Гедонизм

Путешествия без ярлыков: Хакасия — край злых духов и простой еды

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Зачем хакасы делали жертвоприношения демону и ради чего мужчины торопятся встать из-за стола.

Редакция Royal Cheese продолжает путешествовать по республикам России, чтобы поближе познакомиться с культурой малых народов. Настал черед Хакасии — небольшого южно-сибирского региона с умопомрачительной природой.

Менталитет


Непосвященные приравнивают все народности к единому знаменателю: всех кавказцев называют дагами или чеченцами, жителей Сибири — бурятами или якутами. Но это в корне неверно — соседние республики нередко отличаются менталитетом, мировоззрением, языком и религией. Про некоторые группы населения вообще не знают. Это относится и к хакасам, что усугубляется их численностью: в России всего 75 тысяч представителей национальности, и только 63 тысячи проживают на родных землях. Даже в своей республике они считаются меньшинством: согласно переписи за 2010 год, выяснилось, что только 12% населения — хакасы. Вполне резонно предположить: через несколько десятилетий состав народа будет исчисляться сотнями человек, их язык уже имеет статус уязвимого.

Культура хакасов пострадала от влияния русских, которые в 19 веке принудительно обращали местных в православие. Тем не менее доминирование традиционных верований (тенгрианство и шаманизм) продолжается. Вообще, духовная культура народа богата, тебя может заинтересовать хакасская демонология. По их представлению мир делится на три сферы: верхнюю, среднюю и нижнюю. Последняя опасна для человека: это царство, где есть горы, тусклое солнце, а вместо рек текут черные воды и слезы. Здесь обитают демоны, над которыми властвует Ирлик-хан, но хакасы удобряют его речами и жертвоприношениями из-за страха. Среди злых духов примечателен Пис-Тумзух — существо-оборотень, превращающийся то в черную лису, то в траву с тремя стеблями, то в белую волчицу, то в женщину, одетую в панцирь из волчьей шкуры.

Язык народа относится к группе тюркских , так что жители республики с большой долей вероятности поймут соседей алтайцев и тувинцев. Точно не известно, когда местные начали заселять свои земли; многие исследователи связывают появление этноса с доминированием на этой территории монголов в средние века.

Современный быт и культура хакасов кардинально отличаются от того, как они жили раньше. Народ ассимилировался с русскими, что наглядно видно в столице региона — Абакане. Если ты охотишься за национальным колоритом, то стоит ездить в отдаленные от центра районы и там разговаривать со старожилами. Они поближе познакомят тебя с культурой, мифологией и эпосом. Конечно, можно приехать в разгар национальных праздников, но обычно такие торжества носят формальный характер и мало могут рассказать о реальном положении вещей.

Природа: Туимский провал, Музей-заповедник Сундуки, Белё


В Хакасии красивая природа, но наиболее популярный туристический маршрут появился по вине человека. Туимский провал, расположенный в 304 километрах от Абакана, образовался на возвышенности из-за техногенной катастрофы в 1954 году. В результате взрывных работ кровля рудника проседала и позже обрушилась. Провал представляет собой холм, посреди которого — обширное отверстие с крутыми склонами, дно заполнено водой, которая в определенные периоды года принимает красивый ярко-бирюзовый цвет. Место привлекает экстремалов: 120-метровая пропасть отлично подходит для бейсджампинга. Туимские предприниматели смекнули, что на этом можно нажиться, установили необходимое оборудование и за плату пускают людей поучаствовать в безумии и посмотреть на него со стороны. Конечно, там, где риск, там и смерти: 12 июля 2019 года во время погружения в озеро провала погиб руководитель клуба аквалангистов «Наяда» из Томска Михаил Журавлев.

Если от опасных развлечений у тебя сердце в пятки уходит, то лучше отправиться в Музей-заповедник Сундуки. Здесь нет сумасшедших экстремалов — только ты и природа Хакасии. Горная гряда из 8-ми самостоятельных возвышенностей, которые своей формой напоминают шкатулки, давно стала объектом интереса российских исследователей и туристов. Одни просто наслаждаются шикарными пейзажами, другие ищут здесь следы древних культур. Археолог Виталий Ларичев считает достопримечательность древней астрономической обсерваторией, возможно, самой древней в Азии. Место действительно подходит для этих целей, но сегодня это уже неактуально. Зато здесь можно насладиться единением с флорой и фауной. Горы расположены в ряд на протяжении 10 километров и напоминают оставленные великанами сундуки. Вокруг них — степи и небольшие холмы, так что, взобравшись на один из сундуков, ты «словишь» ассоциацию со сценами из «Короля льва». Чтобы прочувствовать атмосферу из культового мультфильма, тебе необходимо проехать 356 километров от Абакана, дерзай.

После изматывающих походов по горам можно отдохнуть на озере Белё, что в 293 километрах от столицы республики. Это не Байкал, но площадь озера все равно внушает: 52 квадратных километра. Вокруг него — Джиримская степь и множество гор. Здесь разрешено купаться, летом со всей республики съезжаются фанаты дикого отдыха и ночуют у озера с палатками. Кстати, ночные посиделки у костра сопровождаются сказками про гору Чалпан, расположенную неподалеку. Легенда гласит: у подножия горы заночевали два шамана и поспорили, кто из них сильнее. Один из них начал камлать, и чудесным образом отворилось отверстие в горе. Шаман вошел, и расщелина закрылась. Долго ждал его спутник, стучал по камню, просил вернуть товарища, но гора не отворилась. С тех пор много времени прошло, но в ночное время, если прислушаться, можно услышать звуки бубна возле горы.

Культурные объекты: ГЭС, Салбыкский курган, национальный краеведческий музей имени Кызласова


Одним из главных культурных объектов Хакасии принято считать Саяно-Шушенскую ГЭС. О ней мы подробно писали в статье про стройки века. Сегодня место притягивает тысячи туристов, и не зря: это крупнейшая по установленной мощности электростанция России. Высота плотины — 242 метра, а длина — более километра, сооружение выглядит монументально и заряжает энергией не только города, но и людей. Туристы традиционно называют место мощью и величием человеческого гения. Но не стоит забывать, что на ее строительство были потрачены не только деньги, но и человеческие жизни.

Также стоит посетить Салбыкский курган — место, где слышится дыхание смерти. Это идеально сохранившийся до наших дней памятник тагарской культуры. Достопримечательность называют «долиной мертвых царей» — раньше здесь хоронили скифскую знать. На территории древнего кладбища ты встретишь огромные могильники и идеально круглые насыпи. Их высота до раскопок превышала 20 метров, всего же на равнине 56 курганов средней высотой 4-6 метров. Место особо почитается местными, которые приезжают отдать дань предкам, но для туристов вход также открыт. Однако следует понимать правила пребывания здесь, даже хакасы не чувствуют себя хозяевами в Салбыкской степи, заявляя приезжим: «Мы все здесь гости».

Если ты хочешь поближе познакомиться с культурой народа, но у тебя нет времени ездить по поселкам в поисках легенд, то тебя спасет национальный краеведческий музей имени Кызласова. Его основали в 1931 году во время активных раскопок в регионе. Благодаря работе научных сотрудников ты сможешь посмотреть на памятники изобразительного искусства Хакасии — от неолита до позднего средневековья. Главные сокровища коллекции — древнеенисейские каменные изваяния окуневской археологической культуры. По классике в музее можно посмотреть на уклад хакасской юрты и ознакомиться с бытом народа. Также есть виртуальные экскурсии.

Кухня: много талкана, угре и похты


Хакасы без ума от талкана — муки крупного помола из жареного ячменя или пшеницы. По своей сути это уже готовый продукт, которым местные кочевники утоляли голод в степи. Они засыпали талкан в мешочки, вешали на пояс и уходили с ним на охоту. Это очень удобно в подобных условиях: мука весит немного, но она очень сытная. Из нее делают выпечку, которая практически не имеет калорий. Так что следящим за фигурой кухня хакасов будет по душе.

Из талкана местные также делают кашу — похты. Ее готовят из жирной сметаны, яиц и уже упомянутой муки. Рецепту уже более четырехсот лет, но он до сих пор сохранился в неизменном виде. Раньше у хакасов были даже специальные казанки, в которых готовили только это блюдо, а хозяйка, не умеющая готовить похты, считалась позором семьи. Кашу подают не только на завтрак, но и на свадьбу или любое другое торжество.

На первое обычно подают угре — мясной суп, куда не следует добавлять никаких специй. На бараньем мясе и кости варят бульон, позже в него добавляют талкан (кто бы сомневался). Некоторые отходят от каноничного рецепта и кладут перловку, но результат в конечном счете выходит совсем другим. Когда крупа разварилась, в кастрюлю кладут лук, суп снимают с огня и подают на стол вместе с кислой сметаной. Этот рецепт, как и другие, прост, но именно это и есть основной его плюс. В условиях кочевой жизни легкость приготовления ценится как никогда. К тому же появляется лишнее время на тобит — настольную логическую игру по типу шашек.

Загрузить еще