Пандемия лишила нас множества мероприятий: кинопремьер, концертов, фестивалей и соревнований практически во всех видах спорта. В условиях самоизоляции последнее оказалось наиболее удручающим. Отсутствие спортивных матчей, игр, боев и так далее не только принесло многомиллиардные убытки для индустрии, но и лишило фанатов возможности наблюдать за своими любимыми дисциплинами, сидя дома. Единственное, что осталось в их распоряжении, — состязания любительских команд и локальные национальные турниры. Как ты понимаешь, болеть за ноунеймов и тем более делать ставки на них желающих нет.
Именно в этот сложный для всех болельщиков момент киберспорт, который еще недавно нехотя признавали полноценной спортивной дисциплиной, окреп и начал демонстрировать высокие показатели и по количеству зрителей, и по количеству ставок. Совместно с ребятами из букмекерской конторы МЕЛБЕТ расскажем, что сейчас происходит в киберспортивной индустрии, как это влияет на беттинг и на какие киберспортивные события можно ставить.
Спортивная удаленка
После отмены Чемпионата Европы по футболу, Олимпиады в Токио, Чемпионата мира по хоккею, Лиги чемпионов, РПЛ, КХЛ, НХЛ, НБА, UFC 249, старта сезона «Формулы-1» и еще с десятка крупных спортивных ивентов, наступило полное затишье. Смотреть нечего, болеть не за кого, ставить не на что. Однако довольно скоро киберспорт пришел на помощь своему более древнему собрату.
Одной из первых, кто использовал трансляции спортивных симуляторов, стала Всемирная боксерская суперсерия (WBSS). Они провели полноценный фэнтези-турнир с участием легендарных спортсменов в тяжелом весе. В виртуальном поединке могли запросто сойтись Джо Фрейзер и Леннокс Льюис или Мохаммед Али и Майк Тайсон. По данным WBSS, за первыми двумя боями наблюдали в общей сложности почти полмиллиона онлайн-болельщиков. Вот как на это отреагировал представитель Всемирной боксерской суперсерии Калле Зауэрланд:
«Это был огромный успех, и показатели только растут. После того, как все это закончится, мы вернемся к своей обычной профессии, но мне кажется, что пришло время снова изобрести колесо, чтобы иметь возможность развлекать зрителей».
Их примеру последовали и представители «Формулы-1», проведя гонку в симуляторе F1 2019, и испанская футбольная лига La Liga, 20 команд которой провели турнир в FIFA 2020. К слову, все собранные за трансляцию средства, а это около 140 тысяч евро, были перечислены на борьбу с коронавирусом. Баскетбольной клуб «Финикс Санс» восполнил пропущенный из-за пандемии матч и провел трансляцию альтернативной игры между «Санс» и «Даллас Маверикс» в NBA 2K 2020. За виртуальные клубы играли профессиональные спортсмены, а общее число уникальных зрителей составило 126 тысяч человек.
Подобных примеров множество, но самое главное — то, что индустрия, клубы, сборные и отдельные спортсмены пытаются преодолеть нынешние обстоятельства и с помощью виртуальных симуляторов дать своим фанатам то, чего им не хватает. Так что киберспорт весьма добродушно приходит на помощь всей спортивной индустрии.
Новые высоты киберспорта
Прежде чем говорить об имеющихся и предстоящих взлетах киберспорта, отметим, что коронавирус прошелся и по нему. Из-за пандемии были отменены такие турниры, как CS IEM Katowice 2020, на котором должны были присутствовать порядка 11 тысяч зрителей, Dota 2 ESL One Los Angeles 2020, финал LCS Spring 2020, DreamHack Tours 2020 по CS:GO и еще порядка двадцати крупных кибер-ивентов.
Несмотря на то, что многие из них все-таки состоятся в режиме онлайн, организаторы понесли серьезные убытки. Большая часть оффлайн-соревнований держатся на продажах sponsorship & media rights. Соответственно, без рекламы, спонсоров и партнеров выручка и общие призовые фонды крупных турниров упадут на 80-90%. Это если не считать 100% потерю выручки с покупки билетов и продажи мерча.
Несмотря на такие удручающие показатели, представители кибергейминга не видят в этом ничего критичного. Они прекрасно понимают, что виртуальный спорт намного проще адаптировать к реалиям карантина и видят в этом отличную возможность для популяризации направления. Так, например, Генеральный директор российской организации Virtus.pro Сергей Гламазда в своем твиттере отметил:
«Отмена ESL One в LA — это переломный момент для киберспортивных организаций и индустрии в 2020-м. Придется менять медиастратегию, выбор новых дисциплин, по сути, все, что более-менее устоялось за эти годы. Пришло время новых возможностей и вызовов!»
Американский ведущий Джейк Каннер, известный как «SirActionSlacks» и работающий на крупных ивентах по Dota 2, относится к ситуации еще оптимистичнее:
«Настал день, когда классический спорт умирает. День, когда восстаем мы. Киберспорт — единственный вид спорта, в котором отсутствие зрителей на трибунах не проблема. Только онлайн! Мы — будущее на ближайшие шесть месяцев.»
Если внимательнее присмотреться к тому, как сейчас обстоят дела, с этим мнением сложно поспорить. Киберспорт благодаря разноплановости, удобству и доступности остался единственной альтернативой в условиях карантина. Даже люди, никогда прежде не интересовавшиеся этим направлением, приходят к нему и «подсаживаются». Аудиторные показатели растут, что привлекает новых спонсоров и рекламодателей. Так, например, крупные автоконцерны, среди которых Audi, Toyota, Mercedes, KIA, Subaru и Hyundai, стали выступать спонсорами, а BMW даже подписал партнерское соглашение сразу с пятью киберспортивными клубами. При всем при этом растет количество трансляций и турниров, появляются новые команды, а общая зрелищность матчей растет. Даже до коррективов, внесенных коронавирусом, киберспорт собирал намного больше зрителей, чем традиционные спортивные дисциплины. Например, статистика просмотров соревнований по League of Legends составляет около 100 миллионов против 32 миллионов у главной бейсбольной лиги или 5 миллионов у НХЛ.
Более того, по данным Global Entertainment and Media Outlook, рынок киберспорта в России за последний год вырос на 42% и составил в 12,7 миллионов долларов, а до разгара пандемии ему пророчили рост на 20% в год. Сейчас же становится очевидно, что эти цифры будут значительно выше. Практически на год, если не больше, виртуальный спорт остался без серьезных конкурентов, что дает ему большие возможности для развития.
Киберспорт и беттинг
Сейчас букмекерские конторы переживают непростые времена. Крупные спортивные мероприятия массово отменяются, остаются только любительские и национальные турниры, которые никому не интересны. В связи с этим ставить просто не на что, из-за чего их доходы существенно упали, что вынуждает небольшие конторы массово закрываться. Для крупных же игроков рынка киберспорт становится настоящим спасательным кругом.
Так, например, на момент написания статьи на сайте букмекерской конторы МЕЛБЕТ мы нашли порядка 248 киберспортивных событий, на которые можно сделать ставку. Причем более 30 из них приходились на день написания. Ни один другой вид спорта не смог бы с этим потягаться. Среди вариантов были и StarCraft II, и Rainbow Six, и CS:GO, и League of Legends, и Dota 2. Неудивительно, что порядка 70% всех ставок приходится именно на виртуальные соревнования, а их общее количество возросло почти в десять раз.
На тот случай, если решишь попробовать поставить на киберспорт, мы с аналитиками МЕЛБЕТ сделали подборку событий в разных дисциплинах.
CS:GO — важнейшим турниром по главному соревновательному шутеру планеты в этом сезоне является CS:GO. ESL One: Road to Rio, в рамках которого ежедневно проводятся около 8 матчей между различными командами, и на данный момент уже есть расписание вплоть до 8 мая. Беттеру доступны ставки на точный счет, тотал по картам, фора по картам или просто на победу одной из команд.
Dota 2 — одним из ближайших долгоиграющих событий является WePlay! Pushka League Season 1 Division 2. Групповой этап продлится до 6 мая, а затем до 11 мая пройдет плей-офф. Играют по две команды, в каждой из которых по 7 человек, а четыре лучшие проходят в плей-офф.
League of Legends — 16 мая стартует турнир LCS Summer 2020 и продлится вплоть до 13 сентября. На данный момент известно о 10 командах, результативность которых очень близка друг к другу. В большинстве случаев каждая из них выигрывала около половины матчей и турниров, что, с одной стороны, усиливает спортивный интерес, а с другой — делает результат непредсказуемым. Они все идут ноздря в ноздрю, и поэтому коэффициенты предстоящих ставок будут такими же необычными.
Hearthstone — несмотря на довольно редкий для киберспортивных соревнований жанр, эта карточная игра по вселенной Warcraft собирает огромную аудиторию. Объяснить это можно ее непредсказуемостью: во-первых, игроки не знают, какие карты будут выпадать им в ходе матча, а во-вторых, их мастерство и знания особенностей каждой карты позволяет в любой момент изменить расклад сил. Аутсайдер может за пару ходов стать фаворитом. Это делает игру по-настоящему зрелищной, если в нее играют профи. Застать подобное можно в рамках многоэтапного турнира Hearthstone, который начался еще 31 января и продлится до 13 декабря. Он охватывает 6 регионов — от Техаса и Индонезии до Швеции и Испании.
World of Warcraft — совсем недавно Blizzard подтвердили информацию, что один из крупнейших турниров по WOW, Mythic Dungeon International, состоится в онлайн-режиме. Призовой фонд составит 300 тысяч долларов, за которые поборются геймеры со всего мира. Он продлится до 17 мая и так же, как и в случае с Hearthstone, будет делиться по региональным дивизионам.
Это лишь небольшая часть тех событий, которые происходят сейчас на киберспортивной арене. Возросший спрос со стороны простых зрителей, беттеров и букмекерских контор послужил существенному увеличению финансового притока в этой сфере как со стороны рекламы и спонсоров, так и за счет ставок. Ты тоже можешь поставить на одну из сотен игр, конкретный матч или линейку турнира на сайте букмекерской конторы МЕЛБЕТ. Это позволит тебе не только подогреть интерес к новым для тебя дисциплинам, но и ощутить все прелести киберспорта.