В Международный день левшей мы решили подготовить материал о феномене леворукости. В нем мы развенчали (и подтвердили) пару мифов, узнали, как эта особенность формируется, выяснили, чем чреваты переучивания доминирующей руки у детей, и попытались понять, как живется леворуким людям в «правом» мире.
Феномен леворукости
Разделяют генетическую леворукость и компенсаторную, которая наступила в ходе травмы доминирующей руки. Иными словами, ребенок мог сильно поранить правую руку, а потом переучиться на левую.
Леворукость — это не отклонение от нормы. Она предусмотрена генетически. Вот что об этом говорит нейропсихолог Наталья Семенова:
«Есть и животные-левши, например белый медведь. Это разнообразие природы для того, чтобы была выживаемость, это генетически запрограммированная вещь».
Профессор психологии Клэр Полак связывает большое количество правшей в мире с эволюционным процессом. Левое полушарие в мозге отвечает за действия правой руки и речевой контроль. Естественный и эволюционный отборы способствовали тому, что люди тысячелетиями использовали правую руку (и левое полушарие) для письменности. В итоге примерно 85% населения Земли — праворукие. В то время как леворуких людей в мире, по разным подсчетам, от 5% до 15% процентов. При этом существуют амбидекстры — люди, способные управляться обеими руками. Их в мире всего 1%.
Ученые до сих пор не уверены в том, почему рождаются левши. Но в 25% случаев за это точно отвечают гены. Иногда это передается по наследству, но не так же часто, как интеллект или рост.
«Даже у однояйцевых близнецов могут быть разные доминантные руки», — говорит Рональд Йео, профессор психологии Техасского университета в Остине.
Гениальность левши
«У левшей более «подвижный» интеллект и вместительный словарный запас, нежели у правшей. Возможно, именно поэтому процент левшей выше в творческих профессиях — таких как музыканты, художники и писатели. Хотя у левшей хуже память, они справляются с некоторыми видами задач в два раза лучше правшей».
Это утверждение психолога Алана Сирлемана. В обществе распространены интересные мифы, которые на поверку оказываются ложными. К примеру, существует мнение, что левши более творческие, потому что прокручивают в голове больше вариантов решения проблем. Однако это не показатель творчества.
В этом смысле профильное исследование провел экономист Гарварда Джошуа Гудман. Он сделал масштабную выборку с учетом того, как люди стали левшами. Она отличалась участием большого количества человек, чего не скажешь о предшественниках, где кандидатов было мало, а группы набирали предвзято. Выяснилось, что левши получают высшее образование на 2,5% реже, чем правши, и зарабатывают на 6% меньше.
Если выбирать людей, которые стали левшами генетически, то данные вовсе выравниваются. Иными словами, доминирующая рука никак не влияет на способности человека, в том числе творческие. Вот что об этом говорит нейропсихолог Юлия Пунина:
«Никаких достоверных данных и доказанных исследований об интеллектуальном и творческом превосходстве между праворукими и леворукими людьми на сегодняшний день нет».
Этот миф часто подкрепляется громкими именами. Например, Марка Твена, который научился писать левой рукой из-за ревматизма, поразившего правую часть его тела. Еще приводят имя Леонардо да Винчи, который, по всей видимости, был амбидекстром и рисовал обеими руками до тех пор, пока не травмировал правую. Если сравнивать удельное количество гениев, то преимущество будет на стороне людей с доминирующей правой рукой. В сущности наличие таких списков как у правшей, так и у левшей бессмысленно. Пусть идея блестящих левшей живуча, Royal Cheese не видит в ней ничего плохого, пока это не начинает доставлять неудобства окружающим.
Левша — это жизнь в другую сторону
А вот исторически левшам доставалось. В средневековой Европе их сжигали на кострах как детей дьявола, а во времена СССР пытались переучивать.
«До школы меня не принуждали писать правой рукой, а вот в школе спросили: «Почему пишешь левой? Надо правой». Запрещали, раньше строго было. А я всегда дисциплинированный был: надо — значит надо. Хотя у меня карандаш из правой руки выпадал, я даже пальцами его держать не мог. Но заставляли».
Этого, кстати, совершать было нельзя. Мозг знает, что делает. Переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка. Нейропсихолог Наталья Семенова говорит, что переучивать ребенка, вне зависимости от внешних причин леворукости, точно не стоит:
«Переучивая руку, мы не меняем мозг. Мы можем на него воздействовать. Мы можем способствовать развитию левого полушария, переучивая ребенка на правую руку, но мы не можем изменить его генетической программы. Если у ребенка патология… он только более-менее пытается компенсироваться за счет своих патологий, а мы начинаем вмешиваться».
Помимо бытовых проблем, которые возникнут перед ребенком (станет медленнее писать, читать и взаимодействовать с окружением), начнутся проблемы с самочувствием. Он может стать раздражительным, капризным, начать плохо есть, а на фоне нарушения эмоционального фона могут произойти следующие осложнения:
- энурез;
- заикание;
- нервный тик;
- кожные заболевания;
- навязчивые движения;
- другие нарушения психики.
Если заметил такие проблемы у своего ребенка — обратись к врачу-психоневрологу или педиатру.
В целом же до середины ХХ века левшам приписывали склонности к преступлениям. Уже ближе к концу столетия им стали вменять одаренность и предрасположенность к творчеству.
Если подтверждать мифы, то у нас есть один на примере. Возможно, левши действительно имеют преимущество в спорте. Особенно в теннисе, боксе, бейсболе и других видах (кроме шахмат), где ты один на один с соперником. В книге «Загадка леворукости» лингвист Рик Смитс объясняет, что, столкнувшись с левшой, правши обычно теряются. При этом пара левша-левша быстро приспосабливается друг к другу. В то время как правши долго адаптируются под людей с доминирующей левой рукой. В результате чего становятся более уязвимыми:
«Они вынуждены вступить в асимметричную битву, будучи неподготовленными, против оппонента, умеющего справляться с этой асимметрией».
Выводы
Мозг человека до сих пор до конца не изучен. Делать выводы о том, что кто-то хуже, лучше или умнее только из-за того, что пользуется другой рукой, — глупо и моментами даже опасно. Правильно ли думать о формообразующем влиянии расы, размера мозга, гендера или ориентации на личность и здоровье человека? Если выводы негативные, используются для унижений, притеснений или получения социальных привилегий перед другими — это однозначно делает мир худшим местом, чем он мог бы быть. Каким ты хочешь видеть его — решай сам.