Про собаку Павлова знают все. Если бы у советской науки был герб — там была бы изображена она. Однако не одна, а с маленькими, налысо стриженными детьми. Перебираем скелеты в шкафу самого известного русского физиолога: сказ о том, как Павлов опыты над беспризорниками ставил.
Почему Павлов остался в России
Советским ученым приходилось несладко — особенно в период после революции. При Сталине были расстреляны десятки академиков, профессоров, лучших специалистов. Вот тут можно посмотреть на расстрельный список, в котором 41 человек — из этих людей можно сформировать профессорский состав передового университета. В такой социально-политической обстановке, казалось бы, нужно сидеть тише воды и ниже травы, но… как ни странно, Иван Павлов чувствовал себя очень комфортно.
Пытливый гений физиолога в то время добрался до человеческого мозга — Павлов мечтал исследовать физиологию людей и механизмы рефлексов. Однако для этого нужна была не собака и не кролик, а, собственно, человек. Европейцы во все времена скептически относились к опытам над людьми, вопросы этики и морали для них тут стояли выше интересов медицины (давай вспомним историю о том, как в 17 веке врачам приходилось воровать из больниц трупы, чтобы исследовать патологии). Шведские моралофаги ни за что бы не разрешили ему резать людей — даже во имя науки. Но в России 1930-х ситуация складывалась иначе: то ли представители власти мыслили прогрессивнее зарубежных коллег, то ли им просто было не до вопросов этики, не суть важно. Павлов, пожертвовав собственным комфортом и благосостоянием, решил остаться здесь и воспользоваться шансом пролить свет на тайны наших черепных коробок. Власти страны Советов, выслушав творческий замысел ученого, ответили: не вопрос, братан, — и проблема обеспечения «материалом для исследования» решилась сама собой. Революция, война и голодомор оставили на улицах множество беспризорных детей.
«Возьмите меня в лабораторию есть клюкву»
Если покопаться в интернете, можно найти шокирующие описания того, как Павлов экспериментировал в лаборатории над детьми. Впечатлительные авторы живописуют опыты в красках — складывается впечатление, что читаешь не про Павлова, а про Йозефа Менгеле. Кроме того, есть даже видео, на котором запечатлен процесс эксперимента: сперва в кадре мы видим бритого ребенка неопределенного пола со странной штуковиной, торчащей из щеки. Ребенка кормят с ложки, вид у него не очень-то счастливый. Мрачноватая картинка, но дальше еще хлеще. Малышу лет шести крепят какой-то странный прибор на голову, укладывают на кушетку, на руку нацепляют браслет, ко рту пододвигают жуткого вида трубку. Некий «гениальный» монтажер наложил на видео тревожную музыку. Создается такой саспенс, что кажется: мальчика убьет током сию секунду…
Однако стоит пояснить: на деле происходит эксперимент с выработкой условного рефлекса. Браслет приводится в движение экспериментатором и начинает пульсировать. Ребенок реагирует на прикосновение (кожный раздражитель) и открывает рот в тот момент, когда из кормушки сыплются сладкие бисквиты.
Противоречивая история получается: тут, с одной стороны, членовредительство с протыканием щек, а с другой — кормежка бисквитами. Давай разбираться.
Для начала про тот самый эксперимент, который вызвал столько шума: со слюноприемником. Как и в варианте с животными, этот опыт требовал хирургирования. Слюнной канал, который расположен внутри щеки, выводился наружу и закреплялся на поверхности кожи, к нему крепилась воронка для сбора слюнной жидкости. Из-за этого на щеке, разумеется, впоследствии оставался шрам. Да и сама операция, и процедура эксперимента были болезненными и неприятными. Но такую операцию проделывали далеко не над каждым ребенком. В основном это были куда более этичные эксперименты — они описаны в книге Николая Красногорского «Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных».
Та самая странная, жутковатая конструкция на голове у мальчика из видео — это не орудие пытки, а считыватель колебаний, который записывал количество сглатываний. Если не вдаваться в научные тонкости, то все выглядело предельно просто: детей или просто кормили, или кормили, слегка почесывая кисточкой (ничего особенного — это тоже кожный раздражитель), кормили с завязанными глазами, кормили со звуком звонка — и все сложные процессы, происходящие в этот момент в организме, фиксировали и изучали (если интересны подробности, вот книга Красногорского). Дети, которые в столь юном возрасте видели вещи и пострашнее слюноприемника, были вполне не против поесть шоколада, бисквитов и клюквы, которые использовались для экспериментов. Красногорский пишет: «Опыты с пищевыми рефлексами в большинстве случаев весьма популярны среди детей. Врачам часто приходится слышать: возьмите меня в лабораторию есть клюкву и т. д.»
Самое главное, что описано упомянутой книге, — зачем все эти эксперименты проводились и что благодаря им было открыто. Позицию группы исследователей — и это забывают упомянуть авторы всех статей, в которых пишут про зверства «кровавых ученых», — Красногорский выразил так:
Изучая условнорефлекторные реакции у больных, мы стремились вскрыть биологическую природу и происхождение болезненных состояний и тем способствовать естественно-научному пониманию их внешних проявлений и открытию практических способов помощи, которые могли бы облегчить и улучшить состояние больного.
Павловым были изучены расстройства пищевого поведения, задержка речевого развития, физиологические нарушения сна, нарушения работы опорно-двигательного аппарата и многие другие патологии. И не просто описаны и исследованы — были предложены методы их лечения. Работы Павлова без преувеличения расширили горизонты мировой и отечественной медицины.