VR-терапия — современный метод, направленный на лечение психологических расстройств. Рассказываем о том, как появился метод и к чему привели эксперименты с использованием инструментов виртуальной реальности.
Виртуальная реальность и борьба с фобиями
Первые эксперименты, связанные с возможностями виртуальной реальности, были проведены еще в конце XX века. Довольно популярна история Криса Клока — студента института Джорджии, которому в ходе эксперимента предлагалось надеть на голову дисплей, имитирующий нахождение в трехмерной среде. Крис Клок до ужаса боялся высоты.
Прототип будущего шлема виртуальной реальности помогал воссоздать эффект нахождения на вершине небоскребов и многих других мест, что должно было помочь пациенту преодолеть страх перед высотой. Результаты эксперимента подтвердили эффективность нового метода — по крайней мере, тревожность участников снизилась. Многие из них перестали бояться высоты, как это было раньше.
Что такое VR-терапия
VR-терапия — это метод, который помогает пациентам противостоять стимулам, вызывающим у пациента тревогу. Для этого в ходе подобной терапии визуализируются сами стимулы. Изначально казалось, что подобный метод может служить только в качестве развлечения, но это оказалось далеко не так.
Терапия виртуальной реальности помогает в точности контролировать ситуацию. Например, если человек страдает страхом полетов, то с помощью VR-шлема такая ситуация может проигрываться столько раз, сколько пациенту понадобится. При этом VR-терапия показала эффективность не только при лечении фобических расстройств, но также применяется для лечения депрессии, разных видов зависимости, СДВГ, боли, аутизма, болезни Альцгеймера, черепно-мозговых травм и т.д.
Помимо прочего, VR-терапия также используется для того, чтобы снизить постоперационную боль у пациентов. VR-терапия — это иммерсивный метод лечения, который похож на современную вовлекающую видеоигру. Предполагается, что в будущем этот метод будет более широко доступен. Помимо VR-шлема могут быть также использованы датчики для отслеживания движений пользователя, движений глаз, тактильные перчатки и устройства имитации запахов.
Автоматизированные виртуальные сценарии вместо психотерапевта
Одна из основных проблем внедрения VR-технологий — недостаток квалифицированных кадров, которые будут способны использовать VR-терапию как основной метод лечения. Многие психотерапевты выступают против подобных инноваций, поскольку привыкли к работе по старинке.
Опять же многим пациентам было бы удобнее пользоваться подобными методами, не выходя из дома. В связи с этим планируется разработка автоматизированных VR-процедур с терапевтическим эффектом. Благодаря встроенному в программу аватару реальный терапевт не потребуется на время сеанса.
Не так давно вышла новая автоматизированная программа под названием gameChange. В ее основе лежит метод когнитивной терапии, визуализированный в виртуальной реальности. Программа предназначена для снижения симптомов агорафобии, которые нередко испытывают люди, страдающие шизофренией.
Раз в неделю участники программы занимались с виртуальным психологом в виртуальной среде, имитирующей нахождение в кафе, магазине, автобусе, баре, больнице и прочих местах. Всего в эксперименте приняли участие 246 человек. По результатам эксперимента, VR-терапия помогла снизить тревогу и стресс. Особую эффективность программа показала в случаях тяжелой агорафобии.
VR-терапия при лечении ПТСР
В 2004 году исследователи Риццо и Ротбаум решили создать метод для лечения ПТСР у ветеранов, которые принимали участие в военных действиях. Для этого было решено создать виртуальный Ирак и Афганистан. Основная цель — это имитация опыта ветеранов, чтобы противостоять травмирующим событиям и пережить их.
Психологи могли регулировать виртуальные сценарии, а также настроить время суток, звуки и прочие параметры, чтобы человеку было легче представить себя участником виртуальных событий. Современная версия этого сценария разрабатывалась при поддержке армии США — в 2011 году вышла версия BRAVEMIND.
Со временем сценарии обновляются. В ходе дальнейшей работы исследователи адаптировали эту технологию для облегчения симптомов ПТСР у жертв сексуальной травмы и планируют дальнейшее расширение программы. Помимо этого, система предназначена для диагностики ПТСР и предотвращения симптомов.
Программа BRAVEMIND уже внедрена в 15 медицинских центрах США. В будущем эта цифра может значительно вырасти.
Вывод
В будущем VR-терапия может войти в регулярную практику многих стран. Преимущества этой технологии очевидны: предполагается, что VR-методы могут распространяться бесплатно в будущем, чтобы каждый нуждающийся мог пройти необходимую ему программу.
Читай также: