роста и повышения уровня осведомленности культура находит тренд повсюду. Можно проследить даже его преднамеренное использование в повседневной жизни. Например, ASMR с 2018 года используется в рекламе: McDonald’s выпустил ролик с использованием этого эффекта. Компания Michelob ULTRA Pure Gold Super Bow — еще один яркий пример. В рекламе алкогольного продукта снялась Зои Кравиц; она делает упор на звуках чоканья бутылками, шумно ставит их на стол и закручивает крышку. Это довольно простые действия, однако зрители видят и чувствуют, каково это — налить себе стакан пива и ждать образования мягкой пены.
Lush Cosmetics в сотрудничестве с влиятельным лицом ASMR Darling — Тейлором Дарлинг — создали рекламу своих суперуспокаивающих продуктов с добавлением лаванды. Возможно, мы бы никогда не обратили внимание на звуки процедуры ухода за кожей, однако реклама позволяет восполнить этот опыт. Мягкий шепот, рассказывающий о продукте, шипение воды и постукивание ногтями по шарикам для ванны — все это оживляет рутинный уход. Некоторые эксперты полагают, что влияние тенденции на более широкую культуру, вероятно, со временем станет более выраженным. Пение Алайны Кастильо может быть только первым шагом в огромном пути.
Применение ASMR в современной поп-музыке создает особую связь со слушателем и оказывает расслабляющий эффект. Правильное и широкое использование этого приема в культуре и обычной жизни, например в парикмахерских, спа-салонах, в кино или сериалах, может стать очень популярным и сильно действующим на публику.