Гедонизм

Пятничный кинозал: 5 советских авторских фильмов

Дарья Зайцева Дарья Зайцева
Кроме Тарковского и Германа-старшего в этой категории находились и другие талантливые режиссеры — расскажем об их самых значимых работах.

У современного зрителя советское кино ассоциируется с такими понятиями, как «цензура» и «несвобода». С одной стороны, дела и впрямь обстояли таким образом, что, сними режиссер фильм, неугодный партии, — его детище будет годами пылиться на полке. С другой стороны, сложившиеся условия создали среду, в которой артисты прибегали к иносказаниям и непонятным поначалу образам, — все ради того, чтобы донести до зрителя свою мысль. Как говорится, кто не понял, тот поймет.

Советских фильмов, достойных просмотра, десятки. Мы выбрали для тебя разношерстные ленты, что найдут отклик у каждого: подростка, зрелого человека, любителя антиутопий, мечтателя. Royal Cheese рассказывает, какие картины, снятые в СССР, не стыдно пересмотреть по нескольку раз.

1. «Застава Ильича», 1965

Для кого: для тех, кто любит творчество шестидесятников и желает узнать об эпохе оттепели.

20 лет — возраст, подходящий не только для дружбы, любви и развлечений, но и для поиска жизненного пути. Марлен Хуциев это прекрасно понимал, снимая ленту. Главный герой его картины Сергей возвращается из армии, устраивается на обычную работу и старается существовать, как и все. Время от времени он проводит время с семьянином Славой и ловеласом Николаем, однако все его мысли посвящены одним и тем же вопросам: чем заниматься дальше? Так ли я живу, как мне хочется? Где найти ту самую девушку, которую я полюблю всем сердцем?

Хотя фильм был снят больше 50 лет назад, он остается актуальным и сегодня. «Застава» — о вечном: первой любви, поиске самого себя, притирке к другим людям, в чей круг рискуешь не вписаться, взрослении. Лента невероятно атмосферна: здесь не будет бурных внешних конфликтов — они сменяются внутренними сомнениями; однако найдется место для романтики и тепла, которые и появились с оттепелью.

2. «Цвет граната», 1969

Для кого: для тех, кому важна аутентичная эстетика.

Сергея Параджанова ставят в один ряд со знаковыми творцами советского артхауса, и неспроста: его знаковые ленты обладали особой формой, которая нередко была превыше содержания. Тем же «Цветом граната» вдохновляются современные артисты, например клипмейкер Тарсем Сингх, занимавшийся видеорядом к треку «911» Леди Гаги.

В центре повествования — история о средневековом армянском поэте Саят-Нове, который писал свои работы на армянском, грузинском и азербайджанском языках. Примечательно, что рассказывается она не с помощью диалогов, привычного линейного повествования, конфронтаций с противником. На первый план выходят декорации, четверостишия художника, танцы пластичных актеров — все это и задает тон.

Поначалу покажется, что «Цвет граната» — фильм без нарратива или определенного замысла, но это совсем не так. Обращаясь к национальному колориту и практически полностью отказываясь от привычных взаимодействий героев, Параджанов рассказывал историю в первую очередь о себе — создателе, вынужденном бороться с серостью коллег и критиков, что его окружали. Он передавал свои эмоции, стараясь не задеть хрупкие чувства цензоров. Про такие ленты говорят, что их нужно не просто смотреть, а ощущать каждой клеточкой тела.

3. «Дерсу Узала», 1975

Для кого: для тех, кто желает разобраться в конфликте человека и природы.

Первая лента Акиры Куросавы, созданная за пределами родной страны, единственная его картина, снятая на широкоформатную пленку, обладательница «Оскара» за лучший иностранный фильм и просто прекрасная история о путешествии капитана Владимира Арсеньева в компании таежного охотника Дерсу Узалы. Здесь зрителю предстоит наблюдать за двумя линиями повествования: первая посвящена самому первооткрывателю Арсеньеву, затерянному среди снегов и буранов. Ему чужды силы природы, а сам он поначалу кажется тем, кому попросту нельзя отделяться от городской жизни.

Вторая линия посвящена Дерсу — он полная противоположность спутнику. Потеряв семью, он вновь обрел ее в таежных лесах. Охотнику не страшны ни дожди, ни снега, ни первобытная сила животного мира. От этого становится страшней эпизод, где он вынужден обитать в городе — чуждом всему его естеству.

Люди из двух разных миров ощущают родство и понимают: их связывает крепкая дружба, которую, кажется, ничему не побороть. Так это или нет — решать тебе после просмотра ленты.

4. «Письма мертвого человека», 1968

Для кого: для гуманистов, вдохновленных рассказами братьев Стругацких.

О катастрофе, способной разрушить целый мир, размышлял не только Тарковский в ленте «Жертвоприношение», но и его ученик Константин Лопушанский. В результате нелепой случайности остров озаряет радиоактивный свет — взорвалась бомба, что губит все живое. Целый мир погибает, а вместе с ним угасает людская вера в будущее. Единственный, кто призывает окружающих поверить в то, что где-то существует неотравленный белоснежный снег и земля, что может возродить жизнь, — ученый Ларсен.

Отчасти в портрете Ларсена ты будешь угадывать то черты Сталкера из одноименного фильма, то манеры академика Сахарова, который не боялся транслировать свои гуманистические идеи. Однако пусть тебя не смущают такие совпадения.

Примечательно, что выход «Писем мертвого человека» как нельзя кстати пришелся на череду неудач Советской власти, когда та хоронила себя поражениями в Афганистане, замалчиванием Чернобыльской трагедии, несостоятельностью в технологической гонке. При этом Лопушанский не ставит точек в споре с правительством, но показывает, чему были посвящены думы интеллигенции того времени.

5. «Курьер», 1986

Для кого: для мятежников и бунтарей, которых не успокоишь образами из 60-х.

Нашлось в нашем списке место и для массового советского кино. Как и лента Хуциева, «Курьер» Карена Шахназарова тоже повествует о юности и взрослении, о потерянности в жизни — вот только разворачивается история в иных декорациях. Если оттепель 60-х давала молодым надежды, но при этом все еще держала их в ежовых рукавицах, то гласность 80-х помогла подросткам понять: они теперь правят бал. Вот только детям ничего не оставалось, кроме как спорить попусту со старшими, ставить на место отцов, превращать любой скандал в фарс и комедию, — потому что иначе никак нельзя.

Главный герой «Курьера» Иван как раз такой. Простой и незатейливый парень, который хочет «всего да побольше, но так, чтобы не пришлось работать», не поступил в институт и стал готовиться к призыву. Пока было немного свободного времени, подрабатывал, между делом занимаясь поисками действительного подходящего места в жизни. Он не мыслит категориями, присущими старшим поколениям, — тем Иван и отличается от других. Ему важно отыскать собственный путь, пока вокруг творится бог знает что. Этим примечательна лента: зритель, будь он 13-летним подростком или 50-летним академиком, жившим в ту эпоху, поймет, что чувствует парень на экране.

Загрузить еще