На самом деле при рождении его назвали Альбертом — в честь короля Бельгии, побывавшего в конце 20-х годов в СССР. Потом имя стало небезопасным, и Альберт стал Олегом. Олегом Борисовым.
Из школы-студии МХАТ он уехал в Киев, в театр имени Леси Украинки, откуда и попал на съемки комедии «За двумя зайцами» — и прославился на всю страну. Экранизация малоизвестной пьесы, снятая изначально на украинском языке, оказалась такой популярной, что была была переозвучена на русский и стала всесоюзным хитом. Украинское руководство отправило исполнителя главной роли в Варшаву, чем сильно обидело старых актеров: дескать, зазнался исполнитель роли Голохвастова, за границу поехал, наплевав на спектакли… Из театра Борисова уволили, хотя тут же восстановили — но он был человеком гордым, да еще и с непростым характером. Не вернулся, уехал в Питер.
Он был непрост в общении, но честен перед самим собой. Никогда не гнул шею, не жертвовал собой ради чего-то еще, ссорился с Товстоноговым, заслужив от того реплику: «Олег, нельзя же играть назло всем хорошо!». Он играл великолепно
Мы, правда, знаем его по кино; он много и охотно снимался, хотя в дневнике своем впоследствии писал: «…Лучше было не сниматься в сорока сереньких фильмах, оставить после себя три–пять: «Проверку на дорогах», «Рабочий поселок», «Остановился поезд». Но в глазах стоят яростная улыбка Джона Сильвера из «Острова сокровищ», помнится двуликий Рафферти из одноименного фильма, маниакальный инженер Гарин со своим гиперболоидом… А уж там, где было что и как играть, Борисов разворачивался по полной. Мало кто сейчас помнит фильм «Слуга» — а вы найдите, посмотрите.
Те, кто с нежностью гладит советские игровые автоматы и постит в блогах фотки советских мотороллеров, посмотрите, как Борисов играет то ли аппаратчика, то ли настоящего дьявола!
Говорят, режиссеры не хотели давать ему роли сотрудников соответствующих органов; кто видел его в «Остановился поезд», поймут, почему: так, как он вел допрос, не всякий сотрудник прокуратуры сможет.
Слово «перфекционист» появилось в русском языке позже. Тогда и стали говорить, что из-за своей маниакальной страсти к идеальному Борисов не сыграл того, другого, третьего… Но он был профи, и профессионализм ставил высоко — как и справедливость, которую возводил в абсолют. По мне, равных ему в СССР было человек пять, а то и меньше. Не снижал человек планку никогда, был горд за себя, знал себе цену, не комплексовал из-за этого, и играл хорошо вопреки всему. Как и завещал Товстоногов, думая, что зло подшучивает.
Ошибался.