Гедонизм

От кукол до «Смешариков»: как развивалась российская мультипликация

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Столетняя история самого сказочного жанра кино.

Мультфильмы способны пробудить ностальгические чувства по детству — и окунуть в него заново. Это самый сказочный и яркий жанр кинематографа, зародившийся более ста лет назад. Отечественные студии развивали мультипликацию не хуже западных коллег, а «‎Союзмультфильм» нашёл призвание за пределами СССР. Сегодня мы расскажем, как появился и к чему в итоге пришёл жанр в нашей стране.

Первый мультфильм Российской империи


Александр Викторович Ширяев — выдающийся балетмейстер Мариинского театра и по совместительству Колумб отечественной мультипликации. В 1906 году новоявленный режиссёр снял прорывной для своего времени фильм «‎Пьеро и художники» — только главными действующими лицами картины были не люди, а куклы.

Сюжет разворачивается вокруг конфликта двух рисовальщиков, которые добиваются сердца дамы, — синопсис прост, но исполнение впечатляет. Периодически кажется, будто это пластилиновый мультик — самый нелюбимый жанр анимации детства, от которого дети в панике бежали в объятия «‎Тома и Джерри». Но стоит отметить мастерство кукловодов и режиссёра: движения марионеток отточены и комичны настолько, что можно поймать флешбек из детского визита в цирк.

Ширяев потратил на съёмки три месяца, а его близкие вспоминают, что за это время он успел протереть паркет до вмятины, путешествуя от сцены до режиссёрского кресла. Вышедшая из-под 17,5 миллиметровой плёнки работа не стала достоянием общественности — Александр Викторович показывал её только близким и студентам в образовательных целях. «‎Пьеро и художники» стали известны только в 1995 году, когда киновед Виктор Бочаров нашёл старые плёнки, среди которых оказалось первое творение Ширяева.

Эпоха Старевича

Ширяев хоть и был первопроходцем жанра, но существенного влияния на анимацию не оказал из-за своего решения не показывать работу широкой аудитории. Гуру кукольных мультфильмов дореволюционной России был Владислав Старевич — русско-французский режиссёр, снявший десятки картин (самые известные — это «‎Ночь перед Рождеством», «‎Стрекоза и муравей», «‎Месть кинематографического оператора»). Старевич испытывал странную любовь к насекомым: снял серию работ о жизни бабочек, жуков-усачей и скарабеев, а также головастиков.

Дебют состоялся в 1910 году с фильма «‎Lucanus Cervus», в котором два жука-рогача бьются за самку. Для снятия нужных сцен Старевич препарировал животных и приделал им лапки из тонкой проволоки, превратив их в кукол, — ужасное убийство, но чего ни сделаешь ради искусства. Лента не сохранилась до наших дней, но она способствовала попаданию Владислава на кинофабрику Александра Ханжонкова — знаменитого продюсера начала XX века (о нём мы упоминали тут и тут).

Старевич баловал русскую интеллигенцию новыми картинами чуть ли не каждый год. В 1913 году он решил внедрить новаторские методики в свои мультфильмы: в «‎Ночи перед Рождеством» режиссёр впервые объединил в одном кадре актёрскую игру и кукольную мультипликацию. Но долго наслаждаться экспериментами Тима Бёртона отечественного разлива нашей публике было не суждено: в 1919 году он покидает страну из-за прихода к власти большевиков. Свои сказочные картины он продолжает снимать во Франции, а наша анимация переходит в состояние застоя.

Рождение «‎Союзмультфильма»

Следующие 15 лет отечественная мультипликация развивалась неспешно, а прорывов в сфере и вовсе не было. Всё изменилось в 1934 году, когда Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки с работами про Микки Мауса. Аниматор Фёдор Хитрук был удивлён технике американского коллеги. Только из-за интереса к новым возможностям и появилась самая известная отечественная студия мультипликации. Путем слияния «‎Мосфильма», «‎Совкино», «‎Межрабпомфильм» и студии Смирнова в 1935 году возник «‎Союзмультфильм».

Его жизнь в СССР разделяют на два отрезка: до 1960-х и после. В начале своего существования аниматоры рисовали максимально реалистичные картины. Персонажей создавали в естественных пропорциях, а спецэффекты применяли только в сказках. Говорящие животные чаще всего были себе подобными — прямоходящими они стали как раз во второй половине XX века.

Стилевой перелом происходит с 60-х по 90-е годы прошлого столетия. В это время рождаются классические шедевры «‎Союзмультфильма»: «‎Ну, погоди» (1968), «‎Крокодил Гена» (1968) и другие. Их рисовка, механика, цветовая гамма сильно отличается от того, что снимали раньше. Мультфильмы становятся веселее, а некоторые изобилуют лютой наркоманией. Например, «‎Ух ты, говорящая рыба» (1982, «‎Арменфильм»), где монстр в «‎адике» дарит старику стол с кучей еды при условии, что тот ответит на вопросы. Начало уже выглядит интригующе, но завязка и кульминация порождают ещё больше вопросов и ставят неподготовленного зрителя в ступор.

Тем не менее этот мультфильм, несмотря на всю абсурдность и запутанность сюжета (тут даже Нолан позавидует), наделен моралью, чем не может похвастаться «‎Медвежуть» (1988, «‎Союзмультфильм»). Название говорит само за себя, картина трудна для понимания трезвым человеческим мозгом. Сюрреалистичный сюжет словами не опишешь — предлагаю посмотреть и сделать выводы самостоятельно.

Новые российские студии

После распада Советов появились новые студии и независимые режиссёры, которые двигали мультипликацию в новом ключе. Посмотри на произведения «‎Петербурга»: «‎Смешарики» и «‎Фиксики» сменили формат, и теперь средняя длина серии не превышает семи минут. Также они охотнее экспериментируют с картинкой: те же «‎Смешарики» выходили как в 2D, так и в 3D. Но легко заметить, что в художественном плане картины стали гораздо проще и ориентированы в основном на детей. Решение сделать контент без лишних сюжетных ответвлений выглядит логичным — такой материал лучше продаётся. Например, мультсериал «‎Маша и Медведь», созданный при помощи трёхмерной графики, отлично зашёл зарубежным зрителям — даже в ОАЭ купили права на показ приключений девочки с отсутствием инстинкта самосохранения.

Стоит упомянуть веб-сериал «‎Mr.Freeman» от Владимира Пономарёва, где главный герой в монологах критикует привычный образ жизни современных людей. Диванные нигилисты страны после просмотра возводили анимированного персонажа в культ, а его образ мысли брали за основу мировоззрения. Кстати, первые три серии мультфильма озвучивал самый известный венеролог России — Купитман из ситкома «‎Интерны» (актёр Вадим Демчог).

Полнометражные мультфильмы делали ещё в СССР, но в России их производство выросло: за почти 30 лет различные студии уже создали 34 работы, в СССР было всего 13 подобных мультфильмов. Тенденцию можно списать на желание режиссёров побольше заработать, а премьеры зачастую устраивают на каникулах. Детей целыми классами водят на сеансы, а выручка составляет миллиарды рублей. Аниматоры не собираются уходить со столь благодатной почвы, и каждый год на экранах страны появляется очередной мультик про одного из богатырей, а иногда им устраивают кроссоверы.

Помимо упомянутого, создавались шедевры вроде «‎Масяни», «‎Атомного леса» и прочие трэш-картины от маленьких студий. О них мы рассказывали ранее. Сегодня отечественная мультипликация более разнообразна, нежели в СССР, а зритель может выбрать, что ему смотреть: жвачки по типу «‎Фиксиков», философские трактаты вроде «‎Mr.Freeman» или полнометражные ленты, например, «‎Алёша Попович и Тугарин Змей». А стоит ли поддерживать всё это рублём — вопрос довольно неоднозначный.

Загрузить еще