Люди

5 странных и жестоких экспериментов над людьми

Евгений Напольских Евгений Напольских
Объект исследования — человеческая психика. Как далеко готовы зайти учёные в своих опытах и к чему это приводит.

Одним из лучших методов изучения человеческого поведения является психологический эксперимент. Как и любая наука, психология требует подтверждения гипотез на практике. Однако любые эксперименты над людьми сталкиваются с сильным сопротивлением общественности. Рамки этичности часто не дают учёным делать новые открытия. По современным нормам запрещены опыты, которые повлекут за собой физическую или психическую травму. Но так было не всегда. 

Маленький Альберт и формирование фобий 

Если современность сейчас так печётся о чувствах взрослых людей, то что говорить о детях! Этот эксперимент в 1920 году провёл Джон Бродес Уотсон.  

Уотсон занимался направлением психологии рефлексов и поведения. Он хотел вызвать у человека сложную психическую эмоцию там, где её раньше не было. Конечно же, эмоцию страха. 

Для этого он выбрал 11-месячного мальчика, которого звали Альберт. Учёный показывал ему белую крысу, карнавальные маски, белую пряжу и горящую газету. Эти предметы не вызывали у малыша никаких бурных эмоций. 

Затем началась вторая стадия. Каждый раз, когда белая крыса появлялась перед мальчиком, учёный сильно стучал железным молотком по стальной полосе, оставаясь при этом вне поля зрения ребёнка. Разумеется, звук пугал Альберта, и вскоре он стал бояться и самой крысы — без ударов. Этим учёный закрепил у мальчика страх. 

Затем ребёнка оставили в покое на 5 дней и решили проверить результаты. Обычные игрушки не вызывали у малыша никакой реакции, однако белая крыса очень пугала его. Удивительно то, что, помимо крысы, ребёнок теперь стал бояться и похожих объектов: кролика, собачьего хвоста, белых пушистых предметов.

Дальше Уотсон заявил, что он может избавить ребёнка от страха, однако родители забрали малыша и уехали. Неудивительно, ведь метод излечения включал в себя не только дарение сладостей, когда показывают крысу, но и стимуляцию половых органов.  

Голубые и карие глаза

Конечно, доктор Уотсон был не единственным человеком, который проводил эксперименты над детьми. В 1970 году учительница младших классов Джейн Элиот, впечатлённая смертью Мартина Лютера Кинга-младшего, решила продемонстрировать детям ужасы расовой дискриминации.

Для этого она поделила класс на несколько групп по цвету глаз. Голубые, карие и зелёные. В один из дней Джейн заявила, что дети с голубыми глазами — привилегированный слой. Перемены у них длились на 5 минут дольше, она всячески их хвалила и возвышала, им разрешалось играть в новом гимнастическом зале, брать добавку на ланч.

Другая же группа детей, кареглазых, была этих привилегий лишена. Более того, учитель повязала всем им на шею ленточку, символизирующую кандалы. Результат не заставил себя долго ждать: уже в первый день голубоглазые дети стали задирать кареглазых, проявлять высокомерие и активно их унижать. Кареглазые же стали вести себя как подчинённые, даже те, кто ранее занимал лидирующие позиции в классе. Также у них снизилась успеваемость.

На следующий день учительница совершила обратную перестановку, сделав кареглазых детей главенствующей расой. Всё прошло ровно по той же схеме: кареглазые дети стали вести себя как короли танцпола, а голубоглазые тихо щемились на скамеечке жизни. В конце дня Джейн прекратила эксперимент.

И да, после этого её уволили. Как она смеет так издеваться над белыми детьми?

Дети-заики

Продолжая волну детских экспериментов, грешно будет не упомянуть об опыте, который произвели Уэнделл Джонсон и Мари Тюдор в 1939 году. Джонсон был учёным, а Тюдор — аспиранткой университета Айовы, и их заинтересовало формирование речевых дефектов у детей.

Для исследования они отобрали 2 группы детей-сирот. Малышей из первой группы постоянно хвалили и подбадривали, а вторым повезло меньше: верная науке и своему призванию Мари постоянно на них кричала, ругала, высмеивала и унижала. Большинство детей из второй группы вскоре стали заикаться. За что всю оставшуюся жизнь, наверное, «благодарили» своих мучителей.

Половой переворот 

В 1966 году во время проведения обрезания 8-месячному Брюсу Реймеру хирург случайно отрезал большую часть пениса. Безутешные родители обратились за помощью к психологу Джону Мани. Выслушав их историю, он предложил радикальное решение проблемы: удалить остатки половых органов ребёнка и воспитать его как девочку. Сложно понять, о чём родители ребёнка тогда думали, но они согласились на этот эксперимент. 

Учёный, предвкушая всемирную славу, начал писать работу о том, что гендерная принадлежность по большей части определяется воспитанием, а не самой природой. 

Ребёнку удалили яички и стали воспитывать как девочку, переименовав в Бренду. Однако проблемы не заставили себя ждать: уже через пару лет начали возникать отклонения в поведении. Бренде было неинтересно переодеваться в платья и играть с куклой. Родители других детей замечали, что она постоянно лезет в драки и ведёт себя не так, как подобает девочке.  

По мере взросления трудностей прибавлялось. У Бренды стал ломаться голос, и одноклассники постоянно над ней издевались, даже сеансы с психологом Джоном Мани не помогали. В итоге отец не выдержал и в 14 лет рассказал Бренде правду, немало шокировав её. Она захотела снова стать мальчиком, и родители согласились на операцию по возвращению мужского пола. 

Снова став мальчиком, Бренда взяла себе новое имя — Дэвид. Через несколько лет Дэвид сумел обзавестись семьёй, но был крайне психически неустойчив, и жена бросила его. Уход любимой женщины спровоцировал новую волну депрессии, и Дэвид застрелился из обреза. 

Прогнуться под давлением авторитета 

В 1963 году психологу Стэнли Милгрэму стало интересно, на какую жестокость способен человек, если это допустимо по его должностным инструкциям.  

В эксперименте участвовали трое: сам учёный в роли эксперта, подопытный человек и подставной актёр. Перед началом опыта всем участникам продемонстрировали метод наказания — удар током в 45 вольт. Подопытному предлагалось взять на себя роль учителя: он сидел в отдельной комнате вместе с учёным. Подставной актёр играл ученика, который запоминал фразы учителя и точно повторял их. В случае ошибки учитель «наказывал» ученика ударом тока. С каждой повторной ошибкой напряжение повышалось на 15 вольт. 

Согласно сценарию, ученик через какое-то время говорил, что он плохо себя чувствует, и просил остановить эксперимент. На самом деле, актёра не били током и он притворялся, что ему больно. 

Когда ученик жаловался, учитель начинал сомневаться в гуманности опыта и предлагал завершить его. Учёный убеждал его, что всё в порядке, и требовал продолжать, говоря, что вся ответственность лежит на нём.  

Чем сильнее повышалось напряжение, тем сильнее страдал актёр. Тем не менее подавляющая часть подопытных (65%) продолжала эксперимент и доводила напряжение до 450 вольт. 

Благодаря этому опыту Стэнли Милгрэм сделал вывод: большинству людей свойственно беспрекословно слушать мнение авторитета и перекладывать ответственность за свои поступки на кого-то другого. 
Комментарии
Загрузить еще