В российском юморе было многое: люди, читающие с бумажки, анекдоты со сцены, комики, наряжающиеся в бабушек, и даже частушки. Сейчас это можно назвать смешным только по описанию. Теперь заставляют людей смеяться простые парни и девушки, которым не нужна поддержка телевидения или большие концертные залы. Им нужен только один микрофон.
Как мы начинали шутить
Сложно сказать, как в нашей стране появился стендап. Мы давно привыкли, что иностранные тренды приходят к нам на 5-10 лет позже, чем выстреливают на Западе. Но для американского зрителя стендап — это основная форма подачи юмористического материала. Если в нашей истории это выступления Хазанова и Жванецкого (которые тоже можно соотнести с этим искусством в какой-то степени), то у них был именно стендап в той форме, в которой мы видим его сейчас.
То, что делали со сцены наши эстрадные юмористы, было похоже на стендап формой, но никак не содержанием. Нельзя было соотнести Виктора Коклюшкина с Луи Си Кеем. Но в 2013 широкие массы наконец-то познакомились с жанром, когда на ТНТ запустили шоу Stand Up. И это был удар в самое сердце зрителя. Юмористическое телевидение занималось сменой поколения: шутки Comedy Club уже воспринимались как-то иначе, интернет ещё не мог восполнить пробелы качественным контентом, а КВН поедал и переваривал себя. И тут на фоне красных занавесок выходят по одному несколько вполне обычных людей из разных городов и говорят о своей жизни, делятся наблюдениями. Будто бы парень из твоей компании, который умеет и любит рассказывать истории, вышел на сцену и вещает уже на всю страну. И уже после нескольких первых выпусков Stand Up на ТНТ стало самым смешным шоу на российском телевидении.
Это смешно?
Удивительно, как быстро этот жанр стал таким популярным в стране. Хотя, казалось бы, людям, привыкшим к сценкам, зарисовкам и скетч-программам, должно быть скучно 10-15 минут смотреть выступление одного человека про то, как он пытается снять квартиру. Но тут сработали два фактора.
Первый — мы любим слушать и рассказывать истории. Охотничьи байки, сплетни о любовных похождениях, пересказ очередной пьянки — мы любим делиться такими вещами, даже если некоторые из них не на 100% правдивые. А тут парень со сцены рассказывает о том же, но более талантливо.
Второй фактор — мы любим смеяться, иронизировать над жизнью, но чаще над собой. Если бы не такой уровень самоиронии, какой у нас есть сейчас, неизвестно, чем бы это всё вокруг происходящее закончилось. Вот и российский стендап начинал с рассказов о своих неудачах, о том, что кто-то не может выйти замуж, о недостаточной привлекательности своего лица или о расистских стереотипах. Мы киваем и думаем: «Да, всё так и есть. Да, мне это знакомо».
А современный российский стендап лишь развил это всё. Потому что он больше не связан только со сценой из телевизора, где хоть и выступают обычные люди, но они-таки теперь звёзды и, соответственно, воспринимаются иначе. А то, что сейчас можно увидеть в интернете или на живых выступлениях, проще спроецировать на себя. Набравший в последнее время популярность такой вид стендапа, как «открытый микрофон», где на сцену может выйти любой желающий, позволяет и самому поделиться своими проблемами в форме юмора, и послушать совсем уж простые истории условных соседей и друзей. Стендап становится не просто юмористическим жанром, а средством донесения информации, возможностью для эмоциональной разрядки.
Или не смешно?
Однако обилие материала, отсутствие цензуры и появление новых (или возвращение уже забытых) комиков не делает стендапы лучше автоматически. Просто теперь, чтобы найти что-то ценное, приходится пересмотреть многое из разряда 2 смешка на 15 минут. В какой-то момент начинаешь думать, что не так уж он хорош — этот новый стендап, потом находишь неплохое вступление, потом снова приходит мысль, что, может, редактура телевидения и их обойма авторов делают нечто более ограниченное, но смешное. А если ты придёшь на какой-нибудь открытый микрофон с надеждой встретить искромётного самородка, то велика вероятность, что ты будешь испытывать стыд за юного участника юмористического движения.
Возросшая популярность стендап-комиков позволяет им заниматься многими другими вещами: они дают концерты по стране, кто-то подрабатывает ведущим мероприятий, снимается в рекламе. Также создаются проекты, связанные со стендапом косвенно: импровизационные шоу, юмористические аналитические шоу и, естественно, подкасты. И если ты настоящий поклонник жанра и попытаешься найти новые материалы твоего любимого стендап-артиста, то может получиться так, что ты будешь ждать их несколько месяцев. Я не думаю, что это всё тормозит жанр, но на восприятие влияет.
Отдельной строкой хотел бы отметить одну особенность, которая раздражает не только меня лично. Постоянное использование заходов типа: «У вас было такое, что….», «Есть такое, что…» У вас было такое, что теперь ваши друзья начинают разговор такой же фразой? Есть такое, что после подобного начала шутки хочется выключить выступление?
Требуется король юмора
В 2016 году издание Variety сообщило, что Netflix заплатит американскому комику Крису Року 40 миллионов долларов за 2 живых выступления. Совершенно невероятные цифры! Для нас такая планка и вовсе недосягаема, заработки наших топовых стендап-комиков не сопоставимы с заработком их успешных американских коллег. Во многом это связано с тем, что, подобно Крису Року, многие продают свои выступления для стриминговых платформ. Такие люди, как Сара Сильверман, Дэниел Слосс и Кен Джонг, представлены на том же Netflix со своими выступлениями. Кто из наших артистов приблизился к вершине стендапа? Появление короля мы всё ещё ждём.