Люди

Алая помада, берет и Амели на мели: образ настоящей француженки

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Как формировался образ идеальной французской девушки в массовой культуре.

Определенное представление о французском образце женщины в поп-культуре утвердилось в начале двухтысячных, когда впервые на экране появилась инфантильная девушка Амели Пулен, живущая, казалось бы, идеальной жизнью парижанки. Royal Cheese решил разобраться, из чего складывался образ настоящей француженки в культуре.

Девушки до Амели

Все верно, героиня фильма «Le Fabuleux destin d’Amélie Poulain» («Амели») Жан-Пьера Жёне стала главным олицетворением истинной французской девушки, но она была далеко не первой. Этот образ десятилетиями формировался в массовой культуре. А началось все примерно с 1950-х годов, когда особой популярностью стал пользоваться кинематограф, именуемый «Новой волной». Первыми стали блистательные француженки, которые гармонично соединили в себе элегантность, чувственность, тонкий ум и стиль: Анна Карина, Брижит Бардо, Ванесса Паради. Их образ жизни несколько отличался от «глянцевых» актрис: они небрежные и легкие, и создавалось впечатление, что быть эталонами красоты для них абсолютно не стоит никаких усилий.

Ключевым режиссером направления был Жан-Люк Годар. Он часто изучал сложные связи между мужчинами и женщинами, используя это в качестве руководящего принципа при создании своих фильмов. В личной жизни и на съемочных площадках он окружал себя самыми красивыми женщинами того времени. Все эти дамы формировали образ парижанки на экране, который просачивался в массовую культуру. Спустя более чем пятьдесят лет после выхода на экраны кинотеатров «Презрения», картина остается одной из самых известных в репертуаре Годара. Главную роль в ней сыграла Брижит Бардо. Именно она оказалась наиболее значительной для карьеры актрисы, а образ ее героини на годы проник в память зрителей.

Одной из важнейших и бесспорных муз Годара была Анна Карина, вместе они сняли семь фильмов. Актриса датского происхождения неотделима от эпохи «Новой волны». Из ленты в ленту она томно склоняла голову набок, затягиваясь сигаретой. Ее короткая стрижка, непринужденные движения стали воплощением сильной, независимой и вдохновляющей женщины.

А Джин Сиберг в картине «На последнем дыхании» 1960 года играет, казалось бы, самую обычную продавщицу газет на Елисейских полях. Но Жан-Люк вспоминал:

«Когда я снимал «На последнем дыхании», то думал, что создам что-то очень конкретное. Думал, что снял триллер, гангстерский фильм. Но когда я впервые увидел его, то понял, что создал нечто иное — это, на самом деле, Алиса в стране чудес». 

Джейн Фонда сыграла непокорную, сильную женщину, которая знала все о страданиях этого мира, в картине «Все в порядке» Жан-Люка Годара и Жан-Пьера Горена. Анна Вяземски, дочь нобелевского лауреата Франсуа Мориака, родившаяся в Берлине в 1947 году, также прославилась благодаря фильмам Годара. Она появилась в восьми его произведениях: «Китаянка», «Уик-энд», «Один плюс один», «Ветер с востока», «Один американский фильм», «Битва в Италии», «Владимир и Роза», «Все в порядке». Несмотря на то, что актриса не коренная парижанка, ее образ долгое время ассоциировался с девушками, живущими на Монмартре. 

Эталонная жизнь парижанки

Успех образа строится не только на короткой стрижке, стильных платьях и широких штанах. Внешний облик дополняет секрет образа жизни. Может показаться, что именно француженки познали истину гармоничного обитания в столице. Они успевают все, не исключая спонтанного распития шампанского на одной из улочек города. На образе легкой, непринужденной девушки с минимальным количеством макияжа и маленькой книжкой в руке Франция и зарабатывает. На витринах киосков, букинистических магазинов и рекламных баннерах в Париже есть огромная вероятность встретить подобные надписи и названия: «Француженки не спят в одиночестве», «Секреты воспитания из Парижа», «Француженки не толстеют».

Амели Пулен — идеальная жительница столицы. Она работает на Монмартре, ей вполне хватает зарплаты официантки, она пускает «блинчики» по главному каналу. Атмосферу в картине Жёне создают музыкальное сопровождение от Яна Тьерсена, яркая цветовая контрастность и героиня, в которой, кажется, скрывается маленькая девочка с проблемами с сердцем, выдуманными друзьями и тяжелым детством. Амели своей добротой и внутренней духовностью сумела отодвинуть на задний план эталонных женских персонажей середины прошлого века, и вот уже 20 лет именно она ассоциируется со сладкими мечтами о Франции наряду с багетами, Эдит Пиаф и Эйфелевой башней.

След Коко Шанель

Париж является столицей моды — старейшей и влиятельной. Поэтому французская девушка должна быть самой модной. В начале 20 века яркая и вычурная одежда стала исчезать с улиц города, и благодаря Коко Шанель произошла настоящая fashion-революция.

Габриэль Бонер Шанель родилась во Франции в 1883 году. Ее мать была прачкой, а отец — торговцем. Они не состояли в законном браке, а когда девочке было 12 лет, после смерти матери, отец отправил ее и еще двух дочерей в приют. Позже Коко будет лгать о своем прошлом, чтобы скрыть скромное происхождение. Во время пребывания в приюте Шанель изучила искусство шитья, благодаря чему смогла найти работу портной. Тогда она впервые начала использовать имя Коко. В 1910 году она стала лицензированным производителем головных уборов, а актриса театра Габриэль Дорзиат начала использовать ее шляпы в пьесах. Так для девушки началась карьера дизайнера.

С ее подачи женщины решили носить легкую и практичную одежду, которая считалась мужской. Все дело в том, что у самой Коко в детстве не было пышных платьев. Именно моряки в начале 20 века носили широкие штаны, тельняшки и береты. Шанель вдохновилась ими и поменяла ткани, упростила крой, отказалась от дорогих и вычурных украшений, обуви и сложных причесок — и совершила революцию. Эти элементы можно проследить и в современном женском стиле.

Все перечисленные клише настоящей француженки до сих пор переходят из одного фильма в другой, от одного сериала к следующему. Они стали постепенно превращать образ в привычную декорацию, что, естественно, не всегда соответствует истине.

Загрузить еще