Культура
23 февраля, 2022

Жизнь в доме на колесах: что такое вэнлайф

Свобода, жизнь в моменте и нонконформизм - часть эстетики жизни в фургоне. Расскажем о вэнлайферах, и ты поймешь почему с каждым годом их становится все больше.

Жизнь в фургоне превращается в стиль жизни — сегодня трейлеры на колесах распространены не только в Европе, но и в России.

В статье мы расскажем, что такое вэнлайф и почему миллениалы сделали из него культ.

Что такое вэнлайф и как он зародился


VanLife, или дословно «жизнь в фургоне» — это проживание на природе в специально оборудованном транспортном средстве — пикапе или автобусе, а заодно и особый стиль жизни, объединивший сотни тысяч людей по всему миру.

Считается, что идея жить в доме на колесах впервые появилась в XIX веке у шотландского врача Викторианской эпохи Уильяма Гордона Стейблса. Он смог оборудовать свой экипаж так, что в нем находился умывальник, диван-кровать, небольшой столик и даже масляная плита.

Свою «гордость» Стейбс назвал «Странником», который впоследствии стал прототипом будущих минивэнов. Конечно, такой повозке было далеко до современных фургонов, она была слишком тяжелой, и экипаж (грузовую повозку) то и дело приходилось вытаскивать из очередной канавы спутникам доктора. Но несмотря на все подобные неприятные моменты, начало этой затеи было положено.

О детище Стейблса узнали многие американские предприниматели, и уже с начала XX века начали выпускать в свет автомобили с дополнительным оснащением. Знаменитые дельцы того времени, Генри Форд и Томас Эдисон, ежегодно с 1915 по 1924 годы устраивали «автокемпинги», во время которых путешествовали на машинах марки Ford.

Первые фургоны для автопутешествий


Но настоящий рассвет и популяризация жизни в фургоне начинается в 1960-е. Одним из первых узнаваемых фургонов стал разрисованный вручную Volkswagen T1. В дальнейшем он стал символом культуры хиппи. Главным достоинством этого автомобиля стало то, что его салон легко можно было переоборудовать в пригодное место для сна, устелив сиденья коврами.

В СССР специальных фургонов на тот момент еще не было, зато была культура автопутешествий: на «москвичах» или «жигулях» туристы отправлялись на природу и жили в палатках.

А уже в 1973 году в Перми началось серийное производство туристических прицепов «Скиф». На стоянке его можно было трансформировать в палатку, в которой могли свободно находиться трое взрослых и столько же детей.

Спустя 20 лет в России появились родео-басы – машины, которые переоборудовали из микроавтобусов «ГАЗель». По габаритам они были вполне удобными для проживания, но для постоянной жизни не подходили – в них не было необходимого оснащения, например, того же санузла.

Не просто жизнь в фургоне, а вэнлайф-движение


За 150 лет хобби шотландского доктора превратилось в целое движение, где вэнлайферами называют людей, покупающих прицепы, микроавтобусы, фургоны и машины с другими типами кузова для жизни в дороге.

По мнению С. Лукаса Вальдеса, владельца калифорнийской компании GoWesty и крупного продавца запчастей для фургонов Volkswagen, вэнлайф имеет ту же богемную эстетику и менталитет, что и культура серфинга двадцатилетней давности, поскольку у них есть общие ценности: свобода, жизнь в моменте и нонконформизм.

«Очень много людей отождествляют себя с культурой, одеждой, складом ума серферов, но, вероятно, только десять процентов из них занимаются серфингом», — рассказал он.

Эстетика вэнлайфа

Вэнлайф-движение – это явление, заметное и в социальных сетях. Несколько лет назад в соцсетях появился хештэг #vanlife, который смог набрать сегодня больше 12 миллионов публикаций со всех уголков мира.

Нажав на него, ты можешь встретить разнообразные фотографии, которые никак не связаны с транспортными средствами – это и звездное небо, пальмы, костры, девушки, занимающиеся на природе йогой, и даже снимки океана.

Иными словами, все это — олицетворение культуры активного отдыха с элементами жизни хиппи, свобода от пятидневной тирании на офисной работе и возрождение интереса к поездкам по самым красивым уголкам земного шара.

Вэнлайф и стиль жизни


Растущие возможности для обозначения этого движения, его шарм и эстетика, популяризация в соцсетях позволили людям, которых называли бездомными скитальцами, превратить свои путешествия в медиапродукт.

Многие вэнлайферы называют свои поездки «проектами» и используют в своих описаниях термины, понятные лишь потенциальным спонсорам. Часто минивэнщики становятся блогерами в YouTube, где рассказывают о своих путешествиях и зарабатывают себе на жизнь рекламой.

Что характерно, аккаунты жителей в фургоне принадлежат молодым, привлекательным, гетеросексуальным парам, которые на фотографиях представлены как счастливые влюбленные, выбравшие путь изучения мира и познания себя.

По мнению Рэйчел Монро, автора колонки в The New Yorker, вэнлайф-сообщество часто кажется «миллениалами, живущими остатками фантазии бэби-бумеров: Volkswagen, мода в стиле нео-хиппи, ретрогендерная динамика». И с этим сложно не согласиться.

Вэнлайферы и ген бродяжничества


Многие исследователи в области психологии и генетики выявили, что склонность к жажде перемещения и сокращению контактов с окружающими вызван из-за так называемого «гена бродяжничества».

Дэн Скотти, автор статьи «Elite Daily», уверен, что некоторые люди рождены, чтобы всегда путешествовать, потому что обладают одним или совокупностью определенных генов.

Именно ген DRD4-7r, по мнению доцента кафедры психиатрии и человеческого поведения Университета Браун Джона Макгири, может быть связан с жаждой странствий и встречается только у 20% населения Земли.

Помимо этого было зафиксировано, что это ген отвечает за образование СДВГ — синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Что характерно, вэнлайферы нередко выбирают жизнь в фургоне из-за склонности к отшельничеству, нелюбви к контактам с большим количеством людей, отсутствием признания со стороны сверстников, а также страсти к долгим путешествиям.

Дэвид Добс из «National Geographic» предположил, что ген DRD4-7R придает своим носителям любовь к риску, исследованию новых мест, идей, еды, отношений, наркотиков или сексуальных возможностей, а также постоянную подвижность, тягу к переменам и приключениям. В материале также была описана субкультура хиппи, идеи которой схожи со взглядом на мир вэнлайфеоров.

Среда обитания вэнлайферов


Минивэнщики и культура roadtrip — настоящее американское достояние. Движение жизни в дороге культивируется среди молодого поколения американцев. Вэнлайф популярен не только в Америке, хотя там это движение получило наибольшее распространение, приглянулся подобный лайфстайл и жителям из Европы, Австралии и Канады.

Чаще всего люди, живущие в домах на колесах, останавливаются в национальных парках, заповедниках, горах и пустынных пляжах – то есть в местах, которые нетронуты человеком. При этом, несмотря на тягу к уединению, минивэнщики редко отправляются в захолустье, где отсутствует сотовая связь и интернет.

Хотя вэнлайферы всегда стремятся к объединению с природой, в современных реалиях нельзя обойтись без заправочных станций и продуктовых магазинов. Поэтому одним из популярных маршрутов в США является путешествие вдоль побережья Калифорнии. Он примечателен тем, что у странников есть возможность увидеть штат, не потратив при этом большие суммы на экскурсии и проживание в отелях.

В Европе популярны маршруты в ее центральных и западных частях, а именно все визовое пространство Шенгенской зоны, которое так привлекает минивэнщиков, чтобы ехать только вперед и получать удовольствие от вида и атмосферы.

Американский и русский вэнлайф


В США минивэны есть почти у 11% семей, что обеспечивает им доступный и демократичный способ отдыха и жизни. Например, в 2008 году из-за серьезного экономического кризиса0 многие американцы были вынуждены перебраться в фургоны и жить на колесах.

Для одних в то время это был способ сохранить сбережения, а для других – выжить. В связи с этим в Америке появился целый социальный слой, который состоит из малоимущих граждан, путешествующих на автодоме не ради жажды приключений и новых впечатлений, а из-за отсутствия возможности заработать на полноценный дом или квартиру.

В России же фургоны рассматриваются сегодня скорее как развлечение для состоятельных людей, которые тем самым хотят разнообразить свой туристический досуг.

Это связано с тем, что в стране нет необходимой инфраструктуры — заправок, электростанций для подзарядки домов на колесах, и, к тому же, стоимость фургона для большинства слишком высокая. Несмотря на это, вэнлайферы существуют и в России, а также они довольно часто съезжаются на два крупных фестиваля — «Русские дороги» и Hello Camper.

Стоимость жизни на колесах


Как мы уже сказали, стоимость хорошего фургона не дешевая, а ведь его еще надо красиво раскрасить, позаботиться об интерьере и не забыть приобрести аксессуары, чтобы воссоздать ту самую атмосферу из Pinterest. На одни только украшения в совокупности может уйти больше 200 тыс. рублей.

Цена на готовый хипстерский фургон в среднем начинается от полумиллиона рублей. Но можно найти и более скромный вариант – всего за 150-300 тыс. Начинающие путешественники стараются потратить на минивэн как можно меньше. Если же речь идет о полноценном доме на колесах, то для того, чтобы приобрести его, нужно отложить несколько миллионов.

В Европе и Америке цена на оборудованный по всем стандартам современный дом на колесах начинается от 60 тыс. евро или от 5 млн. рублей. Можно найти и более бюджетные подержанные варианты от 30 тыс. евро или от 2,5 миллионов рублей.

В России современный автодом тоже обойдется в среднем в 4-5 млн рублей. Если бюджет позволяет, вэнлайфер может присмотреться к таким автодомам, как Xgo Dynamic, 22P Renault Master, Hobby Vantana K55.

Но не стоит забывать и о расходах на топливо и воду, продукты питания, услуги кемпинга и другие непредвиденные траты, на которые придется тратить еще 50 тыс. руб. ежемесячно.

Однако есть возможность просто взять в аренду фургон, если появилось желание отправиться только в одно путешествие и создать контент-план на месяц вперед, а не кардинально изменить свою жизнь. Цена аренды фургона в среднем колеблется от 50 до 70 тыс. руб. в месяц.

Присоединиться к вэнлайф-движению можно довольно легко, купив себе фургон, но главный вопрос – это не покупка минивэна, а финансирование своей богемной жизни в нем.

Читай также:

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: