Красочные картинки с улыбающимися американскими домохозяйками 1950-х годов показывают нам идиллию в абсолюте. Обед приготовлен, дети опрятно одеты и накормлены, на ногах — высокие каблуки, а на лице — ни капли усталости. Жена в пестром платье подбегает к только что вернувшемуся с работы мужу, целует его в щеку и указывает жестом на стол с горячим ужином.
С ностальгией вспоминая о чудесных временах, консервативно настроенные американцы упускают факт, что женщины того времени были глубоко несчастны. И на то имелись объективные причины, коренящиеся в самой сути американской экономической системы.
В то же время советские женщины были в авангарде общества, успешно поддерживали статус «трудолюбивого советского человека» и с энтузиазмом осваивали новые профессии. Royal Cheese выяснил, отчего образ домохозяйки был популярен в США и почему отечественные девушки не придерживались этой роли.
От «сильной женщины» до «счастливой домохозяйки»
Когда мужчины США ушли на фронт Второй мировой, государству срочно потребовалось заполнить освободившиеся рабочие ячейки. Американское общество столкнулось с крупной медиакампанией в виде плакатов, объявлений, кинофильмов и статей, мотивирующих домохозяек занять места своих мужей. Женщин перестали считать слабым полом; преграды были сломлены, и страна могла увидеть сильных руководительниц, готовых плечом к плечу с мужчинами работать с техникой и трудиться на благо Штатов.
Какое-то время журналы были наполнены яркими историями о «мужественных» дамах, но, когда исход войны стал предсказуем, страницы изданий начали пестрить пугающими статьями о вреде карьеры и высшего образования. Маскулинизация женщин стала опасна для страны. В широко распространенной брошюре Военного министерства США заявлялось:
«Женщина — лишь заместитель, это сродни использованию пластмассы вместо металла».
Власть переживала за целостность семей и не могла допустить нехватку рабочих мест для мужчин, которые вскоре должны вернуться с фронта. На фоне активно развивающейся рекламной индустрии был найден идеальный способ справиться с возникшей проблемой.
В послевоенные годы у 60% американцев появились телевизоры, а значит, сознание людей с легкостью могли захватить стереотипные образы, пропагандирующие новый эталон семейной жизни. Конечно, такому идеалу должны сопутствовать рекламируемые товары, целевым сегментом которых стали женщины как хранительницы домашнего очага. Как должна выглядеть идеальная американская домохозяйка? Она всегда ухоженная, одетая по последней моде, успевающая заботиться о семье и своей внешности. И, конечно же, она пользуется стиральным порошком «Нашей» фирмы. Как итог возврата к традиционным ценностям, количество женщин в рабочей силе уменьшилось с 37% до 32% к 1950 году из-за отказа от труда ради мужчин, вернувшихся с войны.
Карательная медицина
За улыбкой женщин нередко скрывались затяжной алкоголизм и прием успокоительных. Антидепрессанты позволяли заглушить боль от невозможности соответствовать идеалу, терпеть агрессию мужа и капризы ребенка.
Таблетки стали не единственной проблемой американок 50-х годов. В, казалось бы, развитой стране практиковалось женское обрезание, проводившееся по религиозным и иным соображениям еще в малом возрасте. Родители могли увидеть свою дочь за изучением собственных гениталий и решиться на процедуру во благо сохранения нравственности ребенка. Однако вместо счастливого и непорочного будущего женщины получали патологии, препятствующие нормальному деторождению. Обрезание и клиторэктомия проводились и для взрослых женщин в терапевтических целях. Депрессивное состояние, очевидно, принималось за патологию, вылечить которую считалось возможным с помощью радикальных, но «действенных» методов.
Кроме того, из-за отсутствия сексуального просвещения и пропаганды нравственного образа жизни молодые люди ничего не знали о прелюдии и взаимном сексуальном удовлетворении. Женщины после брака нередко сталкивались с вагинизмом — спазмом мышц промежности, не позволяющим вести половую жизнь. Лечение такого отклонения заключалось в насильственном растяжении мышц влагалища, что было достаточно болезненной процедурой.
Поддержание роли идеальной женщины, готовой удовлетворить любящего мужа, чего бы это ни стоило, отнимало огромные усилия и причиняло как физическую, так и ментальную боль. Однако в 60-70-х годах положение женщины в США изменилось.
«Загадка женственности»
Стремясь к образу героинь из рекламных плакатов, женщины целыми днями ухаживали за детьми, убирали дом, готовили обильный ужин и одновременно пытались ухаживать за собой, делая макияж, прически и надевая высокие каблуки. Считалось, что такая обувь даже полезна для здоровья и способна уберечь от плоскостопия.
Однако реальность никак не соотносилась с красочными образами из телевизора: женщины чувствовали сильную усталость, о которой не осмеливались заявить. В голове возникала мысль: «Что со мной не так?» Этим вопросом задавались многие домохозяйки, погрязшие в рутине и забывшие об образовании, науке и саморазвитии. Целью их жизни стало соответствие образу «правильной» американки.
Тем не менее в 60-70-х годах положение женщины в США изменилось. В 1963 году вышла книга «Загадка женственности» американской писательницы Бетти Фридан. Произведение, как результат обеспокоенности положением женщин в США, считается одной из предпосылок начала Второй волны американского феминизма.
Идея пришла к Бетти в 1957 году, когда она провела опрос среди бывших одноклассниц. Результаты только подтвердили опасения Фридан, что большинство женщин страдают от депрессии и разочарованы ролью домохозяйки. В книге «Загадка женственности» оспаривается широко распространенное в 1950-х годах убеждение:
«После 1949 года исполнение своего предназначения для американских женщин выражалось только одним определением — мать-домохозяйка».
Книга стала призывом к самореализации и повышению сознательности среди женщин среднего класса по всей Америке. После публикации движение за гендерное равенство распространилось по стране, обнародовав истинную жизнь «счастливых домохозяек».
11 октября 1963 года Комиссия по положению женщин в США при президенте Джоне Кеннеди опубликовала доклад о гендерном неравенстве, в котором было задокументировано положение американок и даны рекомендации по его улучшению.
Несмотря на последующий раскол движения на либеральные и радикальные течения, Вторая волна феминизма стала качественно новым этапом в обретении женщинами сознательности и уверенности в своей силе. Накопившееся за многие годы возмущение, достигнув своего апогея, нашло выражение в длительном протесте, который внес значительный вклад в борьбу женщин за равноправие.
Протест женщин в США и СССР как следствие борьбы экономических систем
В годы войны женщинам многих стран пришлось взять на себя «мужские» обязанности. Каждый должен был сделать вклад в победу над врагом. Во время военных действий труженицы социалистического общества работали как на фронте, так и в тылу, с гордостью возложив на себя новый груз обязанностей. Однако после окончания боевых действий ярко проявилось отличие двух концепций, исторически противостоящих друг другу на протяжении многих лет, — социализма и капитализма.
В то время, пока в США развивалась тотальная коммерциализация американского общества, приоритетом которой было отнюдь не гендерное равенство, в СССР труд каждого гражданина ценился в равной мере. Финансово-промышленные элиты как выгодоприобретатели американской культурной экспансии видели в американках инструмент обеспечения личного финансового господства и экономического доминирования на рынке. Советское же государство видело в людях не инструмент достижения цели, а саму цель.
Несмотря на то, что права женщин в СССР были реализованы не в полной мере, возможности для самоактуализации тружениц здесь не могли сравниться с существованием домохозяек США, чье личностное развитие не выходило за пределы «верной жены и хорошей матери».
Стоит напомнить, что основа коммунистического общества — всестороннее свободное развитие каждого члена государства и всей системы в целом. То, в какой мере исполнялось данное обещание, — предмет многочисленных дискуссий, однако принцип, которому пытались следовать советские граждане, как минимум включал гендерное и классовое равенство. При этом капиталистическая система во главу угла ставила обогащение рыночной экономики и насаждение американских ценностей для установления господства на правах самой передовой страны мира. Лишь малая часть того, что скрывалось за лозунгами о демократии и правах человека, проявилось в виде борьбы женщин за свои права.
Говоря о послевоенном положении в СССР, трудно не привести в пример опыт первой женщины-кинооператора Марии Суховой. Как фронтовой оператор военных действий Мария проявила героизм и настоящую любовь к своему делу. По рассказам ее коллег, даже после тяжелого ранения в живот женщина переживала за сохранность отснятого материала, а позже просила себя застрелить, чтобы не попасть в плен к фашистам:
«Ребята, я погибаю. Возьмите мой аппарат и пленку и, если вам удастся перейти фронт, отправьте это в Москву, в кинохронику».
Судьба Марии Суховой стала примером для сотен других женщин, не осмеливающихся испытать в себя в «мужском» деле. Она — одна из немногих героинь, подвиги которых доказали, что не существует запрещенных профессий, если есть готовность отдать жизнь за любимое дело.
Опыт Бетти Фридан и американских домохозяек, выступающих за свободу, Марии Суховой, показавшей на своем примере настоящий профессионализм, и многих других женщин, несмотря на неравные политические и экономические условия, доказал, что женщины способны стать частью общественного производства наравне с мужчинами. История показывает, что самореализация и возможность выразить себя в труде — то, что должно быть у каждого, независимо от половой принадлежности. Однако степень свободы женщины зачастую определяется интересами экономической системы, в которой она живет, и опыт американок стал отражением культуры потребления и приоритета частного обогащения перед общественным благом в послевоенное время в США.
В заключение можно привести цитату, иллюстрирующую отношение к положению женщины в обществе, Владимира Ленина, давшего толчок к всестороннему развитию советского гражданина:
«Женское рабочее движение главной своей задачей ставит борьбу за экономическое и социальное равенство, а не только формальное. Втянуть женщину в общественно-производительный труд, вырвать ее из «домашнего рабства», освободить ее от подчинения — отупляющего и принижающего — вечной и исключительной обстановки кухни, детской — вот главная задача».