Некоторые профессии нам кажутся чрезвычайно простыми или очень понятными. Мы часто оцениваем внешнюю сторону вопроса: «Да, летать сложно, но помахать руками и раздать бутеры с чаем — просто». О том, что такое быть стюардессой, какую ответственность необходимо нести и каким вниманием обладать, рассказала Жанна Пархомец. Героиня ради работы в небе оставила спорт, в котором добилась значимых успехов.
Акробатика, золотые медали и пропавший спортивный запал
Я родилась в Комсомольске-на-Амуре. В 4 года началась моя спортивная карьера: родители отдали меня на секцию акробатики. Все 10 лет пролетели незаметно, я умудрялась совмещать учебу и тренировки без труда. Мы с достоинством выступали на региональных стартах, и тренер вывозила нас на всероссийские турниры: побывали в Москве, Воронеже, Саратове, Башкортостане. Однажды на соревнованиях меня заметила тренер сборной России из Краснодара. Она хотела видеть меня в числе своих воспитанников для дальнейших перспектив. Тут возникли вопросы: мне 14 лет, да и Краснодар на другом конце страны, у родителей не было возможности отправиться со мной на тот момент. Но я поехала навстречу своим новым спортивным достижениям. Школа осталась на втором плане, много сил и времени было отдано на тренировки и подготовку ко всевозможным стартам. Итог: 3 золотых медали с Чемпионатов мира, Европы и в 4 раза больше — с Чемпионатов России.
Был и переломный момент: в начале 11 класса я решила закончить карьеру, я «наелась» спортом, мне смертельно хотелось менять сферу деятельности. Ну когда, как не в 11 классе? Я взялась за ум, посещала репетитора и задумала поступить в таможенную академию в Москве или Санкт-Петербурге. Хватило меня на полгода. Как очутилась в зале снова — помню смутно, но планы пришлось менять кардинально. Досрочная сдача ЕГЭ, не самые обнадеживающие результаты и понимание, что никакой таможенной академии мне не светит. Я попала в училище олимпийского резерва, чтобы не пропускать следующий учебный год, и тренировалась еще около 2 лет — они были самыми плодотворными в плане моих спортивных достижений. Решение второй раз оставить спорт было окончательным и бесповоротным, я больше там себя не видела, да и запал пропал. Я понимала, что чем дольше там нахожусь, тем сильнее чувствую, что навсегда там и останусь, а этого мне совсем не хотелось.
Работа стюардессой: рассветы в облаках и бесконечные командировки
Через какое-то время после завершения спортивной карьеры подала заявку, ответ на которую получила только на свой 20-й день рождения, решила попробовать. Процесс пошел — и он был уже необратим.
Началось все с ВЛЭК — это так называемая летная медицинская комиссия, затем обучение длиною в 4 месяца. Больше всего мне нравилось, что буквально все давалось мне без особого труда. Я была увлечена, узнавала много нового для себя, обрела новые знакомства — это были люди с абсолютно разными историями, из разных сфер деятельности. Для меня все это было так в новинку, ведь спортивные группы — это больше про ограниченное сообщество, а тут, оказывается, может быть и наоборот.
Наверное, первое время я испытывала сложности в коммуникации, но с опытом стала более уверенной в себе, стало проще решать проблемы, так как время на борту самолета всегда ограничено, действовать нужно быстро, мнительности здесь места нет.
Позади было 4 месяца обучения, трудоустройство, но больше всего я ждала получения форменной одежды! И, конечно же, звонка из диспетчерской, когда сообщили дату моего первого полета. Он состоялся 28 мая 2018 года в Новый Уренгой. Со мной в экипаже были девочки, которые помогли мне со всем разобраться и не чувствовать себя новичком. По прилете в Москву меня встретила двойная радуга и легкий майский дождь. Я сделала пару фотографий на память, и они остаются по сей день самыми красивыми за 2,5 года работы в авиации. Тогда я почувствовала себя на своем месте.
Первое время я вела дневник, где записывала каждый свой рейс. Их было порядка 15 в месяц. Затем начались более длительные, свыше 5 часов, один-два раза в месяц — в этих городах мы оставались на сутки в командировке; в целом количество рейсов немного сократилось, но график всегда был бешеным. О том, куда я лечу, всегда узнаю только по вторникам и пятницам — такое правило. Спланировать в таком графике можно значительно ничего, здесь лишь спонтанность плюс максимум 2 заказанных выходных в месяц.
Самым наказанием для меня были, есть и будут ночные рейсы, которых достаточно много. Ночь очень медленно перетекает в утро, в те моменты в голове мысли только о скорой встрече с подушкой. Однако неважно, какое время суток, — соблюдение требований безопасности на борту воздушного судна необходимо. Поэтому нужно быть максимально бдительным и сконцентрированным на поставленной задаче. Бонусом утром очень красивые рассветы, особенно в облаках и на аэродроме.
Взгляд на профессию изнутри
Сама подготовка к рейсу начинается за 2 часа до вылета: я приезжаю в аэропорт и иду в диспетчерскую — туда пускают только по id-карте сотрудника, обязательно прохожу стартового врача и встречаемся с экипажем на брифинге. Там мы получаем всю информацию по рейсам, особенности, распределяем обязанности, также старший бортпроводник проводит опрос по знаниям аварийно-спасательного оборудования, проверяет наличие всех документов: если что-то отсутствует, человека снимают с рейса и очень быстро ищут нового. На этот случай всегда есть бортпроводники, которые содержатся в резерве: они находятся в отеле и по первому же звонку диспетчера бегут на рейс.
В самолет заходим за 1 час до вылета, проверяем все оборудование, чистоту салона. Бывает такое, что в процессе обнаруживается неисправность, с которой лететь нельзя, — тогда происходит замена самолета и задержка рейса. Так что если у вас задерживается вылет, на это всегда имеются совершенно другие обстоятельства — в большинстве случаев стюардессы здесь вообще не при делах. Мы только стараемся сделать все возможное, чтобы полет был безопасным, поэтому нужно обращать внимание на все мелочи. В это же время грузится питание, напитки — это тоже все считается, сверяется количество согласно зарегистрированным пассажирам.
Как правило, за 40 минут до вылета начинается посадка: первыми приглашаются пассажиры с детьми, с ограничениями жизнедеятельности, несопровождаемые дети. С этими пассажирами всегда проводится индивидуальный инструктаж, оказываются повышенные забота, внимание и помощь в рейсе.
Бывают форс-мажоры, и нужно все делать в спешке, чтобы не произошла задержка вылета. Несмотря на это, все необходимые инструктажи, демонстрация аварийно-спасательного оборудования (это где стюардессы выходы, маски, ремни и жилеты показывают), подготовка к взлету должны быть выполнены на 100%.
Рейсы всегда проходят по-разному, порой неважно, какое количество пассажиров, на Камчатку летишь или в Воронеж, случаются ли конфликты, — всегда все зависит от настроя и сплоченности экипажа, это наш залог успеха всегда и везде. С опытом некоторые действия доходят до автоматизма, и 10 минут горизонтального полета не становятся проблемой. Стоянка в промежуточном аэропорте, как правило, не больше 1 часа, приходит клининговая служба, и самолет готовят к вылету обратно в Москву. Поэтому красивые виды на Рим, Париж, Нью-Йорк, Пхукет и остальные города и страны остаются по ту сторону иллюминатора.
«Внутренняя кухня» у нас и правда достаточно интересная. Каждый наш рейс проходит с разными коллегами, с людьми, которых мы видим, возможно, первый и последний раз в своей жизни. Мы так обучены, что каждый бортпроводник взаимозаменяем и может выполнять любые обязанности на самолете. А их у нас очень много: есть старший бортпроводник, на котором ответственность за весь кабинный экипаж, он же контактирует напрямую с пилотами на протяжении всего рабочего процесса, а также есть ответственные за кухню и питание, за продажи товаров из магазина беспошлинной торговли и другие. Именно слаженная работа обеспечивает максимально безопасный и комфортный полет, поэтому важно уметь прислушиваться и помогать друг другу.
Ходят слухи о том, что в стюардессе должен уживаться спасатель, пожарник, психолог, повар, няня и предсказатель погодных условий. Скажу, что это не слухи, а так и есть: каждый год мы отрабатываем, как тушить пожары на борту воздушного судна, которое может сгореть дотла за 90 секунд, как спасти пассажиров, пилотов и себя в случае чрезвычайной ситуации, как успокоить пассажира, особенно если он аэрофоб, как отменно сервировать блюда и окружить людей приятной атмосферой во время полета.
Так, история одного полета начинается за 2 часа до времени вылета и заканчивается на час позже после того, как последний пассажир покинул борт самолета. И это маленькая жизнь со своими историями — порой веселыми и не очень.
«Кубарем скатился по трапу»: трэш-ситуации из жизни стюардессы
Первое место отдам ситуации в Дубае и самоуверенному экипажу, который посчитал, что не сгорит там в апреле месяце. Было больно, но весело, девочки оказались самыми смелыми бойцами ever.
Второе место отдам магической пропаже коробки с вьетнамскими фруктами в Ханое с борта самолета — моему расстройству не было предела. Я не люблю Ханой, мне тяжело дается этот рейс, единственным утешением были спелые фрукты, о которых я так мечтала. После рейса весь экипаж собрал мне символический пакетик — каждый положил по фрукту, было очень трогательно. На этом же рейсе я подружилась с девочкой, она и ее муж в итоге познакомили меня с моим молодым человеком.
Успеть неуспеваемое — возможно
Говоря о том, успеваю ли я что-то кроме работы, то в принципе возможность найдешь всегда — все зависит от желания и самочувствия, а еще от совпадения графиков с моим молодым человеком и друзьями. Пандемия дала нам много свободного времени, но и отняла у нас значительное количество полетов, а соответственно, и финансов. Теперь я больше времени провожу дома, занимаюсь бытовыми делами, осваиваю новые кулинарные рецепты, обучаюсь финансовой грамотности и сдаю дистанционно сессию в институте физкультуры. Ситуация здесь совсем не из легких на данный момент, мы все очень ждем момента восстановления, но, кажется, он где-то очень далеко. Я нахожусь в слегка подвешенном состоянии, ожидая прежнего графика работы и улучшения ситуации в целом. Требования становятся все жестче, и я рекомендую людям, которые сейчас путешествуют по стране и за границу, соблюдать то, о чем вас очень просят.
Моя семья живет в Краснодаре, я стараюсь прилетать к ним по возможности и во время отпуска. Иногда заказываю 2 выходных, чтобы навестить их. Сами они отлично относятся к моей профессии — видимо, устаканился в нашей семье формат разъездной жизни. Я знаю, что они в меня верят, а я их не подведу. Еще и успели бизнес-классом пару раз полетать.
Мой молодой человек тоже связан с авиацией, в этом плане мы друг друга понимаем, плюс оба бывшие спортсмены. По воле случая успели съехаться за месяц до начала пандемии. Вместе нам все нипочем, а помощь и поддержка сейчас невероятно важны и нужны. Я ему очень за это благодарна.