Они задают вопросы не учителю, родителям или энциклопедии, а поисковым строкам. Дорогу ищут по навигаторам, а за покупками больше не ходят в магазин. Современное поколение, которое никогда не расстается со смартфонами, называется «digital natives» или «цифровые аборигены».
Аборигены и иммигранты
Термин «digital natives» связан с людьми, воспитанными цифровыми технологиями. Понятие часто используется в качестве синонима к «миллениалам» или к представителям поколения Z. На самом деле, не каждый молодой человек является цифровым аборигеном, поскольку не все имеют такой легкий доступ к широкому спектру современных девайсов.
Понятие «цифровой абориген» и «цифровой иммигрант» в 2001 году ввел Марк Пренски, прославившийся как писатель и оратор в вопросах образования. Он утверждает, что у детей, имеющих открытый и постоянный доступ к Интернету, совершенно другие потребности в обучении, нежели чем у иммигрантов, которые, в силу обстоятельств, вынуждены подстраиваться под ситуацию, и плотно связывать свою жизнь и рабочую деятельность со смартфонами. Они думают и обрабатывают информацию иначе, чем представители других поколений.
Точку зрения Марка общество приняло достаточно противоречиво. Это способствовало возникновению споров о том, меняет ли воспитание с использованием смартфонов и лэптопов на способность ребенка функционировать среди «живого» общества, и воспринимать информацию из других источников, например, печатных книг. Другие специалисты в области психиатрии такие, как доктор Гэри Смолл, выдвинули предположение, что их мозг работает иначе, как следствие непрекращающегося воздействия новых видов стимулов, которые создают цифровые интерфейсы.
Безусловно, старшее поколение критикует эти мнения, воспринимает их как то, что подпитывает всеобщее опасение о том, что молодежи уже нанесен непоправимый ущерб: они будут сильно отличаться друг от друга и потеряют способность коммуницировать с другими людьми. Это мнение также подтверждает психолог и профессор Пол Киршнер. Он убежден, что вера в исключительность и уникальность аборигенов вредит им, а не дает преимущества в обществе.
Причина по которой уникальность поколения вызывает такой массовый интерес как в обществе, так и среди специалистов и ученых, — очевидна, поскольку его развитие говорит о взлетах и падениях. Тяга к самостоятельности, дух авантюризма и бунтарства среди цифровых аборигенов постепенно стихают. Их досуг, свободное время и мировосприятие значительно отличаются.
Что формирует «digital natives»
В 2008 году начался мировой экономический кризис, который бесспорно отразился на миллениалах и постмиллениалах. Им пришлось расти и формировать личность в непростых условиях, отличающихся от привычных. Постепенно увеличился процент тех, кто владеет мобильными телефонами и другими гаджетами. А возникновение на рынке продукции Apple определило судьбу цифрового поколения.
Смартфоны изменили практически каждый аспект молодого поколения, начиная с навыков общения, закачивая обучением и процессом развития. В любом месте, где свободно работает вай-фай, жизнь подростков значительно отличается. Закрытые двери комнаты и одиночество — теперь не проблема. Цифровые люди не стремятся быстрее «повзрослеть» путем потребления алкоголя или рано начавшейся половой жизни, об этом говорит и статистика. В Соединенных штатах Америки случаи беременности среди подростков снизились на 67% с начала 90-х. Доктор Элиз Берлан уверена, что эти показатели говорят о феноменальном спаде количества родителей-подростков. За ним стоит не только повышенная осведомленность о необходимости контрацепции, но и совершенно другие предпочтения молодежи. Технологии изменили основные привычки и внутренний мир. Если отрыв на закрытых вечеринках был показателем «крутизны», то у «digital natives» другие стандарты и предпочтения: каждый шаг, ведущий к популярности, теперь отражается в социальных сетях.
Изменились также и отношения среди подростков. Практически каждое сетевое взаимодействие основывается на лайках, просмотрах, а иногда выливается в буллинг или другой вид киберзапугивания, который приводит к симптомам депрессии, тревожности и нестабильности психики. Типичная встреча друзей в кафе теперь выглядит так: каждый занят своим смартфоном, лайками, сообщениями и репостами.
Для цифровых аборигенов приобретение новых знакомств не ограничивается школой или соседями — многие заводят их в Интернете. Порядка 57% подростков в возрасте от 12 до 17 лет «нашли» друга именно в онлайне. 29% опрошенных указали, что имеют более 5 друзей, с которыми общаются исключительно в сети. А количество тех, кто встречается с приятелями каждый день снизилось на 40% в 2015 по сравнению с началом века. Интернет — безопасная площадка для общения, источник информации и развлечения.
Мифы и легенды
Бэби-бумеры и поколение X высказывают беспокойство о том, кем станут «digital natives», когда вырастут, поскольку у них абсолютно иные привычки, коммуникативные навыки и взгляд на мир. Вследствие этого волнения и непонимания «философии» людей цифрового мира появляется все больше мифов. Исследовательница Кейт Майер выявила три основных заблуждения, которые возникли вокруг аборигенов. Первый и главный страх вызван их недостаточными социальными навыками и склонностью отдавать предпочтение цифровому общению. Может показаться, что повзрослев, и попав в реальный мир оффлайна, они окажутся в тупике. Это не так.
Изучение вопроса и опрос среди пользователей смартфонов Pew Research Center выявил, что молодежь совершает примерно столько же голосовых звонков, сколько отправляет текстовых сообщений. Это говорит о том, что молодые люди не заменяют общение голосом с помощью текста из-за инстинктивного страха перед общением с реальным, живым человеком. Кейт Мейер провела интервью с подростками, некоторые из которых высказали желание разговаривать с живым человеком по телефону или лично.
Второе заблуждение касается многозадачности. Некоторые взрослые верят, что представители «digital natives» более эффективно выполняют сразу несколько задач, поскольку выросли в сильно перегруженной информацией среде. Однако частое и резкое переключение между деятельностью сильно увеличивают когнитивную нагрузку и вынуждает каждый раз переориентироваться. Это приводит к негативному воздействию на человека, выгоранию и быстрой растрате внутренних ресурсов. Соответственно, многозадачники на самом деле менее эффективны, чем ожидает общество, и это приводит к стрессу.
Последний распространенный миф состоит в том, что дети цифровых технологий имеют врожденное знание о всех устройствах и способны обучать работе с ними или заниматься починкой. Конечно, они гораздо лучше и быстрее ориентируются в поиске, хэштегах, регистрации и других базовых элементах, но молодежь не лучше взрослых разбирается в сложной структуре сети, в IT или в сетевом этикете.
Цифровые аборигены действительно отличаются от других групп, но их появление — естественный ход формирования общества под воздействием современных технологий.