Без рубрики
30 января, 2013

Памяти Сергея Супонева

28 января исполнилось бы 50 лет со дня рождения телеведущего Сергея Супонева.

Не помню, как я познакомился с Сережей Супоневым — впрочем, в ту пору 
на Королева, 12 люди с мало-мальски сходными интересами знакомились 
как-то автоматически. То ли это было на «запрещенном» телемосте между 
питерским рок-клубом и московской рок-лабораторией, то ли на съемках
«Шире круга», где бесчинствовал «Мистер Твистер» и гнулись-ломались
кенигсберские рокеры «003». В общем, это был то ли 1986-й, то ли 
1987-й год.


Супонев был обаятельным парнем из редакции пропаганды, места адского, 
кондового, коммунистически выдержанного

От места своей работы он
 очень страдал, потому что был вполне себе рок-н-ролльным человеком, 
сочинял смешные песенки с легкими и цепляющими мелодиями и записывал
 их, дома на синтезаторе то ли одолженном, то ли взятом 
напрокат у Юрия Лозы, с которым он соседствовал. Острый ум
 его не мог не изнывать от ужаса окружающей обстановки, и потому при
 первой возможности он свалил в детскую редакцию, где начал делать 
сюжеты для “До 16 и старше”; дальнейший путь его, кажется, в полной
 мере освещен в “Википедии”, так что списывать оттуда не стану. Но вот 
вам деталь, которую очень хорошо помню: по вечерам он сидел в пустых 
студиях на втором этаже Телецентра — там везде стояли рояли — и играл.
 Просто так, для себя.
 Сегодня многие говорят о том, каким хорошим детским ведущим он был. В
 зените его славы у меня росли дети, какие-то их одноклассники,
кажется, попадали в супоневские передачи, и мы смотрели именно эти
выпуски — собственно, они и есть источник моего знания о его позднем
творчестве. Как мне кажется, главным достоинством Сергея Супонева было
то, что он вошел в новое время совершеннейшей плотью от плоти
 позднесоветского ТВ, и никаким не Парфеновым не был: тот, кстати,
 синхронно с первыми опытами Супонева в десткой редакции уже снимал
свой эпохальный фильм "Дети ХХ съезда", о котором уже никто не помнит.
 Супонев перенес эту полную надежд на светлое будущее улыбку на 
постсоветское телевидение, которое было самым разным, но, кажется,
 никак не обнадеживающим, и сохранил ее практически до самого конца,
 который встретил главным по детскому вещанию в стране. Понятно при 
этом, что все, что он делал, уже к концу 90-х казалось адским 
анахронизмом — но на фоне всего прочего, безусловно, служило делу 
добра, как ни пафосно это звучит. Потому что эти его улыбка и 
сдержанная доброжелательность приходились к месту и в «Зове джунглей»,
 и в передаче про какие-то ранние приставочные игры со слоненком Денди,
 — они сглаживали реальность, в которой под окнами обычных жилых домов
 на Шаболовке, например, сжигались машины и шли перестрелки гостей
 столицы с аборигенами.

То, что нынешние-взрослые-тогдашние-дети
благодарят Супонева за собственное детство, во многом справедливо

Мы, 
конечно, не должны радоваться тому, что нашим, грубо говоря, Корчаком
стал телеведущий — но то, что в критический момент никого, кроме него,
 на эту роль не нашлось, никак не его вина, а ровно наоборот. 
Супоневские передачи можно обвинять в легковесности, но в них не было
 тупости, сюсюкания, заигрывания — трех главных гадостей детского
 телевидения. И за это ему, конечно, большой респект.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: