Без рубрики
05 апреля, 2021

Пассивность, томность, сила и сексуальность: искусство об идеалах женской красоты

Как история искусств формирует нормы идеального женского тела.

Художники веками питали вдохновение в своих музах. На полотнах появлялись образы жен, любовниц и подруг юности. Завораживающие тонкости женских тел менялись вместе с обществом и направлениями в искусстве. Изображения, начиная с эпохи ренессанса и заканчивая модерном, не просто показывают нам то, как выглядело женское общество, но и формируют представление об идеалах красоты, которые непрерывно менялись десятилетиями.

Давай помечтаем


Представь, что ты — Бог, трудящийся над задачей сотворения первой женщины, которую будут сравнивать со всеми остальными. Скорее всего, ты будешь разочарован, ведь известно, что физическая красота — нестабильный набор контуров, словно конструкция, которую можно менять так, как угодно творцу. Как бы ни разнилось представление каждого о женской красоте, она имеет свои общие очертания. История предоставляет нам хронологическую запись идеалов, которые женщины должны были воплощать в разных культурах, на разных континентах. Эти «правила» почти полностью были выработаны мужчинами.

Все начиналось с религиозных сюжетов. В Равенне в старинной церкви Сант-Аполлинаре-Нуово можно обнаружить мозаику, ее сюжет относят к Шествию Пресвятой Девы и Мучеников. Здесь тела — не фокус, а скорее способ перенести зрителей в религиозную атмосферу. Картина живописца Понтормо «Встреча Марии и Елизаветы» представляет более динамичные и живые образы, в отличие от мозаики в Равенне. В их «контакте» преобладают мягкость, материнская любовь и сострадание, словом — картина более четко передает эмоциональную составляющую образов. 

Мы, как общество, глобальное или национальное, практически всегда придумываем или находим себе версии совершенства и стремимся переделать себя по их образу, и неважно, картина это, фотография или фреска. 

Пассивность и сила


Отправимся в Египет, примерно в 1350 год до нашей эры во дворец Царицы Нефертити. Ее часто изображают с красной или синей краской вокруг глаз и накрашенными губами. Эти элементы говорят о стремлении к совершенствованию и украшению себя, не имеющем отправной точки. Тенденции к постоянно меняющемуся взгляду на моду предшествуют любым другим культурным предпочтениям. Пример Египта, возможно, стал особенно влиятельным на Западе в 1920-е годы.

Не всегда женщин описывали пассивно, наоборот, было время, когда образы отличались силой и воинственностью. Обратимся к Афродите и ее многочисленным копиям. Их было так много, потому что она представляла собой воплощение женской красоты для классических греков. Для нас царица — действительно оригинальная западная модель, образ женщины как богини. Однако это не всегда так, например, часть мозаики, которую нашли на вилле Романа-дель-Казале на Сицилии и назвали «Девушки в бикини», показывает дам как спортсменок.

В Индии супругу Шивы, Парвати, обычно наделяли широкими бедрами, большой грудью и пухлыми губами. Хотя эта чувственность была более явной, чем, например, у западной Венеры, она также была неспешной и наполненной нежностью, достоинством и грацией.

Здесь стоит упомянуть Артемизию Джентилески, несомненно, самую известную художницу эпохи барокко. Также считается, что она — первая представительница феминизма в истории искусства. «Спящая Венера» представила миру совершенное другое видение тела. Ее извилистые формы, которые покрывает только легкая ткань, располагаются на красно-золотой подушке, а Купидон обмахивает ее яркими павлиньими перьями. Тело, изображенное художницей, не могло не понравиться зрителям: показное, приятное и полностью идеальное. Несмотря на то, что ее исполнила женщина-художница, главная идея здесь мужская. Девушка — пассивна, что проявляется в мягкости, почтительной позе и расслабленности. 

«Три грации» в классической мифологии также олицетворяют идеал женской красоты. Для Возрождения это означало то, что тогда полная фигура поощрялась обществом. Хотя они и воплощали в себе чувственность, их фигуры сейчас не кажутся слишком сексуальными. Намного ярче, чем любые импрессионисты-авангардисты, художник Бугро отразил женский идеал среднего класса европейского общества конца 19 века, представив модель как соблазнительницу. 

В 1979 году художник и фотограф Роберт Мэпплторп обратил внимание на победительницу первого женского чемпионата по бодибилдингу, Лизу Лайон. Конечно, такая мускулистая женщина вызывала удивление, общество не привыкло видеть тело девушки как безупречный монолит. Бодибилдерша долгими тренировками добивалась такого эффекта и породила феминистический дискурс в 1980-х. Мускулы начали воспринимать как доспехи, в которых заключены сила и мощь. Сегодня мы бы вряд ли обратили на нее столько же внимания, ведь она не сильно бы выделялась в спортзале. Фотограф передал ее образ почти что в греческом стиле, но он не сделал упор на женственность или нежность, наоборот, показал силу и независимость. 

Зеркало современного идеала


В последние годы силы, формирующие идеалы красоты, как мужской, так и женской, значительно изменились. Женщины сами пересматривают идеалы, к которым им стремиться, стили, которые им удобны. Сейчас, помимо самых главных икон красоты, что нам диктуют СМИ, есть самые разные понимания темы.

Около 150 лет назад женщины носили под платьями корсеты, подчеркивая талию и бедра. Также в разное время полнота считалась базой идеала, а уже в 60-х в ходу была худоба, которую мы ассоциируем с Твигги. Если до появления актрисы на экранах излишняя стройность была символом болезни, то в после, стройное телосложение стало проявлением силы, бегства от идеализированной фигуры предыдущих поколений, а также ассоциировалось с невинностью и беззаботностью. Далее наступила эра потребительства, частью которой, безусловно, являются всякие диетические причуды, расширившие вариативность улучшения своего тела. А в 80-е и 90-е к список дополнила пластическая хирургия и другие вмешательства: увеличение груди, ягодиц, пластика носа, загар и ботокс.

На фотографии 2004 года Боба Мартина «Серена» теннисистка Серена Уильямс бросила вызов и пересмотрела нормы женского телосложения, позволив более крупным и развитым телам соревноваться на эстетической арене с идеалом стройности. А современный художник Кассилс из Монреаля — один из немногих, кто пересмотрел и исследовал эстетическую привлекательность мышц, подчеркивая их функциональность.

Если искусство, к которому сейчас относят практически все, вплоть до оформления блога в Инстаграме, является зеркалом души, то оно едва ли сможет отразить проявление женской красоты последнего десятилетия — настолько сейчас неоднозначно относятся к этому понятию. 

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: