Феминизм у большинства ассоциируется с протестами 60-х годов прошлого века, с первой и второй волной, а его активный расцвет — с последними десятилетиями. Но попытки отстаивать женщин свои интересы прослеживаются в позднем средневековье.
Сильнейшие женщины средневековья
Конечно, все слышали о Жанне Д’Арк или Элеоноре Аквитанской, но на самом деле в средневековье существовало достаточно женщин, которые заявляли о своих феминистских взглядах в тот период, когда вся власть доставалась мужчинам.
Хросвита из Гандершейма назвала себя «сильным голосом». Она стала первой женщиной-драматургом в истории, прославлявшей женщин: от сильных личностей из высшего общества до проституток. Но ее работы игнорировались обществом и не воспринимались всерьез долгое время. Писательница была христианкой, но не смогла принять идею того, что женщины слабы по определению, а их мнение никогда не учитывается. Так, поэтесса представила свое видение и восприятие женского общества как обладающего силой самоопределения и свободы воли. Она пишет об их храбрости, стойкости и остроумии. Этот взгляд — очень прогрессивный для того времени, кроме того, Хросвита не обошла стороной и мужчин, показав их в своих произведениях как слабых эгоцентриков, подверженных плотскому искушению.
Кристина Пизанская — еще одна яркая защитница женских интересов средневековья, поначалу она занималась копированием рукописей, но потом пришла к карьере первой в Европе профессиональной писательницы. Она точно так же бросила вызов женоненавистникам в литературном мире. В своей главной работе «О Граде женском» писала о вымышленном городе, который заселяют только женщины, а управляет ими Дева Мария. Кристина уверена, что девушки способны создать свой собственный идеальный мир с уникальной культурой, политикой и наукой без помощи со стороны мужчин.
Средневековая скандальная феминистка
В средневековом обществе религия определяла вектор жизни человека. Людям под страхом Божьего суда рекомендовали отказываться от разврата, но, несмотря на заветы, общество не пренебрегало сексом, даже откровенные разговоры в светских кругах были вполне нормальны, а страсть и необузданные инстинкты, запрещенные церковью, вытекали в использование эротических иллюстраций к рукописям. В то время, когда о гендерном равенстве не могло идти и речи, именно женщин считали более похотливыми. Они были виноваты в том, что мужчины становятся на неверный путь. А религиозные художественные сюжеты стали способом распространения обязательной модели поведения женского общества, к которой они должны были стремиться.
Стэнфордский историк Паула Финдлен посвятила много времени исследованию текстов периода итальянского Возрождения и обнаружила, что писательница Гверфул Мешан была увлечена феминизмом и дала отпор валлийскому барду Дафидду ап Гвилиму и его поэме, восхваляющей пенис, «Cywydd y gal», написав «Cywydd y Cerdor» или «Оду влагалищу».
Конечно, в то время феминизма не существовало, более того, в период расцвета творчества Мешан уже вовсю шла охота на ведьм. Гверфул писала такие откровенные стихи и громко заявляла о своей позиции в патриархальном обществе из-за своего социального положения: ее отец был членом благородной семьи, что дало ей уверенность и авторитетную позицию.
Голос общества
Мешан восхваляла женщин и осуждала мужчин за их высокомерие и игнорирование противоположного пола. Поэтесса была недовольна тем, что общество восхищается самыми банальными вещами: волосами, грудью, талией и глазами. Она считает, что единственная вещь, которая действительно стоит внимания — именно влагалище, благодаря его детородной функции и интимности, скрытости от глаз и невероятному могуществу. Ее произведение стало известным в творчестве, воплощающем темы и ценности женского общества.
Сатирические, религиозные, сексуальные и юмористические стихи сделали творчество Мешан вневременным. Поэтесса писала в основном о женской сексуальности, эротике и домашних проблемах того времени, когда права женщин не существовали вовсе. В произведении, адресованном ревнивым женам, Гверфул открыто говорит о своей тяге к сексу, воспевает плотские удовольствия без какого-либо намека на скромность и оплакивает тот факт, что женщины не могут «делиться» своими мужьями с другими. Для нее собственничество — жалкое зрелище. Она пишет:
Но эти проклятые жены такие респектабельные,
Не откажутся от своих восхитительных членов.
Представители церкви всячески поощряли мужчин и женщин сдерживать свою похоть и предаваться ей только в целях продолжения рода, для Гверфул Мешан это звучало достаточно угнетающим, а одним из главных показателей свободы была сексуальная жизнь. Можно предположить, что творчество Мешан было запрещено или изолировано от высшего общества современников мужчин и женщин, но это не так. Публика ценила ее открытость и дерзость, а коллеги-мужчины считали равной себе. Возможно, признание объясняется именно ее социальным статусом. Кроме того, стихи не были распространены в низших слоях общества.
Ее поэзия заинтересовала ученых и современных читателей не только потому, что она, по сути, стала одной из первых женщин-феминисток, но и из-за большого количества работ, которые сохранились и дошли до нас. Кроме того, творчество было совершенно непохоже на то, о чем писали ее современники-мужчины. Как говорит Кэти Грамич в своем предисловии к сборнику стихов Гверфул Мешан, поэтесса уверена в своем собственном мастерстве и мнении, она абсолютно независима от общества. Именно поэтому эта работа все еще так актуальна.